03 сентября 2008 г. |
N А36-1369/2008 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 03.09.2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Федорова В.И.,
судей: Поротикова А.И..,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик А.Н.
при участии:
от ОАО "ЦентрТелеком": Егорова В.В., начальника службы имущественных прав и управления собственностью Липецкого филиала ОАО "ЦентрТелеком", по доверенности N 48-01/080477 ль 23.07.2008 г.; Андроповой О.Г., начальника службы правового обеспечения Липецкого филиала ОАО "ЦентрТелеком", по доверенности N 48-01/020329 от 14.12.2007 г.;
от ТУФА УФИ по Липецкой области: Раковой Е.В., представителя по доверенности N 3099-03 от 27.08.2008 г.;
от ФГУП ГЦСС: Дуганова П.И., начальника филиала ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Липецкой области, по доверенности N 87-у от 16.04.2008 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2008 г. по делу N А36-1369/2008 (судья Серокурорва У.В.), по иску ТУФА УФИ по Липецкой области к ОАО "ЦентрТелеком", при участии в качестве третьего лица ФГУП "Главный центр специальной связи", о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Липецкой области (далее - ТУ ФАУФИ по Липецкой области, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к открытому акционерному обществу "Центральная телекоммуникационная компания" (далее - ОАО "ЦентрТелеком", ответчик) о признании права федеральной собственности на нежилые помещения, расположенные на первом и втором этажах здания по адресу: г. Липецк, пл. Коммунальная, 41, (лит. А), в том числе с номерами по плану строения: N 18 (первый этаж), N N 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31 (второй этаж).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечено: Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный центр специальной связи" (далее - третье лицо).
Решением от 30.06.2008г. Арбитражный суд Липецкой области заявленные требования удовлетворил.
Указанное решение суда обжаловано ответчиком в апелляционном порядке по основаниям недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, неправильного применения норм, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправомерного неприменения срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком, в связи с чем просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истец и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить оспариваемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав представителей сторон и третьего лица, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, с 01.01.1988 г. по 1991 год областной узел спецсвязи занимал нежилые помещения площадью 137 кв.м. в здании по адресу: г. Липецк, пл. Коммунальная, 41.
31.01.1992 г. приказом Министерства связи РСФСР N 61 узлы спецсвязи по состоянию на 01.04.1992 г. было предписано передать и принять в установленном постановлением Совета министров РСФСР от 22.04.1990 г. N 210 порядке.
Во исполнение названного приказа был составлен акт приема-передачи в ведение Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации узла спецсвязи Липецкого ГПСИ, который был утвержден заместителем министра связи РФ 07.04.1992 г., в нем имеется ссылка на порядок, установленный постановлением Совета министров РСФСР от 22.04.1990 г. N 210.
На основании приказа государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" от 17.03.1992 г. N 45 областной узел специальной связи с районными подразделениями, входящими в его состав, был передан в непосредственное подчинение Главному центру спецсвязи Министерства связи РФ с 01.04.1992 г.
Приказом Главного центра специальной связи от 27.04.1992 г. N 581 "О
переподчинении узлов специальной связи Российской Федерации" в подчинение Главного центра был принят узел спецсвязи Липецкого ГПСИ "Россвязьинформ".
02.03.1993 г. было утверждено положение об Управлении специальной связи на территории Липецкой области, согласно которому Управление являлось структурным подразделением Главного центра специальной связи без прав юридического лица. Место нахождения Управления было определено по адресу: г. Липецк, Коммунальная площадь, д. 41
В мае-июне, октябре 1993 г. Управление специальной связи по Липецкой области письмами сообщало Главному центру специальной связи о фактически занимаемых помещениях, в том числе в г. Липецке - пл. Коммунальная, 41. со ссылкой на то, что здание принадлежит государственному предприятию - Липецкому городскому радиотрансляционному узлу.
Министерством связи РФ 01.07.1993 г. был издан приказ N 149 "О создании единой сети специальной связи Министерства связи РФ", в соответствии с которым начальникам предприятий и учреждений связи запрещалось перемещение подразделений, управлений связи в другие помещения без согласования с Министерством связи РФ.
20.12.1993 г. решением Комитета по управлению государственным имуществом Липецкой области N 557 был утвержден план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ".
Постановлением главы администрации Правобережного района г. Липецка от 23.12.1993 г. N 1494 АООТ "Липецкэлектросвязь", правопреемником которого является ОАО "ЦентрТелеком" было зарегистрировано в качестве юридического лица, созданного в результате приватизации ГПСИ "Россвязьинформ".
По данным технического паспорта по состоянию на 11.02.2008 г. по адресу: г. Липецк, пл. Коммунальная, 41, находится трехэтажное административно-техническое здание 1935 года постройки.
В настоящее время в спорных нежилых помещениях, а именно: N 18 (первый этаж), N N 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31 (второй этаж) - осуществляет деятельность ФГУП "Главный центр специальной связи" в лице филиала - Управления специальной связи по Липецкой области, занимая помещения на основании договора аренды с ОАО "ЦентрТелеком" от 01.01.2007 г.
Полагая, что спорное имущество относится к федеральной собственности, истец обратился с иском о признании на него права собственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что в силу закона спорное имущество является федеральной собственностью, а доказательств того, что оно в установленном законодательством порядке выбыло из состава федеральной собственности, в материалы дела не представлено.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и нормам законодательства.
В силу ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 5 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливается специальным законом.
До принятия специального закона решение вопроса разграничения, определения пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности производится в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 3 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1,2,3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в
составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 6 раздела 4 приложения 1 к названному постановлению предусмотрено, что предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 22.12.1992 г. N 1003 "О приватизации предприятий связи" была разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики и их структурных подразделений на следующих условиях: при преобразовании указанных предприятий связи в акционерные общества контрольный пакет акций закрепляется в федеральной собственности сроком на три года; подразделения почтовой связи выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что нежилые помещения, фактически занимаемые узлом специальной связи в здании по пл. Коммунальной, 41 в г. Липецке, были до приватизации переданы государственным предприятием связи и информатики "Россвязьинформ" Главному центру специальной связи в порядке, установленном постановлением Совета министров РСФСР от 22.04.1990 г. N 210 и использовались предприятием спецсвязи.
В соответствии с п. 6 Положения о коммерциализации государственных
предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.92 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", утвержденный план приватизации, акт оценки стоимости имущества и устав акционерного общества является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
В силу п. 10 указанного Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета. Во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется.
Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
В соответствии с письмом Госкомимущества РФ от 10.09.1992 г. N АЧ/6131, если здание, находящееся на балансе одного предприятия, строилось за счет централизованных источников финансирования либо при долевом участии нескольких предприятий и предназначалось для их совместного размещения, соответствующий комитет по управлению имуществом вправе закрепить такое здание или его части за несколькими предприятиями на условиях полного хозяйственного ведения либо оперативного управления независимо от того, на чьем балансе оно находится.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также имеется указание на то, что факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимся в них имуществом и оборудованием, если эти помещения ранее были предоставлены другим предприятиям и организациям в установленном порядке (п. 11).
В приказе Министерства связи РФ от 24.11.1992 г. N 433 "О структурной перестройке отрасли "Связь" Российской Федерации" было предписано в целях создания единой сети специальной связи начальникам ГПСИ "Россвязьинформ" решить вопрос о передаче Главному центру специальной связи областных узлов специальной связи вместе с районным звеном по состоянию на 01.01.1993 г.
Из материалов дела усматривается, что спорные нежилые помещения были переданы государственному предприятию специальной связи в установленном порядке до утверждения плана приватизации правопредшественника ответчика, а значит не могли быть включены в акты оценки к плану приватизации вновь созданного акционерного общества АООТ "Липецкэлектросвязь".
В материалах дела также не имеется доказательств того, что спорное имущество в установленном законодательством порядке выбыло из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Липецкой области обоснованно пришел к выводу о том, что спорные нежилые помещения находятся в федеральной собственности.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о применении срока исковой давности, так как применение института исковой давности к требованию о защите права собственности противоречит абсолютному и исключительному характеру права собственности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии надлежащих доказательств о принятии Министерством связи решения о передаче спорных помещений от ГПСИ к ГКСС, что свидетельствует о неустановленности факта передачи в порядке, предусмотренном Постановлением N 210 отклоняются судом апелляционной инстанции как не основанный на материалах дела.
Указание ответчика на то обстоятельство, что с момента приватизации право собственности РФ на спорное помещение было прекращено, не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание, так как на момент приватизации спорные помещения были переданы государственному предприятию специальной связи.
Другие доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ввиду их несостоятельности и необоснованности, они были проверены судом и отклоняются в силу изложенного выше.
При таких обстоятельствах требования ТУ ФАУФИ по Липецкой области обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Расходы за рассмотрение дела в апелляционной инстанции в виде госпошлины (1000 рублей) относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2008 г. по делу N А36-1369/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЦентрТелеком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
В.И. Федоров |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1369/2008
Истец: ТУФА УФИ по Липецкой области
Ответчик: ОАО "ЦентрТелеком" в лице Липецкого филиала
Третье лицо: ФГУП "Главный центр специальной связи"