г. Пермь
07 мая 2009 г. |
Дело N А60-1293/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Грибиниченко О.Г., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя (МУП "Талицкая коммунальная компания") - Ващенко А.А., паспорт 6505 868364, доверенность от 14.04.2009г. N 05/юр, Белова Л.А., паспорт 6503 962427, доверенность от 14.04.2009г. N 06/юр,
от заинтересованного лица (Межрайонная ИФНС России N 11 по Свердловской области) - Бородулина Л.В., удостоверение УР 369920, доверенность от 11.01.2009г. N 1,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 11 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2009 года
по делу N А60-1293/2009,
принятое судьей Сушковой С.А.
по заявлению МУП "Талицкая коммунальная компания"
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Свердловской области
о признании недействительным решения
установил:
МУП "Талицкая коммунальная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Свердловской области от 01 декабря 2008 года N3020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить. Полагает, что поскольку предприятие не является производителем коммунальных услуг, у него не возникает объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а имеется обязанность по исчислению налога с суммы вознаграждения за управление жилищным фондом и, следовательно, право на предъявление к вычету суммы налога только с агентского вознаграждения. Указывает, что проверка проведена по вопросу правомерности заявленных налоговых вычетов, определить размер налоговой базы (агентское вознаграждение) в рамках камеральной проверки не представляется возможным.
Предприятие не представило письменный отзыв на жалобу, в судебном заседании пояснило, что против ее доводов возражает, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, определенном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной МУП "Талицкая коммунальная компания" уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года, согласно которой налоговая база по реализации товаров (работ, услуг) составила 21806444 руб., сумма налога по реализации товаров (работ, услуг) составила 3925160 руб., налоговые вычеты заявлены в сумме 7253608 руб., сумма налога, исчисленная заявителем к возмещению из бюджета, составила 3328448 руб.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 01.12.2008 года N 3020 о привлечении МУП "Талицкая коммунальная компания" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС за 1 квартал 2008 года в виде штрафа в сумме 378869 руб. 40 коп., предприятию отказано в возмещении из бюджета НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 3328448 руб., доначислен налог в сумме 3925160 руб., начислены пени в сумме 238067 руб. 62 коп.
Основанием для принятия указанного решения явился вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов в сумме 7253608 руб., т.к. МУП "Талицкая коммунальная компания" не является производителем коммунальных услуг, в связи с чем не возникает объекта налогообложения НДС в отношении стоимости коммунальных услуг, имеется обязанность по исчислению налога только с суммы агентского вознаграждения, а, следовательно, и право на предъявление к вычету суммы налога в указанной части.
В силу агентского договора N 1 от 04 мая 2006 года, заключенного между Талицким городским округом (принципал) и МУП "Талицкая коммунальная компания" (агент), агент по поручению принципала и в его интересах совершает юридические и иных действий, в том числе, заключение договоров с поставщиками на предоставление коммунальных услуг, заключение договоров с населением, осуществление начислений и сбора оплаты с населения и перечисления собранной оплаты поставщикам и подрядчикам.
Однако из обстоятельств дела видно и не опровергнуто инспекцией, что фактически агентское вознаграждение в рамках договора N 1 от 04 мая 2006 года, заявителю не перечислялось.
В силу положений статьи 143 НК РФ организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
К числу операций, освобождаемых от обложения указанным налогом на основании статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, услуги, оказываемые управляющей компанией по обеспечению потребителей коммунальными ресурсами, не отнесены.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
При этом, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, в случае оплаты за коммунальные ресурсы за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
Судом первой инстанции на основании договоров теплоснабжения от 24.08.2006 N 92, от 16.08.2006 N 132, журнала-ордера N6 за январь 2008, журнала-ордера N 4 за март 2008, Книги покупок за январь 2008, Главной книги установлено, что предприятием приобретенные у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги учитывались на соответствующих счетах бухгалтерского учета, НДС исчислялся к уплате в бюджет.
Таким образом, поскольку в соответствии со статьями 146, 153, 154, 166, 171, 172 НК РФ МУП "Талицкая коммунальная компания" уплачивало НДС с реализации названных услуг, оно вправе предъявить к вычету суммы налога, уплаченные ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные ресурсы.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, составление сводных счетов-фактур от своего имени в данном случае не является препятствием для реализации права на налоговый вычет, так как оплата коммунальных услуг осуществлялась населением непосредственно заявителю, который в дальнейшем перечислял собранные средства ресурсоснабжающим организациям.
Правомерным является и вывод суда о том, что, исключив из состава налогового вычета сумму НДС, фактически уплаченную заявителем ресурсоснабжающим организациям, налоговый орган не откорректировал при этом сумму налога, исчисленную в бюджет, что не соответствует выводу о том, что уплате в бюджет подлежит налог, исчисленный с суммы агентского вознаграждения.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2009 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1293/09
Истец: МУП "Талицкая коммунальная компания"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 11 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3210/09