г. Владимир |
|
2 марта 2009 г. |
Дело N А43-28398/2008-43-385 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2008 по делу N А43-28398/2008-43-385, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полимерпром" о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в предоставлении земельного участка в собственность.
В судебном заседании участвуют представители:
общества с ограниченной ответственностью "Полимерпром" - Курицына Н.Х. по доверенности от 30.10.2008 сроком действия три года, директор Ткаченко Н.М. на основании протокола общего собрания участников общества от 05.06.2008.
Представитель Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не явился. О времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом (уведомление N 15874).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Полимерпром" (далее по тексту - ООО "Полимерпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 52:18:02 00 11:0038, общая площадь 7293, 00 кв.м., расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, Московский район, ул. Нефтегазовская, 1А, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под базу материально-технического снабжения. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность оформлен уполномоченным органом письмом от 05.11.2008 N 311/20486-06-14. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его юридическому лицу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В своем ходатайстве Министерство просит суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя апелляционной жалобы.
Представители Общества указали на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено арбитражным судом первой инстанции, что постановлением главы администрации г.Нижнего Новгорода от 12.11.2007 N 5329 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Нефтегазовская, 1А" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден проект границ земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов), площадью 0,7293 га (7293,00 кв.м.), занимаемого базой материально-технического снабжения по ул.Нефтегазовская, 1А, согласно чертежу Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Нижнего Новгорода N 7638-ЗУ.Собственникам расположенных на данном земельном участке объектов недвижимости Савкину А.В. и Байкову А.В. предложено обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
На основании договора купли-продажи от 16.10.2007, заключенного между Савкиным А.В.,Байковым А.В.(продавцы) и ООО "Полимерпром" (покупатель), последнее приобрело в собственность объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Нефтегазовская, 1А:
- нежилое здание (производственное), двухэтажное, площадью 248,70 кв.м;
- нежилое здание (гараж), двухэтажное, площадью 451,60 кв.м;
- нежилое здание (административное), одноэтажное с подвалом, площадью 455, 20 кв.м;
- сооружение N 1 (забор), площадью 59500 кв.м., длина 330,6 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждается приобщенными к материалам дела свидетельствами о государственной регистрации права от 22.11.2007 серия 52-АВ N 273246; серия 52-АВ N 273102, серия 52-АВ N 273247, серия 52-АВ N 273101.
24.01.2008 на основании постановления главы администрации г.Нижнего Новгорода от 12.11.2007 N 5329 сформированный под вышеперечисленными объектами недвижимости земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 52:18:02 00 11:0038.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому плану N 15-29/28471 земельный участок относится к категории земель поселений с разрешенным использованием (назначением) - под базу материально-технического снабжения.
09.04.2008 ООО "Полимерпром" обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка. При этом заявитель представил полный пакет необходимой документации.
05.11.2008 Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области письмом N 311/29486-06-14 сообщило Обществу о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность по той причине, что объект недвижимости - сооружение N 1 (забор) - расположено не только на испрашиваемом земельном участке, но и за его границами, что, по мнению заинтересованного лица, не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Не согласившись с проявленным бездействием и принятым в последующем уполномоченным органом решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Министерства об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
Пункт 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет один из основных принципов земельного законодательства, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Это право осуществляется ими в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 названной нормы для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах реализации закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области" уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В рассматриваемом случае в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок Министерство не подготовило и не направило проект договора купли-продажи испрашиваемого Обществом земельного участка. Кроме того, принятое им решение об отказе в предоставлении ООО "Полимерпром" в собственность земельного участка не соответствует действующему законодательству.
Законодатель в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации установил исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность либо аренду.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату или в аренду.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, в том числе по отчуждению земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (пункт 1 статьи 3).
В силу пункта 3 статьи 28 названного нормативного акта собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также содержит исчерпывающий перечень случаев невозможности приватизации земельных участков.
Испрашиваемый в собственность ООО "Полимерпром" земельный участок не относится ни к одной из категорий земельных участков, приватизация которых не допускается в силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Предусмотренных статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества также не установлено.
Кроме того, суд правильно указал, что постановка земельного участка на государственный кадастровый учет произведена на основании распорядительного акта органа местного самоуправления - постановления главы администрации г.Нижнего Новгорода от 12.11.2007 N 5329. Этот ненормативный акт, а также действия по постановке на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены и не признаны судом не соответствующими действующему законодательству.
Верно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, всесторонне и полно их исследовав, правильно применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области допустило незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности в месячный срок подготовить и направить в адрес ООО "Полимерпром" проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, но и незаконно отказало Обществу в реализации его исключительного права на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества. Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность нарушает права и законные интересы ООО "Полимерпром" в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущенного права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2008 по делу N А43-28398/2008-43-385 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28398/2008-43-385
Истец: ООО "Полимерпром"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-464/09