г. Владимир |
|
21 января 2008 г. |
Дело N А38-1218/2007-17-120 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.01.2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.07.2007, принятое судьей Лабжания Л.Д. по заявлению Республиканского фонда обязательного страхования о признании недействительным в части представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 26.03.2007 N 08-01-08/12.
В судебном заседании участвуют представители:
Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл - Гурьянова М.А. по доверенности от 10.01.2008 N 12 сроком действия по 31.12.2008; директор Груздева Т.К. на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.07.2001 N246 ;
открытого акционерного общества "Газпроммедстрах" в городе Йошкар-Ола - Шаповалов В.И. по доверенности от 25.01.2007 N 10 сроком действия до 25.01.2008;
открытого акционерного общества Страховой компании "РОСНО-Медицинское страхование" - Долгушев Д.И. по доверенности от 01.01.2008 N 139 сроком действия по 31.12.2008;
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (уведомление N 28087).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Республиканский фонд обязательного медицинского страхования (далее - Ресфонд ОМС, Фонд ) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий (далее - Управление) N 08-01-08/12 от 26.03.07, вынесенного по результатам ревизии финансово - хозяйственной деятельности Фонда в части выводов, содержащихся в описательно - мотивировочной части о расходовании средств нормированного страхового запаса в сумме 3908737руб. при отсутствии оправдательных документов, об излишнем финансировании в 2005 году страховых медицинских организаций в сумме 52143266руб., в части установления в пункте 3 резолютивной части представления требований об использовании средств нормированного страхового запаса при наличии соответствующего решения Правления Республиканского фонда ОМС по их использованию.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.07.2007 заявление Фонда удовлетворено и представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 26.03.2007 N 08-01-08/12, вынесенного по результатам финансово-хозяйственной деятельности Ресфонда ОМС в части выводов, содержащихся в описательно-мотивировочной части, о расходовании средств нормированного страхового запаса в сумме 3908737руб. при отсутствии оправдательных документов, об излишнем финансировании в 2005 году страховых медицинских организаций в сумме 52143266 руб., в части установления в пункте 3 резолютивной части Представления требований о использовании средств нормированного страхового запаса при наличии соответствующего решения Правления Республиканского фонда ОМС по их использованию признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также имеет место неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание представитель заявителя апелляционной жалобы не явился. В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Управления.
Представители Ресфонда ОМС, ОАО "СК "РОСНО-МС", ОАО "Газпроммедстрах" возражали против доводов апелляционной жалобы, указывали на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено, что Управление в соответствии с планом работы осуществило ревизию финансово-хозяйственной деятельности Ресфонда ОМС за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по результатам которой составило акт от 06.03.2007, в котором зафиксированы нарушения, допущенные Фондом за указанный период.
По результатам проверки Управление вынесло представление от 26.03.2007 N 08-01-08/12, не согласившись с которым, Ресфонд ОМС обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта частично недействительным.
В силу пункта 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия органов государственного финансового контроля определяются кодексом, законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно статьям 266, 288 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти устанавливается кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое положение и полномочия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл определено в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Положении о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденном приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N89н, в соответствии с которыми территориальные органы Росфиннадзора осуществляют контроль и надзор за поступлением и использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности в соответствии с пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Управление направляет в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления по устранению выявленных нарушений.
Представление Управления N 08-01-08/12 от 26.03.2007 направлено Ресфонду ОМС в правовой форме властно-распорядительного акта органа финансово-бюджетного надзора, предусмотренной указанными нормами, содержит обязательное для исполнения предложение принять меры по пресечению выявленных нарушений, связанных с расходованием средств нормированного страхового запаса и с финансированием страховых медицинских организаций.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно указал, что в данном случае представление органа финансово-бюджетного надзора, принятое по результатам проверки и подписанное руководителем контролирующего органа, является актом, носящим властно-распорядительный характер, в котором устанавливаются совершенные нарушения и даются обязательные для исполнения организацией указания.
При таких обстоятельствах арбитражный суд признал оспариваемое представление ненормативным правовым актом и рассмотрел по существу требования Фонда.
Согласно представлению N 08-01-08/12 от 26.03.2007 в качестве нарушения, установленного при проведении ревизии указано, что Ресфондом ОМС в 2005 году допустил расходование средств нормированного страхового запаса в сумме 3908737руб. при отсутствии документов, подтверждающих возникновение критических ситуаций в системе ОМС.
Однако из представленных Фондом документов усматривается, что расходование средств запаса в феврале 2005 года в размере 204836 руб.56коп., в апреле 2005 года в размере 220000 руб., в июне - 110000 руб. было вызвано недопоступлением средств в доходную часть бюджета Ресфонда ОМС. За 1 квартал 2005 года поступления составили 93% от планируемого, за 5 месяцев - 98,7%. И только по состоянию на 01.07.2005 поступления средств составили 101,2%.
В марте 2005 года на основании пункта 6 решения Согласительной комиссии от 22.04.2005 (протокол N 2) была проведена индексация единых групповых тарифов для лечебно-профилактических учреждений (далее-ЛПУ). Окончательный расчет по заработной плате работников ЛПУ за декабрь 2004 года произведен в январе 2005 года за счет средств ОМС. Внеплановые расчеты повлекли необходимость использования средств нормированного страхового запаса в марте 2005 года в размере 3373900руб. для выплаты заработной платы работникам ЛПУ восьми муниципальных образований и учреждений здравоохранения республиканского подчинения через систему ОМС.
Согласно Порядку формирования и расходования нормированного страхового запаса Республиканского фонда, утвержденному решением Правления Ресфонда ОМС от 04.11.2003 (протокол N 5), средства нормированного страхового запаса предназначены для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, выравнивания финансовых ресурсов на проведение обязательного медицинского страхования (пункт 2 Порядка). Определены направления использования средств нормированного страхового запаса: на возмещение недостатка средств на финансирование территориальной программы ОМС граждан Республики Марий Эл, как на территории республики, так и за ее пределами в случаях сокращения поступлений страховых взносов, обоснованного увеличения тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой застрахованным, повышения заболеваемости населения республики.
Позиция Управления о том, что нормы, содержащиеся в вышеуказанном Порядке, не соответствуют Положению о порядке формирования и расходования нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда ОМС, утвержденному решением правления Федерального фонда ОМС от 26.02.2004 N 11/08, согласно которому средства нормированного страхового запаса резервируются на случай возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования, вследствие чего Ресфонд ОМС неправомерно расходовал средства нормированного страхового запаса по основаниям, которые не определены федеральным законодательством, признана судом первой инстанции несостоятельной.
Проанализировав содержание Порядка и Положения, суд пришел к выводу о том, что республиканский Порядок формирования и расходования нормированного страхового запаса противоречит правилам, установленным Положением Федерального фонда ОМС. Нормированный страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования не имеет правовой связи с нормированным страховым запасом Федерального фонда ОМС ни по источникам формирования, ни по направлениям расходования, но при этом создается и расходуется с соблюдением основополагающих принципов, заложенных в Положении Федерального фонда ОМС.
В силу пункта 2 Положения о порядке формирования и расходования нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда ОМС основной целью формирования нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда является поддержание финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. Указанная цель также является основной при формировании и расходования средств нормированного страхового запаса Ресфонда ОМС. При этом возникновение критических ситуаций с финансированием программы ОМС не может быть сведено только к произошедшим стихийным бедствиям, катастрофам, и другим чрезвычайным обстоятельствам. Определяющим фактором является непредвиденность возникших расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год, невозможность финансирования которых может повлечь неблагоприятные последствия в виде нарушения финансовой устойчивости системы ОМС.
Кроме того, именно федеральными нормативными актами предусмотрено право территориального фонда ОМС самостоятельно определять порядок формировании и расходования средств нормированного страхового запаса.
Согласно разделу 3.1.1. Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным фондом ОМС 09.09.2003г. N 1750/21-1/и, определено, что формирование и расходование нормированного страхового запаса осуществляется в соответствии с Порядком, утверждаемым правлением территориального фонда. Таким образом, нормативными актами Федерального фонда ОМС установлено, что определение порядка формирования и расходования средств нормированного страхового запаса относится к компетенции Территориального фонда ОМС.
Указанный довод подтвержден письмом Федерального фонда ОМС от 30.05.2007 N 3391/21 -2, в котором указано, что порядок формирования и расходования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС не должен соответствовать Положению о порядке направления средств нормированного страхового запаса ФОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС, исходя из разных функций, осуществляемых территориальными фондами ОМС и ФОМС.
Следовательно, принимая решение о расходовании средств нормированного страхового запаса в сумме 3908737руб. на цели и в соответствии с условиями, предусмотренными Порядком формирования и расходования нормированного страхового запаса Республиканского фонда, утвержденным решением Правления от 04.11.2003г., Ресфонд ОМС действовал обосновано. Указание в представлении N 08-01-08/12 от 26.03.2007 на то, что Фондом в 2005 году излишне финансированы страховые медицинские организации в сумме 52143266 рублей, в том числе ОАО "РОСНО - МС" в сумме 15939244 рублей, ОАО "Газпроммдстрах" в сумме 36204022 рублей по причине неправильного расчета подушевых нормативов и необоснованного применения коэффициента предыдущих затрат является неправомерным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Кроме того, оспариваемыми сторонами обстоятельствами является правильность определения дифференцированного подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС, расчет которого зависит от численности застрахованных граждан по Республике Марий Эл, а также применение коэффициента предыдущих затрат,
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 1 указанного Закона обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Пунктом 7 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001г. N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001г. N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001г. N 12-03-14, предусмотрено, что Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют финансирование медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС (с учетом муниципального заказа), по дифференцированным подушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к Временному порядку).
Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования установлено, что из полученных за месяц единого социального налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Территориальный фонд: формирует нормированный страховой запас финансовых средств (пункт 1), определяет размер средств, необходимых для пополнения нормированного страхового запаса (пункт 2), определяет размер средств, направляемых на осуществление текущей деятельности Территориального фонда (пункт 3), рассчитывает среднедушевой норматив финансирования территориальной программы ОМС (пункт 4), при возможности увеличения тарифов на медицинские услуги Территориальный фонд вносит предложение об установлении коэффициента индексации тарифов на медицинские услуги (пункт 5), утверждает среднедушевой норматив финансирования на следующий месяц {пункт 6), рассчитывает дифференцированные среднедушевые нормативы для своих филиалов с учетом коэффициента предыдущих затрат (пункт 7), рассчитывает дифференцированные среднедушевые нормативы для страховых медицинских организаций (пункт 8).
На основании Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан и Порядка определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования Правлением Ресфонда ОМС в Республике Марий Эл приняты Временный порядок определения подушевых нормативов финансирования территориальной программы ОМС от 17.02.2005г. и Порядок определения подушевых нормативов финансирования территориальной программы ОМС от 02.09.2005г.
В соответствии с указанными нормативными актами составляющей расчета дифференцированного подушевого норматива является численность застрахованного населения Республики Марий Эл.
При проведении проверки Управление пришло к выводу о неправильном определении Ресфондом ОМС численности застрахованных лиц, что, по мнению органа финансового контроля, повлекло неправильное исчисление дифференцированного подушевого норматива и как следствие -излишнее перечисление денежных средств в страховые медицинские организации. Как следует из акта ревизии и расчета, составленного Управлением, с 01.01.2005 по 01.04.2005 Ресфондом ОМС необоснованно использована численность населения РМЭ, указанная в Программе государственных гарантий на 2005 г. - 721900 человек, а не численность застрахованных граждан согласно формы N 8 - 713507 человек, с 01.04.2005 по 01.09.2005 неправомерно в расчетах указана численность по работающему населению в соответствии с заключенными договорами по ОМС, а не численность граждан, обеспеченных страховыми медицинскими полисами ОМС, согласно данным формы N 8.
Суд первой инстанции установил, что в 2005 году при составлении расчетов дифференцированного подушевого норматива Ресфондом ОМС допускались нарушения, связанные с необоснованным и произвольным использованием численности застрахованных лиц, ни ко всем приказам исполнительного директора составлялись поясняющие расчеты. Однако допущенные нарушения были самостоятельно устранены Фондом путем издания приказа исполнительного директора от 07.02.2007 N 8, которым в приказы об утверждении подушевых нормативов на 2005 год внесены изменения и дополнения, согласно которым уточнено количество застрахованных лиц, пересчитан дифференцированный подушевой норматив.
Заключением от 26.02.2007 комиссии по проверке расчетов дифференцированных подушевых нормативов в 2005 году, созданной на основании решения Согласительной комиссии по тарифам на медицинскую помощь в системе ОМС (протокол N 2 от 20.02.2007г.), подтверждена правомерность изменений и дополнений, принятых приказом от 07.02.2007. Расчет численности застрахованных граждан произведен с 01.01 по 28.02.2005, исходя из данных, содержащихся в форме N 8 - 713507 человек, с 01.03 по 01.09.2005, исходя из численности граждан, застрахованных страховыми медицинскими организациями и с учетом численности населения РМЭ, указанной в Программе государственных гарантий на 2005 год - 721900 человек, с 01.09.2005года с учетом фактически выданных страховых полисов.
При этом установлено из приложений к Заключению комиссии, что неправильный расчет дифференцированного подушевого норматива в течение 2005 года не повлек необоснованного (излишнего) перечисления средств в СМО.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" и обеспечения конституционных прав граждан, проживающих на территории Республики Марий Эл, на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Республики Марий Эл приняло Постановление от 14.02.2005 N 43 "О программе государственных гарантий оказания гражданам в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи на 2005 год". Согласно раздела 1 Программы численность постоянного населения республики установлена в количестве 721900 человек. Принимая во внимание переходный период в создании системы обязательного медицинского страхования, отсутствие точных данных о количестве лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, а также с учетом того, что территориальная программа ОМС являлась составной частью Программы государственных гарантий (раздел 2 Программы), Ресфонд ОМС обоснованно использовал при расчете дифференцированного подушевого норматива численность населения, указанную в разделе 1 Программы, исчисленную с учетом статистических данных республики.
Арбитражный суд обоснованно отклонил доводы Управления о том, что при расчете норматива финансирования СМО необходимо исходить из численности граждан, обеспеченных страховыми медицинскими полисами ОМС, а не из количества лиц, застрахованных согласно договорам на обязательное медицинское страхование.
Суд указал, что в силу главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила которой согласно статье 969 ГК РФ применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами, обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (статьи 927, 936 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (статья 957 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного (статья 5 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").
При этом в силу Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41 в редакции Постановления Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, страховой медицинский полис - документ, удостоверяющий заключение договора по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию граждан
Неполучение (невыдача) полиса не является основанием для признания гражданина, в отношении которого между страхователем и страховщиком заключен договор ОМС, не застрахованным. Основанием для признания лица застрахованным и для финансирования предоставляемой застрахованному лицу медицинской помощи является заключение договора медицинского страхования.
Согласно Порядку определения подушевых нормативов финансирования территориальной программы ОМС (приложение N 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан) для расчета подушевых нормативов используется общая численность граждан, застрахованных страховщиком.
В соответствии с пунктом 2 Типового договора между Территориальным фондом ОМС и СМО (приложение к Типовым правилам обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом ОМС 03.10.200З N 3856/30-3/и) Фонд обязуется на основании представленных страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан в рамках территориальной программы ОМС, включая сведения о численности застрахованных, внесенные в базу данных, перечислять страховщику финансовые средства по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам.
Принимая во внимание, что с момента заключения договора медицинского страхования страховая медицинская организация обязана выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы (статья 15 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"), по общему правилу количество застрахованных лиц в соответствии с договорами ОМС должно соответствовать количеству лиц, получивших полисы.
Однако в переходный период (январь-август 2005 г.) в связи с большим количеством заключаемых договоров страховые медицинские организации несвоевременно выдавали на руки застрахованным лицам медицинские полисы, что повлекло по итогам отдельных месяцев 2005 года несоответствие количества застрахованных граждан количеству выданных на руки полисов. Поэтому Ресфонд ОМС обоснованно в соответствии с вышеуказанными нормативными актами при расчете дифференцированного подушевого норматива и норм финансирования СМО за основу расчета принимал количество застрахованных лиц в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Указание Управления о необходимости при расчете дифференцированного подушевого норматива применять показатель выданных медицинских полисов не основано на нормах права.
Суд первой инстанции также признал неправомерным утверждение Управления о необходимости при расчете фактических подушевых нормативов на отчетный месяц использовать численность застрахованных лиц по состоянию на первое число отчетного месяца, то есть за предыдущий месяц, как не основанное на нормах права, поскольку правовое урегулирование данного вопроса отсутствует, средства на финансирование Территориальной программы учитываются по итогам отчетного месяца.
Вывод Управления о необоснованном применении Ресфондом ОМС при расчете сумм, подлежащих перечислению СМО, коэффициента предыдущих затрат, признан судом несостоятельным с учетом следующего.
Коэффициент предыдущих затрат был применен Ресфондом ОМС при расчете дифференцированного подушевого норматива для ОАО "Газпроммдстрах" с 01.09.2005года, установленный решением Правления Ресфонда ОМС (протокол от 18.11.2005).
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка Территориальный фонд рассчитывает дифференцированные среднедушевые нормативы для своих филиалов (Нфд) по формуле: Нфд = Кпз х Нсу, где Кпз - коэффициент предыдущих затрат. При этом названным пунктом установлен порядок расчета коэффициента предыдущих затрат, который определяется в относительных единицах на основе анализа финансовых отчетов об исполнении бюджетов здравоохранения закрепленной за филиалом территории (городов и сельских районов) за последние три года с учетом использования их жителями ресурсов областных (краевых, республиканских) медицинских учреждений и прочих медицинских учреждений, обеспечивающих медицинской помощью население региона (нескольких городов, районов).
Следовательно, Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов обязательного медицинского страхования определена методика расчета коэффициента предыдущих затрат, что опровергает доводы Управления. При этом коэффициент предыдущих затрат является неотъемлемым показателем при расчете дифференцированного подушевого норматива для финансирования страховых медицинских организаций, что подтверждено письмом Федерального фонда ОМС от 19.02.2007 N 915/30-2.
Кроме того, при проверке судом расчета, на основании которого Управление пришло к выводам о излишнем финансировании СМО в сумме 52143266руб., установлено, что он арифметически неточен .
В заявлении Ресфонд ОМС указал также на незаконность указания в резолютивной части представления Управления на использование средств нормированного страхового запаса при наличии соответствующего решения Правления Республиканского фонда ОМС по их использованию.
Суд первой инстанции также признал такую позицию Управления необоснованной.
В соответствии с разделом 5 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном постановлением ВС РФ от 24.02.1993 N 4543-1, руководство деятельностью Территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Правление Территориального фонда помимо прочего определяет направления использования прибыли Территориального фонда, нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда и порядок покрытия убытков. При этом исполнительный директор Территориального фонда обладает полномочием единолично распоряжается имуществом Территориального фонда, пользуется правом распоряжения средствами Территориального фонда, использует для выполнения задач, стоящих перед Территориальным фондом, финансовые средства Территориального фонда (раздел 6 Положения о Территориальном фонде ОМС). Аналогичные нормы закреплены в Положении о Республиканском фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.02.2005 N 31.
Из толкования указанных норм следует, что Правление Ресфонда ОМС определяет основные направления и условия использования средств нормированного страхового запаса, однако расходование финансовых средств на отдельные конкретные задачи, направление средств в ЛПУ и СМО при возникновении условий и оснований, определенных Правлением Ресфонда ОМС, относится к компетенции исполнительного директора фонда.
В пределах этих полномочий решением Правления Ресфонда ОМС 04.11.2003 утвержден Порядок формирования и расходования нормированного страхового запаса Республиканского фонда ОМС, 20.10.2006 утвержден новый Порядок, закрепляющий способ формирования страхового запаса, направления его использования.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, арбитражный суд пришел к выводу о том, что представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 26.03.2007 в части выводов, содержащихся в описательно-мотивировочной части о расходовании средств нормированного страхового запаса в сумме 3908737руб. при отсутствии оправдательных документов, об излишнем финансировании в 2005 году страховых медицинских организаций в сумме 52143266руб., в части установления в пункте 3 резолютивной части Представления требований об использовании средств нормированного страхового запаса при наличии соответствующего решения Правления Республиканского фонда ОМС по их использованию не соответствует нормам действующего бюджетного законодательства и законодательства о медицинском страховании и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, ограничивая правомочия Фонда на использование денежных средств для выполнения задач по обеспечению устойчивости системы обязательного медицинского страхования и финансированию страховых медицинских организаций в полном объеме, а также возлагая на него незаконную обязанность по перераспределению функций в сфере управления экономической деятельностью Ресфонда ОМС и распоряжению финансовыми средствами.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции отсутствуют. Одновременно судом не допущено
Апелляционная жалоба Управления признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам Управления судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они отклонены. Оснований для признания их не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Управление не уплатило государственную пошлину и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса суд взыскивает с него в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Кроме того, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Управления подлежат взысканию в пользу ОАО "СК "РОСНО-МС" и ОАО "Газпроммедстрах" судебные расходы, фактически понесенные ими в связи с участием в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Согласно представленным документам действительные расходы ОАО "СК "РОСНО-МС" составили 5 150 руб. :
2750 руб.- оплата гостиницы (1375руб.х2);
2400 руб.- суточные (600руб.х4дн.).
Согласно представленным документам действительные расходы ОАО "Газпромммедстрах" составили 11309 руб.:
2750 руб.- оплата гостиницы (1375руб.х2);
1 875руб. -оплата гостиницы (937руб. 50 коп.х2);
1 684 руб. -оплата бензина (820руб.+864 руб.);
200 руб. -оплата стоянки автомобиля (120руб.+80руб.);
4800 руб. суточные - (600 руб.х8 дн.);
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 24.07.2007 по делу N А38-1218/2007-17-120 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в пользу открытого акционерного общества страховая компания "РОСНО-МС" судебные расходы в сумме 5 150 (пять тысяч сто пятьдесят) руб.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в пользу открытого акционерного общества "Газпроммедстрах" судебные расходы в сумме 11 309 (одиннадцать тысяч триста девять) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1218/2007-17-120
Истец: Республиканский фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМЭ
Третье лицо: ОАО "СК "Росно МС", ОАО "Газпроммедстрах"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3538/07