г. Пермь
27 ноября 2008 г. |
Дело N А50П-811/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя (УПФ РФ в Юсьвинском районе Пермского края):не явился,
от заинтересованного лица (Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю): Казанцев А.М., паспорт, доверенность N 01-13/590 от 21.11.2008,
от третьего лица (Территориальной избирательной комиссии Юсьвинского муниципального района): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края - Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 10 сентября 2008 года
по делу N А50П-811/2008,
принятое судьей Даниловым А.А.
по заявлению УПФ РФ в Юсьвинском районе Пермского края
к Отделению по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю,
третье лицо: Территориальная избирательная комиссия Юсьвинского муниципального района,
о признании незаконным действий, выразившихся в отказе исполнения Постановления о взыскании недоимки, пени, штрафа от 31.08.2008 г. N 24,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юсьвинском районе Пермского края (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, отделение), выразившихся в отказе в принятии на исполнении Постановления Управления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации N 24 от 31.01.2008.
Определением от 11 августа 2008 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечена Территориальная избирательная комиссия Юсьвинского муниципального района (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Пермского края - Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 10 сентября 2008 года требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юсьвинском районе Пермского края удовлетворены. Действия Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю, выразившиеся в отказе и возврате без исполнения постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с территориальной избирательной комиссии Юсьвинского муниципального района N 24 от 31,01.2008 года признаны незаконными.
Не согласившись с указанным решением, заинтересованное лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что исполнение отделением исполнительных документов, не предусмотренных главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, является незаконным, выходящим за пределы полномочий отделения. Свой отказ в принятии постановления о взыскании недоимки считает правомерным.
Заявитель представил отзыв, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Указывает на то, что нормы, устанавливающий внесудебный порядок обращения взыскания сумм обязательных платежей и санкций являются специальными по отношению к положениям гл. 24 БК РФ.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте уведомлены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.01.2008 Управлением вынесено постановление N 24 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Территориальной избирательной комиссии Юсьвинского муниципального района.
Указанное постановление направлено для исполнения в отдел судебных приставов по Юсьвинскому району УФССП по Пермскому краю.
В ходе исполнения судебным приставом-исполнителем Боталовой М.В. установлено, что в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях должник счетов не имеет, в связи с чем 26.05.2008 исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен Управлению.
02.07.2008 года Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направлено в Отделение по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю.
07.07.2007 года данное постановление возвращено без исполнения.
В письме от 07.07.2007 года N 03-04/416 Отделение УФК указало, что исполнение требований судебных актов органами Федерального казначейства производится на основании исполнительных документов, которыми признаются исполнительный лист и судебный приказ.
Считая отказ руководителя Отделения УФК исполнить направленное постановление незаконным, Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу о том, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетного учреждения, взыскиваемой Управлением ПФР во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на момент совершения Отделением УФК оспариваемого действия, у территориальной избирательной комиссии Юсьвинского муниципального района отсутствовали денежные средства, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно.
Вместе с тем у данного учреждения в Отделении УФК открыт лицевой счет получателя средств бюджета.
Следовательно, возвращенное Службой судебных приставов Юсьвинского района постановление от 31.01.2008 N 24 правильно направлено Управлением ПФР для исполнения в Отделение УФК, поскольку через открытый в нем счет осуществляется финансирование учреждения из соответствующего бюджета.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что поскольку постановления органа Пенсионного фонда являются исполнительными документами, подлежащими исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов, действия ответчика, выразившиеся в возврате названных постановлений без исполнения, являются незаконными.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как основанные на неверном толковании права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе в силу статьи 110 АПК РФ относится на ее заявителя.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы заинтересованному лицу предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до окончания рассмотрения дела, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края - Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 10 сентября 2008 г. по делу N А50П-811/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края - Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-811/2008
Истец: УПФ РФ в Юсьвинском районе Пермского края
Ответчик: Отделение по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю
Третье лицо: Территориальная избирательная комиссия Юсьвинского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8190/08