г. Пермь
16 декабря 2008 г. |
Дело N А50-15590/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмакова Т.А.
при участии:
от заявителя ООО "ТАНУКИ-Пермь": Рябинин И.Н. - представитель по доверенности от 12.09.2008г.
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю: Меркушева Е.М. - представитель по доверенности от 10.01.2008г., Делибалтова О.Ф. - представитель по доверенности от 23.10.2008г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ООО "ТАНУКИ-Пермь" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 ноября 2008 года
по делу N А50-15590/2008
принятое судьей Мартемьяновым В.И.
по заявлению ООО "ТАНУКИ-Пермь"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТАНУКИ-Пермь" обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2008 N 1693у о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб., вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.11.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ТАНУКИ-Пермь" (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы приводит следующие доводы: 1) в "Правилах оказания услуг общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. N 1036 отсутствуют такие требования как подпись материально ответственного лица или печать организации; 2) ответственность по ст.14.15 КоАП РФ наступает при нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров, а нарушения указанные в протоколе и постановлении не относятся к деятельности Общества, а связаны с продажей отдельных видов товаров не связанных с общественным питанием; 3) в Правилах продажи отдельных видов товар, определено понятие ценника, суд же в своем решение исходил из того, что при оказании услуг в предприятиях общественного питания в качестве ценника используется понятие меню, прейскурант. Законодатель четко определяет и разграничивает понятия меню и ценники; 4) управлением не установлена виновность Общества в данном правонарушении и постановление вынесено без установления в действиях Общества состава административного правонарушения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ответчик по делу) представило отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку пунктом 9 Правил оказания услуг общественного питания установлено, что в части не урегулированной этими правилами, подлежат применению Правила отдельных видов товаров, в которых предусмотрено, что наряду с информацией о цене товара, должны иметься подпись материально ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.09.2008г. должностным лицом УМ БППР ГУВД по Пермскому краю была проведена проверка в ресторане "Тануки", расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Большевистская, 171 принадлежащем ООО "ТАНУКИ-Пермь" в присутствии заместителя директора Шакирова Р.Н. и генерального директора Пишина Е.В.
В ходе проверки было установлено, что ООО "ТАНУКИ-Пермь" осуществлялась продажа пищевой продукции, указанной в меню, оформленным без указания печати организации или подписи материально ответственного лица, что нарушает положения п. 19 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).
Указанное нарушение зафиксировано в протоколе осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от 02.09.2008г. (л.д.24-29), протоколе об административном правонарушении от 03.09.2008 N 002728 (л.д.32-33). По результатам рассмотрения протокола и иных материалов проверки управлением вынесено постановление от 18.09.2008г. N 1693у о привлечении Общества к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.8-9).
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ.
Данный вывод суда является верным, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии со ст. 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" разработаны и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 от 15.08.1997 г. N 1036 Правила оказания услуг общественного питания.
Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания (п. 3 данных Правил).
Пунктом 12 Правил оказания услуг общественного питания предусмотрено, что исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 данных Правил).
В соответствии с п. 35 ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" меню (прейскурант)- перечень блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров, предлагаемых потребителю в предприятии общественного питания, с указанием, как правило, массы и цены.
В силу п. 9 Правил оказания услуг общественного питания к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Согласно п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Таким образом, объем необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах, в частности, о массе и цене товара, который доводится до потребителя, должен содержаться в ценниках (в организациях торговли) и в меню и прейскурантах (в организациях общественного питания), оформленных в соответствии с требованиями п.9 Правил оказания услуг общественного питания и п.19 Правил продажи отдельных видов товаров - с обязательным заверением информации подписью материально-ответственного лица или печать организации.
Соблюдение этих требований предоставляет гарантию потребителям, что информация, содержащаяся в меню предприятия общественного питания, действительно определена юридическим лицом, осуществляющим деятельность и несущим за нее полную ответственность, и потребитель вправе рассчитывать на получение именно той услуги общественного питания, характеристика которой указана в меню, не определена произвольно не уполномоченными на это лицами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в период проведения проверки ООО "ТАНУКИ-Пермь" не обеспечило надлежаще оформленное меню на реализуемые потребителям в данном кафе пищевые продукты, чем нарушены требования п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, поскольку в меню отсутствовала подпись материально-ответственного лица (либо печать организации).
Факт нарушения Обществом установленного Порядка правил продажи отдельных видов товаров подтверждается протоколом осмотра от 02.09.2008г. (л.д.24-29), объяснениями директора Общества Пишина Е.В. от 02.09.2008г. (л.д.30-30), протоколом об административном правонарушении от 03.09.2008 г. и другими материалами дела и, кроме того, самим Обществом не оспаривается.
В связи с вышеизложенным отклоняются доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что, что действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность общества по оказанию услуг общественного питания, не предусмотрена обязанность по проставлению на меню подписи материально ответственного лица или печати организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении данного административного правонарушения доказана материалами дела и заключается в не принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению Правил продажи отдельных видов товаров и Правил оказания услуг общественного питания по доведению до потребителя достоверной информации по оказанию услуг общественного питания в установленном порядке. Из объяснений директора Общества Пишина Евгения Викторовича следует, что причиной отсутствия в меню печати организации либо подписи материально ответственного лица, является замена меню, в связи с введением новых позиций, и несвоевременным его оформлением.
Поскольку Обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности арбитражным апелляционным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 03.09.2008г. N 002728 и постановление о назначении административного наказания от 18.09.2008г. составлены в присутствии законного представителя Общества Пишина Е.В. Наказание применено административным органом в размере 10 000 руб., т.е. в минимальном размере санкции, установленном для юридических лиц ст. 14.15 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено управоением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 01.11.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ТАНУКИ-Пермь" - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.176,258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 ноября 2008 года по делу N А50-15590/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ТАНУКИ-Пермь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15590/2008-А15
Истец: ООО "ТАНУКИ-Пермь"
Ответчик: ТУ Роспотребнадзора РФ по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9204/08