г. Томск |
Дело N 07АП-1327/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей Е.А. Залевской
С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Г. Никитиной,
при участии:
от заявителя - без участия, надлежаще извещена,
от заинтересованных лиц: без участия, надлежаще извещено,
от третьего лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области - без участия, надлежаще извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.12.2008 года по делу N А45-8601/2008-17/185 (судья В. В. Шашкова)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска к закрытому акционерному обществу "Калужская ярмарка", Вичкуткину Руслану Владимировичу о признании недействительной государственной регистрации изменений,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее - заявитель, ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Калужская ярмарка" (далее - заинтересованное лицо, Общество), Вичкуткину Руслану Владимировичу о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ЗАО "Калужская ярмарка", содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.03.2008 г. с государственным регистрационным номером 2085003009661.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска обжаловала его в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе инспекция просит решением суда отменить, указывая на то, что:
- Обществом при регистрации были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица;
- налоговые органы вправе обращаться в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации;
- отсутствие информации о месте нахождения Общества нарушает права неограниченного круга лиц на получение достоверной информации о таком лице.
Отзывы на жалобу от заинтересованного и третьего лица в апелляционный суд не поступили.
Заявитель, заинтересованное и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения, арбитражный апелляционный суд считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
05.03.2008 г. в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 14 по Московской области (далее - МРИ ФНС N 14) представителем ЗАО "Калужская ярмарка" в связи с изменением сведений об адресе (месте нахождения) Общества представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
12.03.2008 г. Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 14 по Московской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ЗАО "Калужская ярмарка".
В связи с изменением адреса местонахождения юридического лица и в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса РФ регистрационное дело из МРИ ФНС N 14 по Московской области передано в ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска, установлено, что Общество по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании такой государственной регистрации недействительной.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что:
- у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ЗАО "Калужская ярмарка";
- ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска не доказал недостоверность сведений в документах, представленных Обществом на государственную регистрацию изменений;
- МРИ ФНС N 14 по Московской области не допущено нарушений при осуществлении государственной регистрации изменений.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие нормы, аналогичной положениям абзаца 3 пункта 11 статьи 7 Закона N 943-1, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку указанный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим.
Согласно частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В статье 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Пленум ВАС РФ в пункте 5 Постановления N 11 от 09.12.2002 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании ликвидации, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В случае доказанности предоставления недостоверных сведений при регистрации изменений нарушаются экономические интересы неопределенного круга лиц и на получение достоверной информации о юридическом лице согласно пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ.
Однако апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации предусмотрен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ и допускается в случае:
- непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ (содержатся основания для отказа в государственной регистрации ликвидируемого юридического лица, а также в отношении индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его предыдущая государственная регистрация).
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
Федеральный закон N 129-ФЗ не допускает регистрирующему органу требовать от общества предоставления иных, помимо указанных в данном законе, документов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что процедура регистрации изменений в учредительные документы юридического лица не была нарушена.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения, заявителем - ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска не доказан.
Арбитражный апелляционный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о невозможности однозначно определить на основе представленного акта от 02.04.2008 г., письма ОАО "Торговый дом "Народный" от 02.04.2008 г. N 02-22 об отсутствии ЗАО "Калужская ярмарка" по указанному им юридическому адресу на момент внесения изменений, то есть в марте 2008 года.
Согласно акту от 02.04.2008 г., имеющемуся в материалах дела, в ходе проверки торговых и офисных помещений по адресу г. Новосибирск, ул. Народная, 3 ЗАО "Калужская ярмарка" не обнаружено.
Однако указанный акт не свидетельствует о том, что на момент регистрации изменений в учредительные документы ЗАО "Калужская ярмарка" Общество отсутствовало по указанному адресу.
Письмо ОАО "Торговый дом "Народный" от 02.04.2008 г. N 02-22 свидетельствует о том, что ООО "Калужская ярмарка" не арендует помещения, находящиеся по адресу г. Новосибирск, ул. Народная, 3.
Также из письма следует, что помещения по указанному адресу принадлежат на праве собственности ОАО "Торговый дом "Народный" на основании свидетельств о праве собственности.
Однако копии указанных свидетельств в материалы дела не представлены, в связи с чем невозможно достоверно установить собственника помещений по адресу г. Новосибирск, ул. Народная, 3.
Также указанное письмо не отрицает наличие иных арендаторов у ОАО "Торговый дом "Народный" и не опровергает возможности субаренды указанных помещений ЗАО "Калужская ярмарка" у иных арендаторов ОАО "Торговый дом "Народный".
Кроме того, судом первой инстанции было обоснованно отмечено, что запрос налогового органа от 01.04.2008 г. N 13-10/10248 и ответ ОАО "Торговый дом "Народный" от 02.04.2008 г. N 02-22 относится к ООО "Калужская ярмарка", в то время как оспаривается государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы ЗАО "Калужская ярмарка".
Других доказательств суду не представлено, поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска не доказала недостоверность сведений, указанных в заявлении о регистрации изменений, содержащихся в учредительных документах Общества.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.12.2008 года по делу N А45-8601/2008-17/185 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Е.А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8601/2008-17/185
Истец: ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска
Ответчик: ЗАО "Калужская ярмарка", Вичкуткин Руслан Владимирович
Третье лицо: МИФНС России N14 по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1327/09