г. Томск |
Дело N 07АП-571/08 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.03.2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2008г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Кулеш Т. А.,
судей Солодилова А.В., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Бутабекова А.В. по доверенности от 25.12.07г. N 16-03-108/2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11.12.2007г. по делу N А27-9366/2007-5 (судья О.С. Ходякова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЭМО"
к Межрайонной ИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка
о признании незаконными действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НЭМО" (далее по тексту - ООО "НЭМО", общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) по выдаче уведомления от 15.08.2007г. N 16-12-60/90001 о необходимости снятия с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и выдаче предписания от 06.09.2007г. N 16-12-60/09889 о необходимости прекращения деятельности в сфере игорного бизнеса. Кроме того, ООО "НЭМО" просило взыскать с инспекции расходы по уплате госпошлины и расходы по оплате услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.12.2007г. по делу N А27-9366/2007-5 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия налогового органа по выдаче указанных уведомления от 15.08.2007г. N 16-12-60/09001 и предписания от 06.09.2007г. N 16-12-60/09889 как не соответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В пользу общества с налогового органа взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб. и расходы по уплате государственной пошлине в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе инспекция с решением не согласилась, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая на то, что на 1 июля 2007 г. деятельность ООО "НЭМО" не соответствовала требованиям, установленным частью 6 статьи 6 и частями 4, 5 статьи 8 Федерального закона РФ от 29.12.2006г. N 244-ФЗ, поскольку представила в инспекцию акты о проведении контроля за игровым автоматом с денежным выигрышем без указания технически заложенного среднего процента выигрыша, расчет чистых активов обществом не был представлен. 31.08.2007г. и 03.09.2007г. ООО "НЭМО" в налоговый орган указанные акты были представлены с указанием технически заложенного среднего процента выигрыша более девяносто процентов, однако данные акты датированы 1 августа 2007 г., а на 1 июля 2007 г. они у общества отсутствовали, что является основанием для прекращения деятельности ООО "НЭМО" в порядке ч. 6 ст.16 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ. Считает сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 6000 руб. не разумной и явно завышенной, не соответствующей ставкам вознаграждений за оказываемую юридическую помощь адвокатами Кемеровской области.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители ООО "НЭМО", надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, отзыв на апелляционную жалобу не представили. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.08.2007г. налоговым органом выставлено требование N 16-12-60/08593 о предоставлении документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога на игорный бизнес за июнь 2007 г.
15.08.2007г. уведомлением N 16-12-60/09002 инспекция сообщила обществу о необходимости снятия с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, придя к выводу о том, что деятельность ООО "НЭМО" в сфере игорного бизнеса не соответствует требованиям, установленным пунктом 6 статьи 6, пунктами 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
17.08.2007г. во исполнение требования N 16-12-60/08593 обществом были представлены налоговому органу требуемые документы, а также 30 августа и 3 сентября 2007 г. были представлены копии актов о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем для подтверждения на соответствие требованиям Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ.
06.09.2007г. инспекция вынесла предписание N 16-12-60/09889, в котором сообщала о необходимости прекращения деятельности общества в сфере игорного бизнеса, мотивируя тем, что по состоянию на 01.07.2007г. эта деятельность не соответствовала требованиям пунктов 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Полагая, что данные уведомление и предписание незаконны, ООО "НЭМО" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что порядок постановки на учет и снятие с налогового учета регламентированы статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой снятие с налогового учета, осуществляется по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством, в том числе в случае прекращения деятельности организации, обособленного подразделения, а поскольку вопрос о прекращении деятельности ООО "НЭМО" не решен, оснований для снятия игровых автоматов с налогового учета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, не имеется. Суд также пришел к выводу о недоказанности налоговым органом обстоятельств, подтверждающих, что используемые обществом игровые автоматы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, техническим регламентам, стандартам и не находятся в собственности ООО "НЭМО", что установленный средний процент выигрыша в игровых автоматах составляет менее 90 процентов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации игровой автомат признается объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Абзац 2 пункта 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.
Согласно статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации осуществляется на основании заявления (пункты 1-3), снятие с налогового учета организации происходит на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ и возможно в случаях изменения места нахождения или ликвидации, реорганизации либо принятии организацией решения о прекращении деятельности своего обособленного подразделения. Последнее имеет место в случае подачи такого заявления налогоплательщиком (пункты 4-5 статьи).
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что законных оснований, предусмотренных статьей 84 Налогового кодекса РФ для прекращения деятельности общества и соответственно снятия игровых автоматов с налогового учета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, не имелось.
Отсутствовали такие основания и по Федеральному закону от 29.12.2006г. N 244-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 данного Федерального закона игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 статьи 16, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Из пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ следует, что деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр. В помещении игорного заведения постоянно должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным требованиям.
Технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата согласно части 5 статьи 8 Федерального закона N 244-ФЗ не может составлять менее чем девяносто процентов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем 90 процентов.
Правилами, утвержденными Приказом Госстандарта Российской Федерации от 24.01.2000г. N 22, установлены общие требования к порядку проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за соответствием игровых автоматов с денежным выигрышем утвержденному типу.
Испытания игровых автоматов с целью утверждения типа и контроль за соответствием игровых автоматов утвержденному типу проводят государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы, аккредитованные Госстандартом России в качестве центров испытаний игровых автоматов, которые при положительных результатах проведенных испытаний игровых автоматов с целью утверждения типа согласовывают с заявителем описание типа игрового автомата, составляют и утверждают акт испытаний игровых автоматов с целью утверждения типа.
Документом, подтверждающим соответствие используемых игорным заведением игровых автоматов с денежным выигрышем утвержденному типу игровых автоматов, является акт о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем.
Из материалов дела следует, что ООО "НЭМО" представил налоговому органу договор купли-продажи от 01.07.2007г., заключенный обществом с ООО "Леонардо" о передаче в собственность ООО "НЭМО" 56 игровых автоматов с денежным выигрышем, сертификаты об утверждении типа игрового автомата с денежным выигрышем с описанием каждого типа игрового автомата, а также акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем, выданные Федеральным государственным учреждением "Кемеровский центр стандартизации и метрологии", подтверждающие технологически заложенный средний процент выигрыша не менее девяноста процентов.
В то же время инспекция не представила суду доказательств того, что используемые обществом игровые автоматы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, техническим регламентам, стандартам, что игровые автоматы не находятся в собственности ООО "НЭМО", что средний процент выигрыша в игровых автоматах составляет менее 90 процентов и что игорное заведение общества не соответствует требованиям пунктов 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ.
Следовательно, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обжалуемые уведомление от 15.08.2007 г. и предписание от 06.09.2007 г. о необходимости прекращения деятельности организации выданы неправомерно. В связи с чем действия должностного лица налогового органа по их выдаче правомерно признаны незаконными как нарушающие права ООО "НЭМО" на занятие предпринимательской деятельностью.
Доводы налогового органа о том, что предписание и уведомление не относятся к ненормативным правовым актам, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а носят информационный характер, судом апелляционной инстанции отклоняются как не обоснованные, поскольку обжалуются не сами акты, а действия должностного лица налогового органа их принявшего.
Не соглашается суд апелляционной инстанции и с доводами налогового органа в части необоснованного взыскания с него в пользу общества судебных расходов на общую сумму 8000 рублей.
Судом первой инстанции дана оценка доводам заявителя и представленным доказательствам в части оплаты услуг представителя Н.М. Негодовой (договор возмездного оказания услуг от 27.09.2007г., квитанция серия БЦ N 0191514 от 02.10.2007г. об оплате услуг по представительству в арбитражном суде предпринимателю Н.М. Негодовой в размере 30 000 руб.) и правомерно пришел к выводу о взыскании с инспекции в пользу общества расходов на оплату услуг представителя в сумме 6 000 руб. (учитывая участие представителя в судебных заседаниях, подготовку материалов дела). Оснований для снижения этой суммы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пункта 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.12.2007г. по делу N А27-9366/2007-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.А. Кулеш |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9366/2007-5
Истец: ООО "НЭМО"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г.Новокузнецка
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-571/08