14 февраля 2008 г. |
N 64-5657/07-16 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 7.02.08 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.02.08 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Миронцевой Н.Д.
Шеина А.Е
при ведении протокола судебного заседания Астаповым С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2007 года по делу N А64-5657/07-16 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива-5" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области, с участием третьих лиц ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области", УФРС по Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в проведении кадастрового учета
при участии:
от УФАКОН по Тамбовской области: Шелихова Н.И., помощник руководителя , по доверенности N 104 от 28.01.2008 г.
от ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области": не явились, надлежащим образом уведомлены.
от УФРС по Тамбовской области: не явились, надлежащим образом уведомлены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива-5" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области (далее- Управление Роснедвижимости) о признании недействительным решения от 3.09.2007 г. N 29-2/07-9376 об отказе в проведении кадастрового учета земельного участка, расположенного в г.Тамбове по ул.Монтажников,9.
Решением арбитражного суда области заявленные требования были удовлетворены: оспариваемый акт признан недействительным.
Не согласившись с указанным решением, Управление Роснедвижимости по Тамбовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда , изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
При этом податель жалобы указывает на необоснованность вывода суда об отсутствии обременения ипотекой земельного участка, площадью 69903 кв.м, поскольку самостоятельного земельного участка указанной площади не существует, он является составной частью земельного участка, площадью 173227 кв.м.
ООО "Жилищная инициатива-5" с доводами апелляционной жалобы не согласно, полагает решение суда законным и обоснованным. В обоснование своих доводов ссылается на обязанность ответчика самостоятельно запрашивать необходимую для проведения кадастрового учета земельного участка информацию.
Управление Федеральной регистрационной службы Тамбовской области , привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, доводы жалобы не оспорило, сообщив, что представление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в Управление Роснедвижимости осуществляется по схеме информационного взаимодействия по порядку взаимного предоставления сведений о земельных участках, содержащихся в Едином государственном реестре земель и в Едином государственном реестре прав, утвержденной приказом Управления Роснедвижимости по Тамбовской области и УФРС по Тамбовской области от 17.08.2006 г. N 59/366.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области третье лицо по делу поддержало доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, полагая, что в случае раздела земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 05 001:0158 обремененного ипотекой, изменяется предмет залога, однако согласия залогодержателя на изменение предмета залога на имеется.
Представители заявителя , УФРС, ФГУ "Земельная кадастровая палата в судебное заседание не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего уведомления указанных лиц о месте и времени судебного разбирательства, дело рассмотрено в порядке ст.ст.156,266 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
В заседании объявлялся перерыв до 7.02.08 г.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав мнение представителя ответчика, апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ООО "Жилищная инициатива-5" обратилось в Управление Роснедвижимости по Тамбовской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 69903 кв.м, расположенного по адресу г.Тамбов, ул.Монтажников,9, предоставленного заявителю на основании постановления администрации г.Тамбова от 6.07.07 г. N 4490, приложив к заявлению документы, необходимые для проведения кадастрового учета.
1.08.07 г. ответчиком, со ссылкой на ст.20 ФЗ "О государственном земельном кадастре" было направлено заявителю извещение N 29.2/07-8182 о том, что проведение работ по государственному кадастровому учету данного земельного участка приостановлено в связи с непредставлением документов, подтверждающих снятие ипотеки с земельного участка.
Данным извещением Обществу было предложено в месячный срок устранить причины, препятствующие проведению кадастрового учета. Поскольку в установленный срок ООО "Жилищная инициатива-5" не устранило обстоятельства, указанные в извещении от 1.08.07 г., Управление Роснедвижимости 3.09.2007 г. приняло решение N 29.2/07-9376 об отказе в проведении государственного кадастрового учета текущих изменений земельного участка, расположенного по адресу г.Тамбов, ул.Монтажников,9.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Жилищная инициатива-5" обратилось за судебной защитой с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование суд первой инстанции посчитал установленным отсутствие обременения земельного участка площадью 69903 кв.м ипотекой, а следовательно и отсутствие оснований для отказа проведения кадастрового учета земельного участка.
Апелляционный суд данную позицию суда области признает ошибочной исходя из следующего.
Одним из способов защиты прав по ст.12 ГК РФ является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака -несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица ( ст.13 ГК РФ).
В соответствии со ст.198 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта лицо должно доказать, что его права и законные интересы оспариваемым актом нарушены, а также несоответствие его закону и иным нормативным актам.
В соответствии с п.1,2 ст.19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, орган местного самоуправления , заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам , изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел ( п.6 ст.19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре").
Основания для приостановления и отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков установлены ст.20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
В силу ч.1 ст.20 ФЗ от 2.01.2000 г. N 28-ФЗ " О государственном земельном кадастре" в случае, если в представленных в органы , осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра , документах отсутствуют сведения , необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков , или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков может быть приостановлено не более чем на месяц. В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка (п.2 ст.20 Закона).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на момент обращения ООО "Жилищная инициатива-5" с заявлением о проведении кадастрового учета земельного участка площадью 69903 кв.м, составляющего часть земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 05 01:0158 в едином государственном Реестре земель содержались сведения об обременении ипотекой всего земельного участка кадастровый номер 68:29:02 05 001:0158 площадью 173227 кв.м.
В соответствии с действующим законодательством органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра , не только имеют право , но и обязаны в целях обеспечения полноты и достоверности кадастра проверять все сведения о земельном участке, которые поступают от их правообладателей. Если возникают какие-либо сомнения в достоверности сведений, указанных в представленных документах ,принимают меры к устранению указанных сомнений.
Таким образом, Управление Роснедвижимости по Тамбовской области выполнило требование ФЗ от 2.01.00 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", приостановив проведение кадастрового учета.
В соответствии со ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. Земельный участок как объект земельных отношений- часть поверхности земли ( в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Из содержания ст.7 и п.6 ст.19 Федерального закона от 20.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" следует, что земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, подлежат государственному кадастровому учету, предполагающему присвоение кадастрового номера и составление кадастровой карты (плана).
По смыслу приведенных норм права, объектом гражданских правоотношений могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из представленной в материалах дела справки Управления Роснедвиджимости от 6.02.2008 г. N 108 следует, что до момента подачи заявки ООО "Жилищная инициатива-5" иные лица, которым выделены части единого учтенного землепользования с кадастровым номером 68:29:02 05 001:0158 за выделением своих участков в самостоятельные объекты и постановке их на кадастровый учет не обращались.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что отсутствуют обременения земельного участка площадью 69903 кв.м противоречат указанным нормам, поскольку самостоятельного земельного участка указанной площадью не существует, это часть земельного участка, входящая в состав единого землепользования с кадастровым номером 68:29:02 05 001:0158.
Нормы ст.10 ГК РФ требуют от граждан и юридических лиц осуществления гражданских прав разумно и добросовестно.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 г. " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Однако, заявитель, получив уведомление о приостановлении работ по кадастровому учету земельного участка, не использовал принадлежащее ему право и не обратился в УФРС по Тамбовской области за уточнением сведений о наличии обременения земельного участка.
Имея в виду, что заявитель в предложенный срок не устранил указанные выше противоречия, и это обстоятельство подтверждено в суде апелляционной инстанции, Управление Роснедвижимости в соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 г. обоснованно отказало в проведении кадастрового учета земельного участка, поскольку расформирование земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 05 001:0158 влечет изменение предмета залога (ипотеки) с образованием новых земельных участков.
В соответствии с ФЗ от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге) недвижимости" предмет залога может быть изменен лишь с согласия залогодержателя.
Таким образом, удовлетворяя заявленное требование о признании незаконным решения Управления Роснедвижимости об отказе в проведении кадастрового учета земельного участка, суд первой инстанции неправильно применил ст.ст.19,20 Закона.
Поскольку обжалуемое решение государственного органа принято в соответствии с нормами закона, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии квалифицирующих признаков, о которых говорится в ст.13 ГК РФ и с которыми законодатель связывает признание недействительным акта государственного органа. Следовательно, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
При этом апелляционный суд учитывает, что после устранения имевшихся противоречий, ООО "Жилищная инициатива-5" 16.11.2007 г. обратилось с заявлением о проведении государственного кадастрового учета, кадастровый учет был проведен и 14.12.2007 г. Общество получило кадастровый план.
С учетом изложенного, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить с отнесением расходов по госпошлине на заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст.266-268, п.2 ст.269,ст.ст.270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2007 года по делу N А64-5657 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Жилищная инициатива-5" отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива-5" в пользу Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области 1000 руб. расходов по госпошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
В.А.Сергуткина |
Судьи |
А.Е.Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5657/07-16
Заявитель: ООО "Жилищная инициатива-5"
Ответчик: Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской обл", УФРС по Тамбовской обл
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5789/07