г. Чита |
Дело N А78-377/2008 |
18 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Борголовой Г.В., Ткаченко Э.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дегтярёвой Е.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании дело N А78-377/2008 по заявлению Открытого акционерного общества "Читинская типография" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю о признании незаконными действий (бездействия) по невключению в план приватизации полностью находящегося в хозяйственном ведении здания общей площадью 7 410,7 кв. м. и земельного участка общей площадью 4 749 кв. м. с кадастровым номером 75:32:030812:0018, расположенных по адресу: г. Чита, ул. Ленинградская, д. 15а, обязании включить указанное имущество в состав приватизируемого имущества, установить срок для устранения нарушений прав и законных интересов
с участием в деле в качестве третьих лиц - Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Управления Судебного департамента в Забайкальском крае
(суд первой инстанции: Попова И.П.)
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "Читинская типография": Юдин И.И., генеральный директор;
от ТУ ФАУГИ по Забайкальскому краю: Орлова О.Л., ведущий специалист-эксперт отдела правового и информационного обеспечения, доверенность от 11 августа 2008 года N 204;
от ФАУГИ: не было (извещено);
от Управления Судебного Департамента в Забайкальском крае: Новичкова Н.В., главный специалист отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов, доверенность от 3 марта 2009 года
и установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Читинская областная типография" (далее - ФГУП "Читинская областная типография") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 106-108), о признании незаконными действий (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области, в дальнейшем переименованного в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю (далее - ТУ Росимущества, Управление), выразившихся в невключении в план приватизации полностью находящегося в хозяйственном ведении здания общей площадью 7410,7 кв.м, и земельного участка общей площадью 4749 кв.м, с кадастровым номером 75:32:030812:0018, находящихся по адресу: город Чита, улица Ленинградская, 15а.
Определением Арбитражного суда Читинской области от 5 мая 2008 года произведена замена ФГУП "Читинская областная типография" его правопреемником открытым акционерным обществом "Читинская типография" (далее - ОАО "Читинская типография", Общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Судебного департамента в Читинской области (далее - Управление Судебного департамента).
Решением Арбитражного суда Читинской области от 10 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены. Действия ТУ Росимущества, выразившиеся в невключении в план приватизации ФГУП "Читинская областная типография" в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса помещений площадью 2782,9 кв.м в производственном трехэтажном здании типографии по адресу: город Чита, Ленинградская улица, 15а, и земельного участка, площадью 0,4749 га, кадастровый номер 75:32:030812:0018, признаны незаконными, как не соответствующие требованиям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Суд обязал Управление в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - включить в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Читинская областная типография" полностью нежилого здания типографии и земельного участка.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2008 года решение суда первой инстанции отменено. Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Забайкальскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2008 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными как не соответствующие требованиям Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" действия ТУ Росимущества, выразившиеся в невключении в план приватизации ФГУП "Читинская областная типография" в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса помещений площадью 2782,9 кв.м в производственном трехэтажном здании типографии по адресу: город Чита, Ленинградская ул., 15а, лит. А, А1, перечисленных в пункте 1.3.1 приложения N 2 к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 28 декабря 2007 года N 1831, и земельного участка площадью 0,4749 га, кадастровый номер 75:32:030812:0018, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания по адресу: г. Чита, Ленинградская ул., 15а. Суд обязал ТУ Росимущества в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - включить в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Читинская областная типография" полностью нежилое здание типографии площадью 7369,9 кв.м, лит. А, А1, расположенного по адресу: г. Чита, Ленинградская ул., 15а, и земельный участок, площадью 0,4749 га, кадастровый номер 75:32:030812:0018, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания по адресу: г. Чита, Ленинградская ул., 15а.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2009 года постановление суда апелляционной инстанции от 8 октября 2008 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
О месте и времени судебного заседания ФАУГИ извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в судебное заседание не направило. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 года на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Управления Судебного департамента в Читинской области на Управление Судебного департамента в Забайкальском крае.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, в том числе постановление суда кассационной инстанции, выслушав представителей сторон и третьего лица, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решениями исполкома Читинского городского Совета депутатов трудящихся от 28 января 1966 года N 34 (т. 3, л.д. 7) и от 17 февраля 1971 года N 35 (т. 3, л.д. 8) областной типографии управления по печати отведен земельный участок по ул. Ленинградской в Центральном районе г. Читы под проектирование и строительство здания областной типографии, актом от 22 декабря 1978 года государственной приемочной комиссией принято в эксплуатацию законченное строительством здание областной типографии в г. Чите.
Производственное здание типографии по адресу: г. Чита, ул. Ленинградская, 15а было передано ФГУП "Читинская областная типография" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается распоряжениями Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области от 18 февраля 2000 года N 380 (т. 1, л.д. 30) и от 1 декабря 2003 года N 2096 (т. 1, л.д. 40-42), передаточным актом от 18 февраля 2000 года N 498 (т. 1, л.д. 31-38), распоряжениями ТУ Минимущества по Читинской области от 20 января 2004 года NN 28 и 29 (т. 1, л.д. 43-46), сведениями о регистрации права хозяйственного ведения.
Земельный участок площадью 7836 кв.м, кадастровый номер 75:32:030812:0004 по адресу: г. Чита, ул. Ленинградская, 15а, был предоставлен ФГУП "Читинская областная типография" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 2 марта 2004 года серии АА 75 N 073847 (т. 1, л.д. 9) и Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования N ЧО-32-000712 (т. 1, л.д. 6-8).
ФГУП "Читинская областная типография" включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году (пункт 10.35 Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года N 1184-р).
Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.05.2005 N 141 "О порядке определения состава подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий" (т. 1, л.д. 90-97) установлен порядок определения состава подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных предприятий, в соответствии с которым территориальные органы Росимущества при подготовке проектов и принятии решений об условиях приватизации федеральных государственных унитарных предприятий вправе предусмотреть приватизацию в составе их имущественных комплексов всего имущества, находящегося в хозяйственном ведении соответствующих предприятий, за исключением:
а) имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться только в государственной или муниципальной собственности;
б) имущества, подлежащего передаче в собственность муниципальных образований в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
в) имущества, необходимого для нужд Российской Федерации (федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, унитарных предприятий и государственных учреждений) в случае, если потребность в нем не может быть удовлетворена за счет объектов, расположенных на территории соответствующего города и находящихся в казне Российской Федерации.
В последнем случае решение об исключении из состава подлежащих приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятиях имущества подлежит предварительному согласованию с Росимуществом (пункт 4 приказа от 06.05.2005 N 141).
Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.05.2007 года N 86 (т. 3, л.д. 32-38) принятие решения об условиях приватизации ФГУП "Читинская областная типография" было поручено ТУ Росимущества по Читинской области.
Письмом Росимущества от 29 декабря 2006 года N СС-06/31941 (т. 1, л.д. 99, т. 4, л.д. 25) Росимуществом было согласовано сохранение в федеральной собственности помещений 1 этажа общей площадью 515,1 кв.м, помещений 2 этажа общей площадью 269 кв.м и помещений 3 этажа общей площадью 2025,4 кв.м, находящихся в производственном здании, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Ленинградская, 15а для размещения Управления Судебного департамента в Читинской области.
В соответствии с пояснениями Управления Судебного департамента в Читинской области от 28 августа 2008 года N УСД-2/1527 и приложенными к ним документами (т. 4, л.д. 8-20) Центральный районный суд г. Читы в настоящее время располагается в здании, не отвечающем требованиям, установленным Сводом правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 (площадь здания упомянутого суда составляет 2 567,3 кв. м. и значительно меньше нормативной, рассчитанной по СП 31-104-2000, составляющей 5 097,3 кв. м.). Размещение судей и аппарата суда по рассмотрению уголовных дел Центрального районного суда г. Читы в помещениях здания типографии позволит решить имеющуюся проблему и создать необходимые условия для отправления правосудия.
Письмом Росимущества от 8 октября 2007 года N ЛП-06/27521 "О приватизации ФГУП "Читинская областная типография" (т. 3, л.д. 23) Росимущество поручило Управлению включить в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия земельный участок, не занятый зданием типографии.
Распоряжением ТУ Росимущества 28 декабря 2007 года N 1831 (т. 1, л.д. 15-18, 21-25, 58-62, т. 2, л.д. 110-114) принято решение об условиях приватизации ФГУП "Читинская областная типография", утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса согласно приложению N 1 (т. 2, л.д. 115-131) и перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса согласно приложению N 2 (т. 2, л.д. 132-140).
Согласно приложению N 1 в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса вошли, в том числе, земельный участок площадью 0,3087 га, кадастровый номер 75:32:030812:0016, местоположение в 10 м по направлению на северо-запад от ориентира - здания по адресу: город Чита, Центральный административный район, Ленинградская улица, 15а, а также помещения площадью 4875,0 кв.м в производственном 3-этажном здании типографии, литер А, А1 по вышеуказанному адресу.
Приложение N 2 (т. 1, л.д. 20) содержит перечень объектов, находящихся у унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, планируемых к сохранению в федеральной собственности (не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Читинская областная типография"), в том числе, земельный участок площадью 0,4749 га, кадастровый номер 75:32:030812:0018, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка - здания по названному адресу, а также помещения площадью 2782,9 кв.м в производственном трехэтажном здании типографии, литер А, А1 по тому же адресу.
Полагая незаконными действия (бездействие) ТУ Росимущества по Читинской области по невключению в план приватизации целиком здания типографии, общей площадью 7410,7 кв.м, и земельного участка общей площадью 4749 кв.м с кадастровым номером 75:32:030812:0018, расположенных по адресу: город Чита, улица Ленинградская, 15а, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает заявление Общества не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 2) статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых им действий (бездействия) ТУ Росимущества закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Общества такими действиями (бездействием).
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом, действиями (бездействием) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт, действия.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" управление федеральной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом согласно пунктам 5.2 и 5.3 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 (действовало до принятия Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432), в спорный период осуществляло полномочия собственника в отношении федерального имущества и приватизации федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, было предусмотрено, что такое агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В настоящее время аналогичные полномочия закреплены за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами (пункты 4, 5.2 и 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).
Статья 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает сферу действия данного Федерального закона. Пунктом 3 названной статьи перечислено имущество, которое вообще не может подлежать приватизации: имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Статьями 29 и 30 указанного Федерального закона урегулированы особенности приватизации объектов культурного наследия и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В рассматриваемом случае для установления законности (незаконности) оспариваемых действий (бездействия) ТУ Росимущества в предмет судебного исследования по делу входит факт соблюдения (несоблюдения) Управлением порядка определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, который урегулирован статьей 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, порядок проведения приватизации которого определяется данным Федеральным законом.
При этом в силу пункта 2 той же статьи предусмотрено, что приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Статьей 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающей требования к решению об условиях приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотрено, что в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 11 этого Федерального закона; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
На основании пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
Пунктом 4 упомянутой статьи 11 установлено, что при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником. Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.
В силу частей 1 и 4 статьи 37 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 данного Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия. Размер уставного капитала открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном статьей 11 этого Федерального закона.
Из приведенных положений Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" определенно следует, что допускается приватизация не только всего имущественного комплекса унитарного предприятия, но и части такого имущественного комплекса. При этом состав подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Распоряжением ТУ Росимущества от 28 декабря 2007 года N 1832 (т. 1, л.д. 11-12) утвержден Передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Читинская областная типография", согласно которому балансовая стоимость подлежащих приватизации активов предприятия составляет 9 973 тыс. руб.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Управление вправе было, после предварительного согласования с Росимуществом, определить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Читинская областная типография", в связи с чем его действия по невключению в план приватизации земельного участка площадью 0,4749 га (кадастровый номер 75:32:030812:0018) и помещений в трехэтажном производственном здании типографии общей площадью 2 782,9 кв. м. не противоречат действующему законодательству.
Относительно доводов Общества, касающихся невключения в план приватизации упомянутого земельного участка, суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Согласно кадастровым планам земельных участков от 20 октября 2005 года N N 75/05-3970, 75/05-3968 и 75/05-3969 (т. 1, л.д. 64-70) вместо земельного участка с кадастровым номером 75:32:030812:0004 было образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 75:32:030812:0014 (площадью 2 298 кв. м.), 75:32:030812:0015 (площадью 2 451 кв. м.) и 75:32:030812:0016 (площадью 3 087 кв. м.).
После этого вместо земельных участков с кадастровыми номерами 75:32:030812:0014 и 75:32:030812:0015 был образован новый земельный участок с кадастровым номером 75:32:030812:0018 общей площадью 4 749 кв. м., что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 8 августа 2007 года N 75/07-5191 (т. 2, л.д. 21). В графе 18.3 данного кадастрового плана содержится указание на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 75:32:030812:0014 и 75:32:030812:0015 ликвидированы.
Следовательно, доводы Общества о существовании и в настоящее время земельных участков с кадастровыми номерами 75:32:030812:0014 и 75:32:030812:0015 необоснованны.
Ссылки Общества на положения пункта 2 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в данном случае не могут быть приняты во внимание по следующим причинам.
Пункт 2 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусматривает, что приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды и земельных участков, занимаемых зданиями, строениями и сооружениями, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в рассматриваемом случае часть производственного трехэтажного здания типографии, а именно нежилые помещения общей площадью 2 782,9 кв.м., не включены в план приватизации и сохранены в федеральной собственности.
Распоряжением ТУ Росимущества от 19 мая 2008 года N 730 (т. 3, л.д. 39) помещения в указанном производственном трехэтажном здании типографии общей площадью 2 782,9 кв. м. были переданы на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента в Читинской области, а также утвержден передаточный акт N 11 (т. 3, л.д. 40-41, 62-63), на основании которого впоследствии составлен Акт о приеме-передаче здания (сооружения) унифицированной формы ОС-1а (т. 3, л.д. 42-44, 59-61).
Таким образом, Общество не является единственным собственником всего производственного здания типографии в целом.
В силу пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" также предусмотрено, что при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством. Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 75:32:030812:0018 неделим, а находящееся на нем здание принадлежит Обществу (на праве собственности) и Управлению Судебного департамента в Забайкальском крае (на праве оперативного управления), то приватизация части данного земельного участка (пропорционально отношению площади приватизированной части производственного здания типографии) в настоящее время невозможна.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июля 2004 года N 3934/04 и от 11 октября 2005 года N 7659/05, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2008 года N 1332/08.
Кроме того, согласно пункту 1.2 Устава ОАО "Читинская типография" учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" размер уставного капитала открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном статьей 11 данного Федерального закона.
Следовательно, размер уставного капитала такого открытого акционерного общества напрямую зависит от того, какое имущество включено в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
На основании пункта 7.1 Устава ОАО "Читинская типография" уставный капитал Общества составляет 9 973 000 рублей, состоит из 9 973 штук именных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
Таким образом, размер уставного капитала Общества равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов ФГУП "Читинская областная типография", утвержденной в Приложении N 3 к распоряжению ТУ Росимущества от 28 декабря 2007 года N 1831 (т. 3, л.д. 141).
Решением Совета директоров ОАО "Читинская типография" о выпуске акций от 3 октября 2008 года (зарегистрировано в Региональном отделении ФСФР России в Восточно-Сибирском регионе 28 октября 2008 года, государственный регистрационный номер 1-01-22278-Е) предусмотрен выпуск 9 973 именных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
В качестве способа размещения акций в решении указано приобретение акций Общества Российской Федерацией при преобразовании в акционерное общество государственного предприятия в процессе приватизации.
Пунктом 8.3 указанного решения установлено, что Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом приобретает 100% обыкновенных бездокументарных акций в количестве 9 973 штук номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
28 октября 2008 года РО ФСФР в Восточно-Сибирском регионе зарегистрирован Отчет об итогах выпуска акций.
На основании пункта 7.2 Устава ОАО "Читинская типография" размер уставного капитала может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций или путем размещения дополнительных акций.
При этом подпунктом 6 пункта 14.2 Устава ОАО "Читинская типография" предусмотрено, что к компетенции общего собрания акционеров относится вопрос об увеличении уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций в пределах количества и категорий объявленных акций.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация. В случае, если в государственной или муниципальной собственности находится 100% акций открытого акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества - общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются.
В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 N 738, права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оспоренные Обществом действия (бездействие) Управления, которое как территориальный орган Росимущества одновременно осуществляет полномочия собственника в отношении приватизации имущественного комплекса ФГУП "Читинская областная типография" и права акционера ОАО "Читинская типография" от имени Российской Федерации, не нарушают прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Собственником и единственным акционером ОАО "Читинская типография" (Российской Федерацией в лице уполномоченного органа) на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 статьи 11 и пункта 4 статьи 37 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" определен размер уставного капитала Общества (состав подлежащих приватизации активов ФГУП "Читинская областная типография"), а также состав имущества, не включенного в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, в связи с чем заявленные Обществом требования, направленные, по сути, на ограничение прав собственника по распоряжению своим имуществом и увеличение уставного капитала Общества без соответствующего решения единственного акционера (Российской Федерации) удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. По таким же правилам распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционных и кассационных жалоб.
В соответствии с частью 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы. При отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Учитывая изложенное, понесенные ТУ Росимущества судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб (платежные поручения от 7 июля 2008 года N 574 и от 29 октября 2008 года N 1611, т. 3, л.д. 108, т. 4, л.д. 64) подлежат отнесению на Общество.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Читинская типография" требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Читинская типография" в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 2000 рублей.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Г.В. Борголова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-377/08
Истец: ФГУП "Читинская областная типография"
Ответчик: ТУ ФАУФИ по Читинской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Судебного департамента в Читинской области
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2340/08
12.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2340/08
08.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2340/08
03.09.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2340/08