г. Пермь
10 февраля 2009 г. |
Дело N А50-15049/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Глотовой Г.И.
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.
при участии:
от заявителя - ОАО "Мотовилихинские заводы" -МаясинаЕ.В., доверенность от 10.11.2008 года, паспорт; Горбунов А.М., доверенность от 04.02.2009 года, паспорт
от ответчика - Департамента земельных отношений администрации г.Перми - Кислицын Р.А., доверенность от 09.02.2009 года, паспорт;
от заинтересованного лица - Департамента планирования и развития территории г.Перми - Голиков Ю.С., доверенность от 23.12.2008 года, удостоверение
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Департамента земельных отношений администрации г.Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 декабря 2008 года
по делу N А50-15049/2008,
принятое судьей Голубцовой Ю.А.
по заявлению ОАО "Мотовилихинские заводы"
к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми
заинтересованное лицо - Департамент планирования и развития территории г.Перми
о признании действий незаконными,
установил:
ОАО "Мотовилихинские заводы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми по отказу в удовлетворении заявки ОАО "Мотовилихинские заводы" о предоставлении в собственность земельного участка площадью 25 366 кв.м, кадастровый номер 59:01:0000000:95, под объектами недвижимости по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, ул.Восстания, 17 в части приватизации указанного земельного участка за красной линией; обязании Департамента земельных отношений администрации г.Перми исполнить заявку ОАО "Мотовилихинские заводы" о предоставлении в собственность указанного земельного участка путем подготовки проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направления его заявителю в установленный законом срок (с учетом уточнения требований)
Определением суда от 13.10.2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент планирования и развития территории г.Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01 декабря 2008 года заявленные требования удовлетворены частично. Действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми по отказу в удовлетворении заявки ОАО "Мотовилихинские заводы" о предоставлении в собственность земельного участка площадью 25 366 кв.м, кадастровый номер 59:01:0000000:95, под объектами недвижимости по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, ул.Восстания, 17, в части приватизации указанного земельного участка за красной линией. Суд обязал Департамент земельных отношений администрации г.Перми подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 25 366 кв.м, кадастровый номер 59:01:0000000:95, расположенного по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, ул.Восстания, 17, и направить указанный проект договора купли-продажи ОАО "Мотовилихинские заводы" в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Ответчик - Департамент земельных отношений администрации г.Перми с решением суда не согласен, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе указывает, что согласно проекту детальной планировки жилого района "Мотовилиха", утвержденного решением исполнительного комитета Совета народных депутатов трудящихся от 21.11.1978 года, земельный участок, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.Восстания, 17, частично расположен на территории общего пользования и в силу п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации.
Заявитель - ОАО "Мотовилихинские заводы" с доводами апелляционной жалобы не согласен. Считает, что решение законно и обоснованно, поскольку испрашиваемый земельный участок никогда не относился к территории общего пользования. Генеральный план города Перми, Акт об установлении красных линий от 26.10.2001 года признаны судебными актами не соответствующими требованиям законодательства. Ссылка ответчика на проект детальной планировки жилого района "Мотовилиха" не может быть принята судом во внимание, поскольку данное доказательство в суде первой инстанции не рассматривалось и не представлено доказательств невозможности его представления в суд первой инстанции.
Заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы согласно, просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Мотовилихинские заводы" является собственником одноэтажного кирпичного здания котельной (лит. Д), площадью 446,1 кв.м., 2-этажного производственного здания (лит. В) площадью 1 971,7 кв.м., цистерны для маслоотходов (лит. Г), одноэтажного здания ремонта автомобилей (лит. Б) площадью 562,5 кв.м., 2-этажного здания административно-бытового корпуса (лит. А) площадью 1 824,4 кв.м. с холодным пристроем, двумя крыльцами, двумя заборами, пятью воротами, замощением, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Восстания, 17, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.03.2006 года, 02.05.2006 года (л.д. 26-29).
Под указанные объекты недвижимости сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 25366 кв.м. с кадастровым номером 59:01:0000000:95 (л.д. 50-61).
По договору аренды N 092-08М от 07.03.2008 года на основании приказа Управления земельных отношений администрации г.Перми от 15.02.2008 года N 222-з земельный участок площадью 25 366 кв.м, кадастровый номер 59:01:0000000:95, расположенный по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, ул.Восстания, 17 передан заявителю в аренду (л.д.6-12, 30).
05.08.2008 года заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением об отказе от права аренды указанного земельного участка и об оформлении права собственности на земельный участок по адресу: г.Пермь, ул.Восстания, 17, площадью 25 366 кв.м под его объекты недвижимости (л.д.15).
Письмом от 04.08.2008 года N 11-21-01-09-21315 ответчик уведомил заявителя о невозможности предоставления земельного участка в сформированных границах в собственность, поскольку часть земельного участка находится за красными линиями на территории общего пользования, которая в силу ст.85 ЗК РФ приватизации не подлежит (л.д.16).
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий государственного органа, органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этих актов, действий закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми актами, действиями прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Заявитель оспаривает отказ в предоставлении земельного участка в собственность, полагая, что решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества, противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доказательств невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определяется статьей 36 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (п.п. "а" п. 1 ч 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (п.п. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, красные линии должны быть показаны на генеральном плане города.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 09 апреля 2007 г. признано незаконным Решение Пермской городской Думы от 16.11.2004 года N 151 "Об утверждении генерального плана города Перми" (л.д.17-23).
Постановление Главы города Перми от 27.01.2003 г. N 322 "Об утверждении красных линий" решением Арбитражного суда Пермского края от 18 сентября 2008 г. по делу N А50-11299/2008, оставленным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2008 года без изменения, признано недействительным, в связи с чем указанное постановление, а также акт установления красных линий (рег. N 1181 от 26.10.2001 г.), который был утвержден указанным постановлением, правомерно не приняты судом во внимание.
Таким образом, поскольку ответчик не представил доказательств того, что спорный земельный участок находится на землях общего пользования, вывод суда о том, что отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении в собственность ОАО "Мотовилихинские заводы" земельного участка по ул.Восстания, 17, площадью 25 366 кв.м со ссылкой на п. 12 ст. 85 ЗК РФ является незаконным, правомерен.
Ссылка ответчика на проект детальной планировки жилого района "Мотовилиха", утвержденный Решением исполнительного комитета Совета народных депутатов трудящихся от 21.11.1978 года, не состоятельна, поскольку из приложенного к апелляционной жалобе Решения не следует, что проект детальной планировки жилого района "Мотовилиха" содержит красные линии, утвержденные в установленном порядке.
Ссылка ответчика на акт установления красных линий для последующей детальной разработки (рег. N 1131 от 11.09.2001 года) не может быть принята во внимание.
В соответствии с п. 4.3, 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя от 06.04.98 N 18-30, в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Доказательств утверждения в установленном порядке акта установления красных линий (рег. N 1131 от 11.09.2001 года) в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения, предусмотренных ст.270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 декабря 2008 года по делу N А50-15049/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.И. Глотова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15049/2008-Г27
Заявитель: ОАО "Мотовилихинские заводы"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-240/09