г. Владимир |
|
18 января 2008 г. |
Дело N А79-8168/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.01.2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговая компания "Текстильмаш" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.10.2007, принятого судьей Михайловым А.Т. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговая компания "Текстильмаш" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску от 17.09.2007 N 40.
В судебном заседании участвуют представители :
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску- Петров С.И. по доверенности от 09.01.2008 N 4 сроком действия по 31.12.2008; Андреев Г.Н. по доверенности от 10.01.2008 N 9;
Общество с ограниченной ответственностью "Внешнеторговая компания "Текстильмаш" явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом - уведомление N 69079.
Выслушав представителей налогового органа , исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Внешнеторговая компания "Текстильмаш" (далее - Общество, ООО "ВК "Текстильмаш") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску (далее - Инспекция , налоговый орган), которым оно привлечено к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.10.2007 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указав, что на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании Общество не обеспечило явку своего представителя. В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Представители Инспекции возражали против доводов апелляционной жалобы, указывая на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 05.09.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Новочебоксарску проводилась проверка соблюдения Обществом, расположенным по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Промышленная, дом 73, корпус 1, комната 206, установленного порядка работы с денежной наличностью.
Проверяющие выявили нарушение ООО "ВК "Текстильмаш" порядка ведения кассовых операций, а также несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
По результатам проверки должностным лицом налогового органа составлен акт проверки N 000415 от 05.09.2007 , из которого следует, что 31.08.2007 в кассу предприятия поступили денежные суммы в размере 71 000 руб., 04.09.2007 - 13 000 руб. Однако данные суммы не были отражен в кассовой книге предприятия. Последняя запись в кассовой книге произведена 28.08.2007. Также в организации отсутствует изолированное помещение кассы и сейф для хранения наличных денежных средств. При этом на момент проверки в организации имелись наличные денежные средства в сумме 8 220 руб. 94 коп. Остатки наличных денег хранятся в столе бухгалтера-кассира в офисе N 205, где работают два человека. Кроме того, в организации отсутствуют договоры на полученные в результате финансовой помощи денежные средства.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 05.09.2007 уполномоченное должностное лицо вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
14.09.2007 должностным лицом Инспекции с участием законного представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 000053.
17.09.2007 руководитель налогового органа, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, принял постановление N 40 о привлечении ООО "ВК "Текстильмаш" к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определение порядка ведения кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.1993 N 40, является правовым актом, принятым по вопросам, отнесенным законодателем к компетенции Центрального банка. Поэтому он носит обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Пункт 3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пункт 22.Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Пункт 23. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Пункт 24. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пункт 29. В соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3.
Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 30. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте.
При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом правонарушения является установленный порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания.
Факт неоприходования поступивших 30.08.2007 и 04.09.2007 денежных средств, отсутствия изолированного помещения кассы подтверждается совокупностью собранных налоговым органом доказательств: акт N 000415 от 05.09.2007; протокол осмотра помещения от 11.09.2007; акт о проверке наличных денежных средств кассы от 05.09.2007; протокол об административном правонарушении N 000053 от 14.09.2007; объяснения законного представителя Общества Григорьева Н.Н.; объяснения главного бухгалтера Журавлевой А.В.; объяснения бухгалтера-кассира Спиридоновой О.С.; сведения из кассовой книги Общества.
Таким образом, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства совершения правонарушения, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, пришел к правильному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, и состава в действиях Общества.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Общество имело реальную возможность по соблюдению установленного порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операции, однако при отсутствии уважительных причин, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции рассмотрено утверждение ООО "ВК "Текстильмаш" о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождении Общества от ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд пришел к выводу о том, что действия Общества не формально содержат состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в данном конкретном случае имеет место существенная угроза общественным отношениям в сфере финансов, налогов и сборов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска интересов хозяйствующих субъектов в сферу финансов), а также фискальных интересов государства, финансовой дисциплины.
Суд обоснованно не усмотрел оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для освобождения ООО "ВК "Текстильмаш" от ответственности и полагает, что указанные Обществом обстоятельства ( незначительная просрочка в оприходовании поступивших денежных средств, привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц Общества, переход на безналичный расчет и т.п.) не могут являться основанием для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они были учтены административным органом при назначении Обществу наказания.
Наказание в виде штрафа в минимальном размере назначено Обществу по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, привлечения к ответственности впервые, устранения негативных последствий правонарушения, в пределах санкции статьи 15.1 Кодекса и сроков привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд первой инстанции не установил каких-либо нарушений.
Протокол об административном правонарушении составлен, а постановление о привлечении к административной ответственности принято уполномоченными на основании статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами.
Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При его составлении участвовал законный представитель Общества, которому разъяснялись права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставлялась возможность дать объяснения по обстоятельствам дела.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель Общества извещался надлежащим образом, однако в назначенное время не явился в налоговый орган.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба Общества - не подлежащей удовлетворению.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельств, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела. Одновременно не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Доводам Общества судом дана надлежащая оценка и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не находит и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с этим и на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить уплаченную по платежному поручению N 196 от 23.10.2007 государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.10.2007 по делу N А79-8168/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Внешнеторговая компания "Текстильмаш" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Внешнеторговая компания "Текстильмаш" из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 196 от 23.10.2007 государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8168/2007
Истец: ООО "Внешнеторговая компания " Текстильмаш"
Ответчик: ИФНС по г. Новочебоксарску
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4129/07