г. Пермь
08 мая 2009 г. |
Дело N А60-4935/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Мещеряковой Т.И.,
Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя (МУП "Комбинат школьного и студенческого питания"): Жукова И.А., доверенность от 25.04.2009 г., паспорт,
от заинтересованного лица (Межрайонная ИФНС России N 8 по Свердловской области): Терентьев А.Н., доверенность от 15.01.2009 г., удостоверение; Калинин Ю.В., доверенность от 23.01.2009 г., удостоверение,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 8 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 марта 2009 года
по делу N А60-4935/2009,
принятое судьей Лихачевой Г.Г.,
по заявлению МУП "Комбинат школьного и студенческого питания"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
МУП "Комбинат школьного и студенческого питания" (далее - заявитель, Предприятие) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 8 по Свердловской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 10.02.2008г. N10, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2009г. (резолютивная часть решения объявлена 05.03.2009г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы Инспекция ссылается на доказанность вины заявителя во вменяемом административном правонарушении, указывая на то, что принимая на работу работника, юридическое лицо несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовой техники. Также считает, что судом необоснованно не приняты к рассмотрению такие обстоятельства, как отсутствие в удобном для ознакомления покупателями месте информации о государственной регистрации продавца (изготовителя) и наименовании зарегистрировавшего его органа, Правил продажи отдельных видов товаров и ценников на отдельные виды товаров, образующие, по мнению налогового органа, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на правомерное привлечение Предприятия к административной ответственности. Кроме того, уточнили, что заявителю вменено в вину два правонарушения, каждое из которых образует состав по ст.14.5 КоАП РФ. Также указали, что проверка проводилась на основании поручения, приложение к поручению заполняли сами проверяющие непосредственно на месте проверки; при проведении проверки товар приобретался сотрудниками Инспекции лично.
Заявитель доводы апелляционной жалобы считает необоснованными по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривает.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, считает, что состав вменяемого административного правонарушения не доказан, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отменил оспариваемое постановление.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, должностными лицами Инспекции на основании поручения от 03.02.2009г. N 5 проведена проверка соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в буфете, принадлежащему Предприятию и расположенному в магазине "Пассаж" по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Ленина, 21.
В ходе проверки установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, выразившийся в том, что при продаже 1 стакана чая по цене 5,80 руб. и двух пирожков на сумму 23 руб. продавцом-буфетчицей Тихоновой Е.Н. не была применена имеющаяся в торговой точке контрольно-кассовая техника.
Кроме того, проверяющими установлено, что на момент продажи продуктов питания отсутствовала в удобном для ознакомления покупателями месте информация о государственной регистрации продавца и наименовании зарегистрировавшего органа, Правила продажи отдельных видов товаров, а также ценники на сок "Долька", "Любимый", Мой".
Установленные обстоятельства квалифицированы налоговым органом как нарушение заявителем ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт", п.п. 9, 10, 11 и 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 (далее - Правила продажи).
Результаты проверки оформлены актом проверки от 03.02.2009г. N 002424 (л.д.32-34).
04.02.2009г. Инспекция в присутствии законного представителя заявителя составила протокол об административном правонарушении N 25, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ (л.д. 28-29).
Постановлением от 10.02.2009 N 10 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 25-27).
Полагая, что данное постановление является незаконным, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии надлежащих доказательств наличия в действиях заявителя субъективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, удовлетворил заявленные Предприятием требования.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ в их совокупности, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Факт осуществления наличных денежных расчетов продавцом-буфетчицей Тихоновой Е.Н. при расчете за проданный товар (1 стакана чая по цене 5,0 руб. и двух пирожков на сумму 23 руб.) подтверждается, по мнению Инспекции, представленными материалами проверки, в том числе актом проверки от 03.02.2009г. N 002424.
Вместе с тем, составленные в ходе проверки документы и протокол об административном правонарушении не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств наличия в действиях заявителя объективной стороны вменяемого административного правонарушения в связи с неприменением контрольно-кассовой техники.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Таким образом, должностные лица налоговых органов при проведении проверки на основании соответствующего поручения обязаны действовать в пределах предоставленных им федеральным законодательством полномочий.
Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что факт осуществления наличного денежного расчета за проданный товар без применения контрольно-кассовой техники, выявлен инспекторами при покупке товара для личных нужд, то есть покупка фактически была осуществлена проверяющими сотрудниками Инспекции лично.
Частями 1, 2 статьи 64 АПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно ч. 1 ст. 81 АПК РФ лицо, участвующее в деле, представляет арбитражному суду свои объяснения об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для дела, в письменной или устной форме.
Таким образом, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств (акта проверки, объяснительной продавца директору Предприятия (л.д.19), а также пояснений представителей Инспекции, данных в заседании суда апелляционной инстанции) следует, что приобретение товара осуществлялось проверяющими должностными лицами Инспекции лично. Следовательно, налоговым органом в рассматриваемой ситуации была проведена именно проверочная закупка.
Из содержания ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" следует, что проверочная закупка является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В силу положений ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" налоговые органы правом проводить оперативно-розыскные мероприятия не наделены.
Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, документы, составленные в ходе проведения должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Предприятием контрольно-кассовой техники, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие вменяемого административного правонарушения.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008г. N 3125/08.
Следовательно, по нарушению, связанному с неприменением контрольно-кассовой техники, состав правонарушения в действиях заявителя административным органом не доказан.
Относительно нарушения по поводу отсутствия информации о государственной регистрации продавца (изготовителя) и наименования зарегистрировавшего органа.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен также предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 10, 11 Правил продажи.
Учитывая данные положения, принимая во внимание, что факт отсутствия при проведении проверки информации о государственной регистрации юридического лица и наименовании зарегистрировавшего его органа подтверждается материалами дела и Предприятием фактически не оспаривается, суд полагает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Вина, которая выражена в отсутствии со стороны юридического лица надлежащего контроля за организацией процесса торговли, административным органом установлена и доказана.
Довод заявителя о том, что за данное нарушение ответственность должен нести работник предприятия продавец Тихонова, поскольку в ее должностные обязанности входит оформление витрин и средств массовой информации, а также контроль за их состоянием, судом отклоняется как несостоятельный.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела апелляционный суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей со ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.п. 17, 18 Постановления Пленума от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд может установить малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела и принять решение о признании постановления незаконным и его отмене. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Рассмотрев материалы дела, с учетом приведенных норм, суд считает возможным квалифицировать допущенное заявителем административное правонарушение как малозначительное.
Отсутствие установленной информации о продавце в месте осуществления розничной торговли, а также информации о зарегистрировавшем его органе в данном случае является несущественным нарушением, поскольку минимальная информация о Предприятии (организационно-правовая форма, наименование, ИНН) указывается в кассовых чеках (л.д.36) и, соответственно, предоставляется покупателю при совершении сделки розничной купли-продажи.
Совершенное заявителем деяние формально содержит признаки состава правонарушения, однако, не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. является явно несоразмерным совершенному правонарушению. Кроме того, выявленное нарушение суд признает легкоустранимым.
Что касается отсутствия в торговой точке Правил продажи отдельных видов товаров и ценников на соки "Долька", "Любимый", "Мой", то данные нарушения пунктов 9 и 19 Правил продажи не образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Указанное нарушение является нарушением иных правил торговли и подлежит квалификации по ст.14.15 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы относительно ошибочности вывода суда первой инстанции о допущенных Инспекцией недостатках при оформлении протокола (указаны два субъекта правонарушения), апелляционный суд признает обоснованными. Вместе с тем, ошибочность данного вывода суда не привела к принятию неправильного решения.
Порядок привлечения лица к ответственности апелляционным судом проверен и нарушений не установлено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела Предприятие извещено надлежащим образом, о чем свидетельствуют отметки в акте проверки и протоколе.
В силу изложенного апелляционный суд признает оспариваемое постановление незаконным, следовательно, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2009 года по делу N А60-4935/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4935/09
Истец: МУП "Комбинат школьного и студенческого питания" МО город Ирбит
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2641/09