г. Владимир
"03" февраля 2009 г. |
Дело N А38-3891/2008-4-281 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.02.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ронгинское торфобрикетное предприятие" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.10.2008 по делу N А38-3891/2008-4-281, принятое судьей Толмачевым А.А. по заявлению открытого акционерного общества "Ронгинское торфобрикетное предприятие" об отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан от 18.08.2008 N 43-06-123 о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом межрегионального отдела по горному надзору и надзору в нефтедобывающей промышленности Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан ( далее - Управление) проведена проверка открытого акционерного общества "Ронгинское торфобрикетное предприятие" (далее - Общество, заявитель) на предмет обследования состояния промышленной безопасности, соблюдения требований законодательства в сфере недропользования при разработке Кундуштурского торфяного месторождения.
В ходе проверки выявлено нарушение статей 7 и 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах". А именно: Общество в нарушение условий лицензионного соглашения не оформило в органах Ростехнадзора уточненный горный отвод, осуществляло добычу торфа без надлежащим образом оформленной документации (рабочего проекта, плана развития горных работ).
По результатам проверки должностным лицом Управления 13.08.2008 в присутствии законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 43-06-123 в отношении Общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уполномоченное должностное лицо Управления, рассмотрев в присутствии законного представителя Общества протокол об административном правонарушении от 13.08.2008 N 43-06-123 и другие материалы административного дела, 18.08.2008 вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.08.2008 по делу об административном правонарушении.
Решением от 27.10.2008 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на незаконность решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
По мнению Общества, спорное постановление вынесено неуполномоченным на то контрольным органом, так как государственный контроль и надзор за использованием водных объектов на территории Республики Марий Эл осуществляет отдел водных ресурсов по Республики Марий Эл Верхнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, а не Управление.
Заявитель указал, что добыча торфа осуществляется из водного объекта (болота). Общество полагает, что оспариваемое постановление принято в нарушение статьи 52 Водного кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Водным кодексом и что при добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа.
Общество обращает внимание суда на то, что суд первой инстанции не принял в качестве доказательства циркуляр Ростехнадзора России (письмо от 15.11.2000), письмо Департамента природных ресурсов Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл от 08.10.2008 N 15-138.
Общество указало, что в своем решении суд ссылается на утративший силу нормативный правовые акт, а именно на постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1403 "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации".
В дополнении к апелляционной жалобе Общество указывает, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным органом также по тому основанию, что технологический и экологический надзор на территории Республики Марий Эл (по месту нахождения проверяемого объекта) осуществляет Территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Марий Эл.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Общества.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило.
Отдел водных ресурсов по Республике Марий Эл Верхнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направил.
Департамент природных ресурсов Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направил.
В судебном заседании 26.01.2009 объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 02.02.2009.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок оформления горных отводов регламентирован Инструкцией Министерства природных ресурсов Российской Федерации по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (зарегистрированной в Минюсте России 13.03.1998 за N 1485) (далее - Инструкция). Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геологоразведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Из материалов дела усматривается и Обществом не оспаривается, что оно осуществляет разработку торфяного месторождения (Кундуштурская группа, участок N 3) с целью добычи торфа для производства торфобрикетов и улучшения плодородия почв на основании лицензии на право пользования недрами серии ЙШК N 50016 ТЭ (сроком действия до 01.01.2015).
В разделе 6 "Условия недропользования" приложения N 1 к лицензии на право пользования недрами предусмотрено, что Общество обязано горные работы выполнять в соответствии с рабочим проектом, в срок до 01 апреля 2006 года оформить уточненный горный отвод в органах Ростехнадзора России, ежегодно до начала горных работ разрабатывать и согласовывать в установленном порядке план развития горных работ на предстоящий год.
Судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и заявителем не оспаривается факт невыполнения указанных мероприятий при осуществлении деятельности по добыче торфа.
Таким образом, Общество с 01.04.2006 до момента обнаружения правонарушения продолжало осуществлять деятельность по добыче торфа с нарушением условий лицензии.
Ссылка Общества на циркуляр Росгортехнадзора России (письмо от 15.11.2000), письмо Департамента природных ресурсов Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл от 08.10.2008 N 15-138 как доказательства отсутствия обязанности Общества выполнять условия лицензии на пользование недрами отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная.
В письме от 15.11.2000 N 04-35/627 Росгортехнадзор России указывает, что отношения в части использования торфа регулируются законом "О недрах" и данный орган сохраняет за собой право надзора за торфоразработками. Письмо Департамента природных ресурсов Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл от 08.10.2008 N 15-138 не свидетельствует об использовании Обществом водного объекта в целях добычи торфа, а содержит лишь предположение.
В части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о недрах либо отсутствие возможности для их соблюдения заявитель в суд не представил.
Довод заявителя о невозможности соблюдения условий лицензии на право пользования недрами по уточнению границ горного отвода и маркшейдерским исследованиям в связи с тем, что добыча торфа осуществляется из водного объекта, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих об осуществлении Обществом добычи торфа из водного объекта.
Кроме того, в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Доказательств таких обращений заявителем также не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применен минимальный размер штрафа, что свидетельствует о применении смягчающих ответственность обстоятельств.
Оценив представленные в дело доказательства, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности совершенного правонарушения.
Довод Общества о том, что постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным органом, отклоняется.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", он регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Таким образом, законодатель распространил действие закона о недрах и на вопросы использования торфа.
Согласно пункту 3 статьи 6 названного закона добыча полезных ископаемых относится к одному из видов пользования недрами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 401, данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пунктах 8.1, 8.3 Приказа Ростехнадзора России от 24.07.2006 N 724 "Об утверждении регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" установлено, что территориальные органы Ростехнадзора образуются приказом Ростехнадзора для осуществления полномочий Ростехнадзора на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов. Территориальный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, положением о Ростехнадзоре и положением об этом территориальном органе.
Приказом Ростехнадзора России N 222 от 22.11.2004 утверждено Положение об Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, согласно которому названное Управление осуществляет свои полномочия на территории субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается приказом Ростехнадзора (пункт 4).
Приказом Ростехнадзора России от 28.12.2007 N 910 "О распределении полномочий между территориальными органами по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по отдельным направлениям надзора (контроля) и территориям субъектов Российской Федерации" утверждено, что Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан осуществляет полномочия на территории Республики Татарстан, а также руководит деятельностью межрегионального отдела по горному надзору, осуществляющего полномочия на территории Республики Марий Эл.
В силу статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 настоящего Кодекса, вправе рассматривать государственные инспектора государственного горного и промышленного надзора.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено полномочным должностным лицом.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления допущено не было.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.10.2008 по делу N А38-3891/2008-4-281 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ронгинское торфобрикетное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.
Председательствующий |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3891/2008-4-281
Истец: ОАО "Ронгинское торфобрикетное предприятие"
Ответчик: Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан
Третье лицо: Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления РМЭ, Департамент природ. ресурсов Министерства сельск. хоз-ва, продовольствия и природопольз-я РМЭ
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4100/08