23 мая 2008 г. |
Дело N А14-16052-2007/821/11 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Скрынникова В.А.,
Сергуткина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О.,
при участии
от ОАО "Евдаковский масложировой комбинат": Бухтаева И.В., адвоката по доверенности от 09.01.2007;
от Воронежской таможни: Синецкого П.В., глав. гос. тамож. Инспектора по доверенности N 12-20/9351 от 04.12.2006; Чапской Ю.В., глав. гос. тамож. Инспектора по доверенности N 12-20/9827 от 20.12.2006; Толстова И.Ю., начальника отдела по доверенности N 12-20/2660 от 12.04.2006,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2008 по делу N А14-16052-2007/821/11 (судья Протасов С.В.) по заявлению ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" к Воронежской таможне о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Евдаковский масложировой комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее - Таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в выставлении и направлении требования об уплате таможенных платежей от 18.09.2007 N 209.
Решением суда от 21.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права, Таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция установила следующее.
15.12.2006 ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" заключен контракт с ООО "Дельта Вилмар СНГ" (Украина) N 255-Т-12/06, во исполнение условий которого в период с 01.01.2007 по 16.02.2007 Общество ввезло на территорию Российской Федерации в железнодорожных цистернах масло пальмовое в жидком состоянии рафинированное дезодорированное в количестве 258 6350 кг на общую сумму 1784581,5 долларов США.
Данный товар был оформлен по ГТД N N 10104050/180107/0000049, 10104050/220107/0000060, 10104050/160207/0000194, 10104050/250107/0000086, 10104050/100207/0000171, 10104050/140207/0000184 в режиме выпуск для внутреннего потребления с освобождением от уплаты 5% ввозной таможенной пошлины и с уплатой НДС по ставке 10%.
25.04.2006 ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" заключен контракт с ООО "Дельта Вилмар СНГ" (Украина) N 060-Т-0407, во исполнение условий которого Общество ввезло на территорию Российской Федерации в железнодорожных цистернах наливом масло пальмовое рафинированное дезодорированное отбеленное для производства маргариновой продукции в количестве 3157500 кг на общую сумму 2825063,75 долларов США.
Данный товар был оформлен по ГТД N N 10104050/050607/0000671, 10104050/200607/0000715, 10104050/230507/0000605, 10104050/060707/0000785, 10104050/250707/0000870, 10104050/240807/0001039, 10104050/270707/0000884, 10104050/100807/0000967, 10104050/130807/0000975, в режиме выпуск для внутреннего потребления, с освобождением от уплаты 5% ввозной пошлины и с уплатой НДС по ставке 10%.
При осуществлении таможенного оформления ввезенного товара была установлена страна происхождения товара - Украина.
В ходе таможенной ревизии должностные лица таможни пришли к выводу, что технологический регламент украинской фирмы (поставщик) не содержит в полном объеме технологических и производственных операций, установленных Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000.
На этом основании Воронежской таможней были отменены решения должностных лиц Россошанского таможенного поста о подтверждении страны происхождения товара.
По итогам ревизии был составлен акт от 18.09.2007, в котором отражено, что страна происхождения товара неизвестна, соответственно, отсутствуют основания для таможенных преференций.
ОАО "Евдаковский масложирвой комбинат" были начислены таможенные платежи в сумме 6575179,99 руб., в том числе: ввозная таможенная пошлина - 5977436,37 руб., налог на добавленную стоимость - 597743,62 руб. и выставлено требование N 209 от 18.09.2007 об уплате указанных платежей в срок до 12.10.2007. В связи с несвоевременной уплатой таможенных пошлин и налогов начислена пеня в сумме 289297,64 руб.
Посчитав незаконными и нарушающими его права действия Воронежской таможни по выставлению и направлению данного требования, ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" обратилось в арбитражный суд за защитой.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции посчитал, что оспариваемые действия Воронежской таможни не соответствуют требованиям действующего законодательства, следовательно, нарушают права и законные интересы ОАО "Евдаковский МЖК" на осуществление предпринимательской деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда и полагает необходимым при рассмотрении данного дела учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 29 ТК РФ определение страны происхождения товара производится в соответствии с положениями настоящей главы во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе путем освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999, и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров. Такие Правила утверждены решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 30.11.2000 "О правилах определения страны происхождения товаров".
Для подтверждения страны происхождения товара в государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ТК РФ документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36).
Статьей 36 ТК РФ предусмотрено, что Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Приказа ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 ТК РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (статья 31) или подвергнуты достаточной переработке (статья 32), в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке, определенном настоящим Кодексом.
В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 "критерий достаточной обработки/переработки" - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которыми товар, если в его производстве участвуют две и более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.
В Приложении N 1 к указанным Правилам содержится Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.
В соответствии с п.4 Перечня импортеры имеют право на преференции при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации: масла гидратированного, масла рафинированного недезодарированного, масла рафинированного дезодорированного.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела, что ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации масло пальмовое в жидком состоянии рафинированное дезодорированное отбеленное для производства маргариновой продукции, позиция по ТН ВЭД "1511".
В Воронежскую таможню вместе с каждой ГДТ Обществом были представлены Сертификаты происхождения товара (форма СТ-1), выданные Ильичевским предприятием Одесской региональной торгово-промышленной палаты, в которых страной происхождения ввезенного товара указана Украина.
Данные сертификаты были выданы на основании экспертных заключений, в которых указан критерий определения страны происхождения товара - переработка сырья является достаточной для приобретения конечным продуктом статуса происхождения Украины.
Согласно письму от 25.09.2007 N 72 Московского филиала Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института жиров Российской академии сельскохозяйственных наук - ООО "Дельта Вилмар СНГ" при производстве пальмового масла соблюдаются критерии достаточности обработки, то есть выполняются все необходимые и достаточные условия для определения в качестве страны происхождения товара - Украины.
Замечаний к оформлению сертификатов о происхождении товара, представленных ОАО "Евдаковский масложировой комбинат", таможня не предъявляла, к компетентным органам и организациям, выдавшим указанные сертификаты с целью предоставления уточняющих сведений и информации, дополнительных документов, не обращалась.
Кроме того, из производственного технологического регламента ООО "Дельта Вилмар" и письма Всероссийского научно-исследовательского института жиров от 25.09.2007 N 72 следует, что при производстве рафинированного дезодорированного пальмового масла и его фракций, удаление свободных жировых кислот происходит на стадии дезодорации (дистилятивной нейтрализации - обработки острым паром под ваккумом).
Указанный регламент включает в себя гидратацию растительного масла и этим процесс не заканчивается, а осуществляется более глубокая его переработка с целью производства масла рафинированного отбеленного дезодорированного.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что масло рафинированное отбеленное дезодорированное является продуктом более высокой переработки, чем масло прошедшее лишь этап гидратации, что позволяет говорить о критерии достаточной переработки.
Представленными материалами дела подтверждается, что таможенный орган не принял всех необходимых мер для устранения сомнений относительно безупречности сертификата происхождения товара и содержащихся в нем сведений.
В нарушение требований ч.1 ст.65 АПК РФ Воронежская таможня не обосновала надлежащим образом свою позицию, относительно избрания критериев по изменению страны происхождения, в результате чего неправомерными являются действия по выставлению и направлению требования N 209 от 18.09.2007 об уплате таможенных платежей в срок до 12.10.2007.
Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, следовательно подтверждающих законность и обоснованность оспариваемых действий, Воронежская таможня ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, не представила.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со ст.71 АПК РФ, установив, что оспариваемые действия Воронежской таможни не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" и незаконно возлагают на Общество обязанности по уплате таможенных платежей, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы признаются апелляционной коллегией несостоятельными и отклоняются ввиду того, что не согласуются с представленными материалами и требованиями действующего законодательства, не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ч.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2008 по делу N А14-16052-2007/821/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16052-2007/821/11
Заявитель: ОАО "Евдаковский масложировой комбинат"
Ответчик: Воронежская таможня ЦТУ