г. Ессентуки |
А15-833/08 |
24 ноября 2008 г. |
Дело N 16АП-1963/08 (1) |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Казаковой Г.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола с/з
секретарем Валиевой К. А.-А.
с участием в заседании представителей:
от истца
Мамаев А.М. - глава сельсовета
от ответчиков:
ФГУ "Земельная кадастровая палата по РД"
УФРС по РД
Министерству обороны РФ
Буйнакская КЭЧ
не явились, извещены
не явились, извещены
Алескеров З.А., Мумингаджиев Б.М. - представители по доверенностям (копии в деле)
Абдулкаримов К.Г. - представитель по доверенности (копия в деле)
от 3-их лиц
не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Буйнакской КЭЧ
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08 августа 2008 года
по делу N А15-833/2008 под председательством судьи Батыраева Ш.М.
по заявлению муниципального образования "Сельсовет Халимбекаульский" к ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан"
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан
ТУ Росимущества по Республике Дагестан
Министерство обороны РФ в лице Буйнакской КЭЧ
3-и лица:
СПК "Халимбекаульский"
МО "Буйнакский район"
Правительство Республики Дагестан
Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан
о признании недействительным кадастрового плана в части, закрепляющей право Буйнакской КЭЧ на земельный участок и недействительным в части зарегистрированное УФРС по РД за ТУ Росимущества по РД право собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "сельсовет Халимбекаульский" Буйнакского района (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан" (далее - Кадастровая палата), Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан (далее - регистрационная служба, УФРС), ТУ Росимущества по Республике Дагестан и Министерству обороны Российской Федерации в лице Буйнакской квартирно-эксплуатационной части о признании недействительным кадастрового плана N 11/02-2006-033 от 27.01.2006 в части, закрепляющей право Буйнакской КЭЧ на земельный участок МО "сельсовет Халимбекаульский" площадью 512,52 га, расположенный по адресу: РД, Буйнакский район, кв.50, кадастровый номер обособленного участка 05:11:00 00 50:0133 и недействительным в части зарегистрированное УФРС по РД за ТУ Росимущества по РД право собственности на земельный участок площадью 512,52 га, кадастровым номером 05:11:00 00 50:0133, расположенный по адресу: РД, Буйнакский район, кв. 50, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись и выдано свидетельство серии 05-АА N 034852 от 27.03.2006.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением администрации Буйнакского района от 24.01.2006 N 27 у СПК "Халимбекаул" изъяты 674,72 га земель и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование в/ч 63354 для организации военного полигона "Дальний". 512,52 га пастбищ кооператива в составе 1192 га пастбищ были переданы по акту от 20.12.2004 на баланс местной администрации сел. Халимбекаул. Земельный участок изъят администрацией района без согласования с истцом. Постановление от 24.01.2006 принято администрацией Буйнакского района с превышением своих полномочий, поскольку администрация района не вправе изымать земельные участки для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены сельскохозяйственный производственный кооператив "Халимбекаул", муниципальное образование "Буйнакский район", Правительство Республики Дагестан и Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2008 производство по делу в части признания недействительным кадастрового плана N 11/02-2006-033 от 27.01.2006 прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Суд признал недействительным зарегистрированное УФРС по РД право собственности за Российской федерацией в лице ТУ ФАУФИ по РД на земельный участок площадью 1593,23 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, кв. 50, кадастровый номер 05:11:00 00 0133. С ТУ ФАУФИ по РД в пользу МО "Сельсовет Халимбекаульский" взыскано 2.000 руб. расходов по оплате госпошлины по заявлению.
Решение мотивировано тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства согласования изъятия спорного земельного участка с МО "Сельсовет "Халимбекаульский". Суд на основании ст. 11 Земельного кодекса РФ пришел к выводу, что вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд не входят в компетенцию органа местного самоуправления. Судом установлено, что решение об изъятии спорного земельного участка, входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения, для государственных нужд (для нужд Минобороны РФ) и его переводе в категорию "земли обороны" Правительством Республики Дагестан не принималось, следовательно, Администрация Буйнакского района с превышением своих полномочий и в нарушение положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации приняла постановление от 24.01.2006 N 27 об изъятии земельного участка для государственных нужд (для организации военного полигона).
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным кадастрового плана, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" выписка из государственного земельного кадастра от 27.01.2006 (кадастровый план) является документом, содержащим учетные и индивидуализирующие данные, предназначенные для информационного обеспечения землеустройства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, управления земельными ресурсами и иной деятельности, и не содержит властно-распорядительных предписаний, то есть не является ненормативным правовым актом.
Не согласившись с принятым решением, Буйнакская КЭЧ обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой в которой просит решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2008 отменить.
Апеллянт указывает, что на момент оформления Буйнакской КЭЧ кадастрового плана N 11/02-2006-033 от 27.01.2006 у МО "Халимбекаульский" не были установлены границы земельного участка. МО "Сельсовет "Халимбекаульский" пропущен трехмесячный срок на обжалование распоряжения администрации Буйнакского района. Уважительных причин для восстановления срока заявителем не представлено. По мнению апеллянта, суд не истребовал и не исследовал документы, подтверждающие права СПК "Халимбекаул" на оспариваемый земельный участок, а также документы о государственной регистрации права муниципальной собственности.
От МО "сельсовет "Халимбекаульский" поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, считает его законным и обоснованным.
Отзыв на жалобу поступил от ТУ ФАУФИ по РД, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу Буйнакской КЭЧ.
В судебном заседании представитель Буйнакской КЭЧ поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель МО "сельсовет Халимбекаульский" просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Представители Минобороны РФ просили удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда первой инстанции.
СПК "Халимбекаульский", МО "Буйнакский район", Правительство Республики Дагестан, Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан", Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан, ТУ Росимущества по Республике Дагестан, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд полномочных представителей не направили. Согласно ст. 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями 009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, заслушав пм основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данную категорию дел арбитражный суд рассматривает в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Суд первой инстанции на основании положений Федерального закона "О государственном земельном кадастре" пришел к обоснованному выводу о том, что выписка из государственного земельного кадастра от 27.01.2006 (кадастровый план) является разновидностью технической документации, поскольку содержит учетные и индивидуализирующие данные, предназначенные для информационного обеспечения землеустройства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, управления земельными ресурсами и иной деятельности, и не содержит властно-распорядительных предписаний, то есть не является ненормативным правовым актом.
Спор о признании недействительными кадастровых планов не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку ему неподведомствен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части признания недействительным кадастрового плана земельного участка на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Материалами дела установлено, что администрацией Буйнакского района принято постановление от 24.01.06 N 27 "О предоставлении в постоянное пользование земельного участка для организации военного полигона "Дальний" в/ч 63354 Министерства обороны Российской Федерации". Указанным постановлением утвержден акт предварительного выбора земельного участка от 14.06.05 площадью 1593.23 га. В специальный районный земельный фонд изъято 1466,23 га земель, в том числе у СПК "Халимбекаул" - 674. 72 га, у исламского института им. Сайда Апанди Чиркейского - 589.44 га, администрации сел. Ишкарты - 202,07 га. Пунктом 3 данного постановления в постоянное (бессрочное) пользование в/ч 63354 для организации военного полигона "Дальний" предоставлен земельный участок площадью 1593,23 га. На основании указанного постановления земельный участок площадью 1593,23 га внесен в реестр федерального имущества.
27.01.06 на указанный земельный участок Буйнакским районным филиалом ФГУ ЗКП по РД выдан кадастровый план N 11/02-2006-033.
Управлением ФРС по РД зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан на земельный участок площадью 1593,23 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, кв. N 50, N 39, N 74, N 62, с кадастровым номером 05:11:00 00 00:0004, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 27.03.06 серии 05-АА N 034852.
Полагая, что на земельный участок площадью 512,52 га, расположенный в кв.50 Буйнакского района, незаконно изъят администрацией района и зарегистрированное право собственности Российской Федерации является недействительным, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным зарегистрированного права собственности за ТУ ФАУФИ суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, в том числе различных сделок с недвижимым имуществом. Таким образом, зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке, в том числе путем оспаривания правоустанавливающих документов, послуживших для регистрации права.
По данному делу оспаривается зарегистрированное право собственности Российской Федерации по мотиву принятия администрацией Буйнакского района постановления от 24.01.2006 N 27 с превышением своих полномочий и без согласования с фактическим землепользователем.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 27.03.2006 в качестве правоустанавливающих документов, послуживших основаниями для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1593, 23 га, в том числе и на спорный земельный участок площадью 512,52 га, указаны кадастровый план земельного участка за N 11/02-2006-033 от 27.01.06 и выписка N 07-01 от 07.02.06 из приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за Буйнакской КЭЧ.
Как следует из материалов дела, основанием для внесения спорного земельного участка в реестр федерального имущества послужило постановление администрации Буйнакского района от 24.01.06 N 27.
Однако материалами дела установлено, что на момент изъятия спорный земельный участок находился в собственности МО "Сельсовет "Халимбекаульский". Прийти к такому выводу позволяет следующее.
СПК "Халимбекаул" является правопреемником совхоза "Халимбекаульский" Буйнакского района и ему переданы земли общей площадью 3 887 га, в том числе 1192 га пастбищ.
В связи с отсутствием у кооператива поголовья крупного и мелкого рогатого скота, а также в целях увеличения территории присельских пастбищ для пастьбы скота жителей селения Халимбекаул, собранием членов СПК "Халимбекаул" принято решение N 1 от 03.01.2004 о передаче 1192 га пастбищ в ведение администрации селения Халимбекаул с 04.01.2004.
Представительный орган МО "Селение Халимбекаул" своим решением N 1 от 05.01.2004 поддержал решение кооператива о передаче пастбищ и поручил главе администрации села Халимбекаул своим постановлением закрепить за местной администрацией пастбища площадью 1192 га.
Постановлением главы администрации МО "сельсовет Халимбекаульский" от 06.01.04 N 2 пастбища площадью 1192 га приняты на баланс администрации села.
Передача пастбищных земель площадью 1192 га от СПК "Халимбекаул" к МО "сельсовет Халимбекаульский" подтверждается также и актом инвентаризации земель СПК "Халимбекаул" от 20.12.2004.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с положениями ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что испрашиваемый заявителем земельный участок (пастбище) относится к землям сельскохозяйственного назначения и является сельскохозяйственным угодьем.
В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 1 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 названного Кодекса.
В силу ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов государственного или муниципального значения, предусмотренных подп. 2 п. 1 указанной статьи, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В материалы дела не представлены доказательства согласия землепользователя - МО "Сельсовет "Халимбекаульский" на изъятие спорного земельного участка.
Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РД от 29.12.2003 N 46 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения Республики Дагестан" перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае размещения промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, а также на иных землях с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод сельскохозяйственных земель в земли иной категории осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд не входят в компетенцию органа местного самоуправления в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Правительством Республики Дагестан принято решение об изъятии спорного земельного участка для государственных нужд (для нужд Минобороны РФ) и его переводе в категорию "земли обороны".
Следовательно, изменение целевого назначения земельного участка произведено с нарушением порядка перевода данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иные земли, что противоречит требованиям законодательства, регулирующего порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация Буйнакского района с превышением своих полномочий и в нарушение положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации приняла постановление от 24.01.06 N 27 об изъятии земельного участка для государственных нужд (для организации военного полигона), на основании которого спорный земельный участок площадью 512.52 га незаконно внесен в реестр федеральной собственности.
Доводы заявителя о том, что в отношении изъятого участка не проведены межевание, государственный кадастровый учет и государственная регистрация перехода права собственности, отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не повлияли на возможность изъятия участка и передачи его Министерству обороны.
Довод апеллянта об отсутствии уважительных причин для восстановления МО "Сельсовет "Халимбекаульский" на обжалование ненормативного акта отклоняется, поскольку рассматриваемый спор о признании недействительным зарегистрированного права собственности рассматривается в порядке искового производства, а не по правилам главы 24 АПК РФ, как ошибочно полагает апеллянт.
Остальные доводы апелляционной жалобы не содержат убедительных сведений, которые могли бы опровергнуть правильность выводов суда об удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все доказательства по делу, применил нормы права, подлежащие применению и оснований для отмены решения суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в порядке ст. 110 АПК РФ относится на Буйнакскую КЭЧ, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2008 по делу N А15-833/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-833/2008
Истец: Муниципальное образование "Сельсовет Халимбекаульский" Буйнакского района
Ответчик: ФГУ Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан- Буйнакский филиал, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Дагестан", Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан, ТУ Росимущества по Республике Дагестан, Министерство обороны РФ, Буйнакская квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) Мин. обороны РФ
Заинтересованное лицо: СПК "Халимбекаул"-Председатель Кантиев Закарье Камалудинович
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по РД, ТМО N 16 по Буйнакскому району, СПК "Халимбекаул", Правительство Республики Дагестан, Администрация МО "Буйнакский район"
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1963/08