г. Чита |
Дело N А10-566/2008 |
16 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Матаева Игоря Валерьевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
(судья Дружинина О.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя по делу: представитель не явился
от налоговой инспекции: представитель не явился
установил:
предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Матаев Игорь Валерьевич (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2008 N 17 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия (далее по тексту - налоговая инспекция). Оспариваемым постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 19 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что налоговой инспекцией не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения предпринимателем вменяемого правонарушения; допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; не установление вины предпринимателя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в Четвёртый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование отмены решения суда первой инстанции указывает на то, что налоговой инспекцией не допущены существенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступал.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель налоговой инспекции ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело по апелляционной жалобе рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, отсутствие оснований для его отмены.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.04.2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.04.2008, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя исходя из следующего.
28 декабря 2007 г. должностным лицом налоговой инспекции выявлен факт неприменения контрольно-кассовой машины при оказании услуги по перевозке пассажиров на автомобиле-такси "Тойота Камри" (государственный номер Х511 ЕВ), водителем которого был Рачевым В.Ю.
Водитель Рачев В.Ю. осуществлял свою деятельность на основании трудового договора от 20.08.2007, заключенного с предпринимателем Матаевым И.В. Данное обстоятельство нашло отражение в акте проверки от 28 12.2007 N 402861.
По данному факту налоговой инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2008 б/н, в котором указано о совершении предпринимателем Матаевым И.В. правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29 января 2008 г. и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N 3 по РБ вынесла определение об отложении рассмотрения материалов проверки.
01 февраля 2008 г. налоговой инспекцией составлен протокол об административном нарушении N 17, которым действия предпринимателя квалифицированы по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении N 17 предпринимателем отражено, что он поддерживает объяснение, данное при составлении протокола об административном нарушении от 16.01.2008.
Постановлением о назначении административного наказания N 17 от 12 февраля 2008 г. на основании протокола об административном правонарушении N 17 от 01.02.2008 предприниматель Матаев И.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли порядок для привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно- кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении, контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее по тексту - Закон N 144-ФЗ) допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
В силу статьи 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Согласно акту проверки от 28.12.2007 N 402861 проверка проводилась государственным налоговым инспектором МРИ ФНС России N 3 по РБ Доржиевым Т.Д. на основании поручения от 28.12.2007 N 270 с участием старшего инспектора БПСПР и ИАЗ Адушинова P.O.
Согласно поручению МРИ ФНС N 3 по РБ N 270 от 28.12.2007 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте (в такси) в г. Кяхта. Данная проверка проведена специалистом 1 разряда Доржиевым Т.Д. совместно с сотрудником милиции старшим инспектором БПСПР и ИАЗ капитаном милиции Адушиновым P.O. Поручение не содержит указания о порядке проведения контрольной закупки.
Вместе с тем, в акте проверки от 28.12.2007 N 402861 не отражен порядок ее проведения, не указано, как была осуществлена проверочная закупка по оказанию услуг такси предпринимателем Матаевым И.В. лично сотрудниками налогового органа или с участием других лиц.
Из показаний свидетеля Рачева В.Ю. следует, что проверочная закупка была осуществлена сотрудником налоговой инспекции лично, именно налоговым инспектором Доржиевым Т. Д., которого он довез до здания налоговой инспекции и передал ему вместо кассового чека бланк строгой отчетности. Никакого другого пассажира при этом не было.
Показания свидетеля Рачева В. Ю. подтвердил в судебном заседании предприниматель Матаев И.В.
Из протокола об административном правонарушении от 01.02.2008 N 17 невозможно установить, кем была осуществлена контрольная закупка, с кем был произведен расчет в сумме 70 рублей и кому оказана услуга по перевозке пассажира автомобилем - такси без применения контрольно - кассовой техники.
Таким образом, достоверных доказательств того, что контрольная закупка осуществлялась должностным лицом, наделенным правом проводить оперативно -розыскные мероприятия, налоговой инспекцией не представлено.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что проведение проверочной закупки при осуществлении контроля за применением предпринимателем контрольно-кассовой техники было осуществлено сотрудником милиции, не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол в присутствие законного представителя.
Согласно пункту 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении должен отвечать требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выполнение указанных требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неправильное составление
протокола служит основанием для его возвращения в орган, должностному лицу, которые составили протокол, о чем выносится определение.
Устранение выявленных недостатков в протоколе возможно только путем составления нового документа от новой даты с соблюдением установленных гарантий лица привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из материалов дела на основании акта проверки налоговой инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2008 б/н, которым действия предпринимателя Матаева И.В. квалифицированы по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29 января 2008 г. и.о. начальника Межрайонной ИФНС России N 3 по РБ вынесла определение об отложении рассмотрения материалов проверки, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении от 16.01.2008 в налоговую инспекцию для устранения выявленных недостатков не выносилось.
Следовательно, у налоговой инспекции не было законных оснований составлять протокол об административном нарушении вновь 01.02.2008 N 17, которым действия предпринимателя Матаева И.В. квалифицированы по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, предприниматель был лишен соответствующих процессуальных гарантий как при составлении протокола об административном правонарушении от 01.02.2008 N 17, так и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, принятого на основании протокола об административном правонарушении N 17.
Статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, том числе, событие административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований \ возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием дл принятия налоговой инспекцией оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Из материалов дела следует, что водителем такси Рачевым Валериев Юрьевичем оказана услуга по перевозке пассажира автомобилем "Тойота Камри" государственный номер Х511ЕВ, без применения контрольно-кассовой техники, выдан проездной документ серия AT N 079563 на сумму 70 рублей. Контрольно-кассовая техника в автомобиле отсутствовала.
Налоговой инспекцией представлен путевой лист N 405, подтверждающий, что 28.12.2007, т.е. во время проведения проверки Рачев В.Ю. оказывал услуги по перевозке пассажиров от имени ИП Матаева И.В.
Согласно трудовому договору от 20.08.2007, заключенному предпринимателем Матаевым И.В. с водителем Рачевым В.Ю., последний работает на личном автомобиле марки "Тайота Виста", государственный номер которого А 548 РА.
При вынесении оспариваемого постановления налоговая инспекция исходила из доказанности факта неприменения водителем Рачевым В.Ю. контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с покупателем.
В связи с чем, считает, что административную ответственность должен нести предприниматель Матаев И.В., поскольку ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим самого предпринимателя от ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По смыслу данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В нарушение данного требования в оспариваемом постановлении обстоятельства совершенного правонарушения не нашли отражения.
В постановлении налоговой инспекции о привлечении предпринимателя к административной ответственности не отражено, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение предпринимателем своих организационно-распорядительных или административных функций.
Кроме того, согласно трудовому договору от 20.08.2007, заключенному индивидуальным предпринимателем Матаевым И.В. с водителем Рачевым В.Ю., последний работает на личном автомобиле марки "Тайота Виста" , государственный номер которого А 548 РА.
Из показания свидетеля Рачева В.Ю. следует, что 28.12.2007 он оказывал услуги по перевозке налогового инспектора на автомобиле марки "Тайота Виста", но из акта проверки от 28.12.2007 N 402861 следует, что оказана услуга по перевозке пассажиров легковым такси водителем автомобиля "Тойота Камри" (государственный номер Х511 ЕВ) Рачевым В.Ю., работающем на основании трудового договора от 20.08.2007 с индивидуальным предпринимателем Матаевым И.В.
Это обстоятельство нашло отражение в протоколе об административном правонарушении, составленным в отношении предпринимателя Матаева И.В.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговой инспекцией не установлены подтверждающие вину предпринимателя обстоятельства, которые свидетельствовали бы о невыполнении им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, повлекших неприменение контрольно-кассового аппарата его работником - водителем.
Обстоятельства правонарушения в протоколе об административном правонарушении установлены неверно, поэтому он не содержит сведений о событии административного правонарушения. Без установления существа административного правонарушения отсутствует вина предпринимателя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих факт совершения предпринимателем Матаевым И.В. вменяемого ему административного правонарушения. Следовательно, оснований для привлечения предпринимателя Матаева И.В. к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нет.
Согласно части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 01.02.2008 и постановление о назначении административного наказания от 12.02.2008 составлены налоговой инспекцией с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет отмену обжалуемого акта.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными и правильными.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме и, по мнению суда апелляционной инстанции, не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта судом первой инстанции по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 февраля 2009 года по делу N А10-566/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-566/08
Заявитель: Матаев Игорь Валерьевич, Красиков Андрей Михайлович
Ответчик: МИФНС N 3 по Республике Бурятия
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Бурятия