12 апреля 2011 г. |
Дело N А55-19743/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчиков:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Зарифов И.Р., доверенность от 24.12.2010 г. N 12-7274,
Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Самарского филиала - не явился, извещен,
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 января 2011 года по делу N А55-19743/2010 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элкон-С" (ИНН 6318137304, ОГРН 1046300773925), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Федеральному государственному унитарному предприятию "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Самарского филиала, г. Самара,
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (ИНН 6316058819, ОГРН 1026301159720), г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элкон-С" (далее - заявитель, ООО "Элкон-С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - первый ответчик, Управление Росреестра по Самарской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" в лице Самарского филиала (далее - второй ответчик), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - третий ответчик, ФГУ "ЗКП" по Самарской области), с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Роснедвижимости по Самарской области от 07.12.2009 г. N 63-00-103/09-253980 об отказе в проведении государственного технического учета объекта капитального строительства (наименование - нежилое офисно-складское здание), расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 15А, литера К; об обязании ФГУ "ЗКП" по Самарской области осуществить действия по государственному техническому учету указанного объекта.
Решением суда первой инстанции от 11 января 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что инвентарный номер и площадь объекта капитального строительства технически к идентификационным характеристикам, используемым в АИС ГКН при ведении ЕГРОКС, не относятся. В связи с чем вывод суда о возможности идентификации рассматриваемых объектов капитального строительства по названным характеристикам является неправильным. Вывод суда о том, что ООО "Элкон-С" не было представлено реальной возможности для разрешения возникшей ситуации во внесудебном порядке, не соответствует обстоятельствам дела. Судом не принято во внимание, что устранение повторения идентификационных характеристик рассматриваемых объектов капитального строительства являются обязанностью организации технической инвентаризации - Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Судом также не принято во внимание письмо Роснедвижимости от 02.02.2007 г. N АМ/0108, на основании которого представители организаций технической инвентаризации на совместном совещании, состоявшемся 08.09.2009 г., были проинформированы о том, что в случае выявления наложения объектов капитального строительства органом технического учета будут выноситься решения об отказе в постановке соответствующего объекта капитального строительства на государственный технический учет. Поскольку письмо филиала ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Центральному федерального округу от 02.02.2010 г. N 05/047 имеет непосредственное отношение к существу заявленных требований, суд первой инстанции должен был принять во внимание данный документ и дать надлежащую правовую оценку содержащихся в нем аргументам.
В судебном заседании представитель первого ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя, второго и третьего ответчиков в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя первого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2009 г. по делу N А55-4877/2009 за ООО "Элкон-С" признано право собственности на нежилое офисно-складское здание общей площадью 596,3 кв.м., Литера К, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Заводское шоссе, д. 15А (т. 1 л.д. 45-46).
ООО "Элкон-С" обратилось в Самарский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" с заявлением о подготовке технического паспорта и постановке вышеуказанного объекта капитального строительства на государственный технический учет.
Самарским филиалом "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" был изготовлен технический паспорт по состоянию на 28.10.2009 г. объекта капитального строительства - нежилое офисно-складское здание, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Заводское шоссе, д. 15А, Литера К, инвентарный номер 1-53722 (36:401:002:000159630) (л.д. 35-42).
07.12.2009 г. Управлением Роснедвижимости по Самарской области, правопреемником которого является Управление Росреестра по Самарской области, вынесено решение N 63-00-103/09-253980 об отказе в проведении государственного технического учета объекта капитального строительства (наименование - нежилое офисно-складское здание), расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, д. 15А, Литера К (т. 1 л.д. 47).
Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям ЕГРОКС на техническом учете состоит объект капитального строительства (наименование - здание санитарного узла), который имеет идентичные характеристики (тип объекта, инвентарный номер, литера, адрес), в связи с чем произошло наложение объектов.
Считая решение незаконным, ООО "Элкон-С" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), которой установлено, что до 1 января 2013 г. устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства определяется Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. N 921 (далее - Положение), Правилами ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 268 (далее - Правила ведения ЕГРОКС).
В соответствии с п. 7 Правил ведения ЕГРОКС для внесения в реестр сведений об объектах учета отдел технической инвентаризации (далее - ОТИ) предоставляет в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение (далее - учетный орган) технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.
Согласно п. 8 Правил ведения ЕГРОКС учетный орган в течение десяти рабочих дней со дня подачи ОТИ технических паспортов и копий правоустанавливающих документов в соответствии с п. 7 настоящих Правил осуществляет их рассмотрение и принятие решения о внесении либо отказе во внесении сведений в реестр.
Пунктом 11 Правил ведения ЕГРОКС предусмотрены основания для отказа во внесении сведений в реестр недвижимости:
организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией, аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2005 г., регистрационный N 6562 (Российская газета, 2005, N 98);
технический паспорт не соответствует установленной форме;
в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении;
сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.
Аналогичные основания для отказа во внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства содержатся и в п. 2.3.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.04.2007 г. N 146 (далее - Административный регламент).
Судом первой инстанции установлено, что на основании указанного Положения об аккредитации ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Самарского филиала является аккредитованной на территории Самарской области организацией технической инвентаризации.
Из представленного в материалы дела технического паспорта следует, что ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" была произведена техническая инвентаризация объекта капитального строительства - нежилого офисно-складского здания, Литера К, с адресными характеристиками: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, дом 15А, площадью 596,3 кв.м., с присвоением инвентарного номера 1-53722 (36:401:002:000159630).
В оспариваемом решении Управление Роснедвижимости по Самарской области не указало каких-либо нарушений требований к оформлению технического паспорта.
Отказ во внесении и сведений в реестр недвижимости мотивирован тем, что согласно сведениям ЕГРОКС на техническом учете состоит объект капитального строительства (наименование - здание санитарного узла), который имеет идентичные характеристики (тип объекта, инвентарный номер, литера, адрес), в связи с чем произошло наложение объектов.
Между тем указанное обстоятельство в силу п. 11 Правил ведения ЕГРОКС и п. 2.3.2 Административного регламента не является основанием для отказа в проведении технического учета объекта капитального строительства - нежилого офисно-складского здания.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, ни Управлением Росреестра по Самарской области, ни ФГУ "ЗКП" по Самарской области не представлено доказательств, что в государственном реестре имеется объект капитального строительства с идентичным инвентарным номером N 53722.
Как следует из кадастрового паспорта здания санитарного узла от 18.08.2009 г., указанный объект имеет иной инвентарный номер 5-2141.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Управления Роснедвижимости отсутствовали правовые основания для отказа в проведении технического учета объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах решение Управления Роснедвижимости по Самарской области от 07.12.2009 г. N 63-00-103/09-253980 об отказе в проведении государственного технического учета объекта капитального строительства (наименование - нежилое офисно-складское здание) не соответствует требованиям Закона N 221-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
Поскольку с 15.09.2010 г. в соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 на территории Самарской области полномочия по ведению государственного технического учета объектов капитального строительства осуществляет ФГУ "ЗКП" по Самарской области, суд первой инстанции обоснованно возложил на него обязанность по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 января 2011 года по делу N А55-19743/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10927/07-15/354
Истец: ОАО "Новосибирскэнерго"
Ответчик: ОАО "НЗХК"
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1552/08