"17" января 2008 г. |
А14-4072-2007 |
г. Воронеж 147/11
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А. Е.,
судей: Миронцевой Н. Д.,
Сергуткиной В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,
при участии:
от Администрации Воронежской области - Садового Д. А., советника правового отдела, по доверенности от 17.12.2007 года N 23/2-1271, Рывкина С. А., адвоката, по доверенности от 16.10.2007 года N 23/2-1092,
от ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ - Лысова С. А., представителя, по доверенности от 10.01.2008 года N 01.001, Михайловой О. В., юрисконсульта, по доверенности от 10.01.2008 года N 01.002,
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Носкова Н. Н., консультанта отдела, по доверенности от 09.01.2008 года N 14-8/4,
от ТУФА УФИ по Воронежской области - Поповой О. И., начальника отдела, по доверенности N 12-4561 от 27.08.2007 года,
от Прокуратуры Воронежской области - Болотовой О. И., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, удостоверение N 103591,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2007 года по делу N А14-4072-2007/147/11 (судья Протасов С.В.) по заявлению ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ о признании недействительным распоряжения Администрации Воронежской области от 02.05.2007 года N 383-р, при участии в деле третьих лиц: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ТУФА УФИ по Воронежской области, Прокуратуры Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет имени К. Д. Глинки" (далее - ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, университет) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Воронежской области (далее - администрация) N 383-р от 02.05.2007 года.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле привлечены третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз РФ), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее - ТУФА УФИ по Воронежской области). Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил Прокурор Воронежской области (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2007 года требования ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ удовлетворены.
Не согласившись с решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального и процессуального права.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы администрация представила уточненную апелляционную жалобу, копии Устава Воронежской области, Закона Воронежской области "Об установлении границ муниципального образования городской округ город Воронеж", положения "О ГУГИ Воронежской области", утвержденное постановлением Администрации Воронежской области N 630 от 15.07.2005 года с изменениями и дополнениями, действовавшими на момент издания оспариваемого распоряжения и на момент рассмотрения настоящего дела, письма заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 19.01.2007 года, которые приобщены к материалам дела.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно не привлек в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне Администрации Воронежской области Главное управление государственного имущества Воронежской области (далее - ГУГИ Воронежской области), так как именно ГУГИ Воронежской области готовило проект оспариваемого распоряжения, и именно оно выступает уполномоченным органом государственной власти в сфере распоряжения государственным имуществом Воронежской области.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции не учел, что администрация имела право прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ земельным участком N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, по следующим основаниям.
Земельный участок, в отношении которого вынесено оспариваемое распоряжение:
- относится к землям сельскохозяйственного назначения;
- право собственности на данный земельный участок не разграничено;
- право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ на данный земельный участок прекращалось в целях жилищного строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период вынесения оспариваемого распоряжения).
Заявитель жалобы полагает, что часть 7 статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет право администрации субъекта Российской Федерации прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок независимо от того, когда данный земельный участок был включен в черту населенного пункта, оспариваемое распоряжение является документом, на основании которого данный земельный участок был включен в черту г.Воронеж.
Кроме того, администрация считает, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, так как оно продолжает пользоваться данным земельным участком. Данное обстоятельство, по мнению заявителя жалобы, является самостоятельным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Университет возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ представил отзыв на апелляционную жалобу, отзыв на уточненную апелляционную жалобу, письменные пояснения в отношении объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке, которые приобщены к материалам дела.
Университет полагает, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, а также что при вынесении оспариваемого распоряжения администрация вышла за рамки своих полномочий, так как спорный земельный участок не соответствует признакам, указанным в статье 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при наличии которых она имела право распорядиться земельным участком, отнесенным к федеральной собственности, а именно:
- данный земельный участок относится к землям поселений сельскохозяйственного использования, и не относится к землям сельскохозяйственного назначения;
- в отношении данного земельного участка в период с 01.05.2007 года по настоящее время не выносилось решений о включении его в границы населенного пункта г.Воронеж, так как он с момента его предоставления находился в границах г.Воронеж.
Кроме того, ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ никогда не отказывалось от данного земельного участка.
В отношении доводов администрации о непривлечении судом первой инстанции в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне Администрации Воронежской области ГУГИ Воронежской области, университет считает, что рассматриваемом деле оспаривается ненормативный акт, изданный Администрацией Воронежской области, к полномочиям которой Уставом Воронежской области отнесены полномочия по распоряжению областной собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление Воронежской области, в связи с чем права ГУГИ Воронежской области не могут быть затронуты обжалуемым судебным актом.
В отношении доводов заявителя жалобы о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, университет пояснил, что оспариваемым распоряжением Администрация Воронежской области лишила его права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 011:0043, для использования данного земельного участка в целях жилищного строительства, что является прямым нарушением прав ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ. Факт использования университетом данного земельного участка в настоящее время не может свидетельствовать о том, что оспариваемым распоряжением не нарушены права ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, так как дальнейшие действия администрации зависят от решения суда по настоящему делу.
Минсельхоз РФ, ТУФА УФИ по Воронежской области возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поддерживают доводы ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы третьи лица представили отзывы на апелляционную жалобу, отзывы на уточненную апелляционную жалобу, копию решения Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2007 года по делу N А14-16342-2006/474/11, свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2007 года серии 36-АБ N 805407 на земельный участок площадью 2 991 017 кв.м, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, которые приобщены к материалам дела.
Прокурор Воронежской области также возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поддерживает доводы ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы прокурор Воронежской области представил отзыв на апелляционную жалобу, отзыв на уточненную апелляционную жалобу, письмо Председателя Воронежской городской Думы от 21.11.2007 года, схему расположения земельных участков ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ в границах муниципального образования городской округ г.Воронеж, приложение к данной схеме, решение Воронежской городской Думы от 06.12.2006 года N 259-II "Об утверждении "Карты градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж" и "Градостроительных регламентов территории городского округа город Воронеж", которые приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ в соответствии с уставом является правопреемником сельскохозяйственного института Императора Петра I, созданного в соответствии с Законом от 09.07.1912 года "Об образовании в г.Воронеже сельскохозяйственного института Императора Петра I", в дальнейшем переименованного в Воронежский институт сельского хозяйства, а затем в Воронежский аграрный университет, является некоммерческим федеральным государственным образовательным учреждением, находящимся в ведении Минсельхоза России и Минобнауки России. Университет зарегистрирован как ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ 12.05.1993 года.
Решением исполкома Воронежского горсовета депутатов трудящихся от 11.06.1959 года N 382 "О закреплении территории занимаемой ВСХИ" за Воронежским сельскохозяйственным институтом, правопреемником которого является университет, закреплена территория площадью 650 га, на которой он расположен.
В последствии территория, закрепленная за ВСХИ, изменилась до 559, 5914 га. В связи с этим Воронежскому аграрному университету имени К.Д. Глинки (правопреемнику ВСХИ) 13.10.1992 года выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком.
В связи с изменением размеров и границ указанного земельного участка Администрацией городского округа г.Воронеж по заявлению университета (правопреемника Воронежского аграрного университета) принято постановление N 1225 от 30.06.2006 года "Об утверждении проекта границ и предоставлении ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ" земельных участков, фактически занимаемых зданиями, строениями, сооружениями и землями сельскохозяйственного использования, расположенных на территории Центрального района г.Воронежа".
В соответствии с данным постановлением (в действующей его части) утверждены проекты границ 14 земельных участков общей площадью 478,5026 га, в том числе земельного участка N 3 площадью 299,1017 га, расположенного по адресу г.Воронеж, ул.Шишкова, 140б (далее - спорный земельный участок).
В марте 2007 года указанным земельным участкам присвоены соответствующие кадастровые номера, в том числе земельному участку N 3 присвоен кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043.
В мае 2007 года за ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 36 АБ 687974, дата выдачи 04.05.2007 года.
Распоряжением Администрации Воронежской области от 02.05.2007 года N 383-р в соответствии со статьей 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях жилищного строительства из состава земель сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта г.Воронеж выведен земельный участок N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 011:0043. Этим же распоряжением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ указанным земельным участком.
04.09.2007 года Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области зарегистрировало право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 36-АБ N 805407.
Не согласившись с указанным распоряжением, университет обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства вытекающие из административных и иных публичных правоотношений дела об оспаривании ненормативных правовых актов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 12 постановления от 20.01.2003 года "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
К ненормативным правовым актам относятся изданные в установленном порядке акты тех же органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц. Именно такие акты являются предметом оспаривания в соответствии с частью 2 статьи 29 АПК РФ.
Как усматривается из распоряжения Администрации Воронежской области от 02.05.2007 года N 383-р, оно содержит обязательные указания, а, следовательно, влечет правовые последствия для ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ. Указанный акт устанавливает определенные права или обязанности для университета в сфере экономической деятельности, то есть содержит властно-распорядительные элементы, указывающие на правовой характер данного акта. Кроме того, Администрация Воронежской области является лицом, чьи предписания носят обязательный характер для иных лиц.
Таким образом, оспариваемое распоряжение является ненормативным правовым актом, в связи с чем заявление ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ о признании его недействительным подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Оспариваемое распоряжение вынесено администрацией 02.05.2007 года. Университет обратился в суд с рассматриваемым заявлением 23.05.2007 года, то есть в пределах трехмесячного срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел по существу требования ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ.
Удовлетворяя заявленные требования по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" субъекту федерации предоставлено право распорядиться землями, находящимися в федеральной собственности, в том числе предоставленными федеральным государственным учреждениям, при соблюдении следующих условий:
- данные земельные участки на момент издания соответствующего распорядительного документа субъекта РФ должны находиться в федеральной собственности;
- данные земельные участки были предоставлены федеральному учреждению из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в отношении данных земельных участков в период с 01.05.2007 года по 01.11.2008 года принято решение об их включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, то есть осуществлен перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений.
Указанная норма не предоставляет субъекту РФ право распоряжаться землями, которые не соответствуют всем условиям, указанным в данной статье.
Целью данной статьи является стимулирование развития жилищного строительства в городах за счет включения в период с 01.05.2007 года по 01.11.2008 года в городскую черту новых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, в том числе предоставленных федеральным государственным унитарным учреждениям, и использование этих земель под жилищное строительство.
При этом указанная норма не предусматривает возможности изъятия у федеральных государственных образовательных учреждений в целях жилищного строительства федеральных земель, уже находящихся в городской черте и предоставленных данным учреждениям в пользование.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Материалами дела, в том числе Уставом университета, установлено, что ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ является федеральным государственным образовательным учреждением, находящимся в ведении Минсельхоза России и Минобрнауки России. В связи с этим земельные участки, закрепленные за данным учреждением, в том числе земельный участок N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, в силу названного закона являются федеральной собственностью.
Кроме того, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 36-АБ N 805407 от 04.09.2007 года.
Факт регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок после вынесения оспариваемого в настоящем деле распоряжения не свидетельствует о том, что данное право возникло у нее только с момента данной регистрации. Данное право возникло у Российской Федерации и существовало на момент вынесения Администрацией Воронежской области распоряжения от 02.05.2007 года N 383-р в силу названного закона, так как спорный земельный участок был закреплен за университетом в 1959 году в составе единого земельного участка площадью 650 га, с учетом изменений его площади и границ в период с 1959 года по 30.06.2006 года и разделения на 14 земельных участков, а 04.09.2007 года данное право было зарегистрировано в установленном порядке.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что довод администрации о том, что спорный земельный участок не является федеральной собственностью, противоречит материалам дела и нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела, в том числе решением исполкома Воронежского горсовета депутатов трудящихся от 11.06.1959 года N 382 "О закреплении территории, занимаемой ВСХИ", свидетельством от 13.10.1992 года "О праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 559,5914 га", постановлением Администрации городского округа г.Воронеж N 1225 от 30.06.2006 года "Об утверждении проекта границ и предоставлении ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ" земельных участков, фактически занимаемых зданиями, строениями, сооружениями и землями сельскохозяйственного использования, расположенных на территории центрального района г.Воронежа", кадастровым планом земельного участка от 07.03.2007 года, свидетельством о государственной регистрации права серии 36 АБ 687974, постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 года N 224 "Об установлении городской черты г.Воронеж, решением исполкома Воронежского горсовета депутатов трудящихся от 24.06.1991 года N 325 "Об установлении городской черты г.Воронеж", Законом Воронежской области "Об установлении границ муниципального образования городской округ г.Воронеж" от 07.07.2006 года N 62-ОЗ, и другими документами, которые приобщены к материалам дела, установлено, что земельный участок N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, ни в момент издания оспариваемого распоряжения, ни в момент закрепления за университетом не относился к землям сельскохозяйственного назначения. Он относился и относится к землям поселений сельскохозяйственного использования.
Понятия земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования даны в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Частью 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с частью 1 статьи 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
По смыслу частей 1 и 11 статьи 85 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного использования относятся земли населенных пунктов, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к землям сельскохозяйственного использования.
Согласно части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в том числе, для учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений.
ЗК РФ не предусматривает возможности отнесения к землям сельскохозяйственного назначения земель населенных пунктов сельскохозяйственного использования.
Аналогичное разделение земель на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов сельскохозяйственного использования содержится в Земельном кодексе РСФСР 1991 года (статьи 56-57, 70-78).
Земельный кодекс РСФСР 1922 года (статьи 144 - 153) также содержит деление земель на городские земли, которыми признаются земли внутри городской черты и земли сельскохозяйственного фонда. При этом согласно Постановлению народного комиссара земледелия РСФСР, НКВД РСФСР от 18.07.1923 года земли внутри городской черты находятся в ведении Городского Совета.
Как следует из Решения исполкома Воронежского горсовета депутатов трудящихся от 11.06.1959 года N 382 "О закреплении территории занимаемой ВСХИ", за Воронежским сельскохозяйственным институтом, правопреемником которого является ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, закреплена территория, на которой расположен институт, площадью 650 га.
Учитывая, что в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1922 года, Постановлением народного комиссара земледелия РСФСР, НКВД РСФСР от 18.07.1923 года, Воронежский горсовет депутатов трудящихся мог распорядится только землями, расположенными внутри населенного пункта г.Воронеж, а также то, что Администрацией Воронежской области не представлено в суд доказательств обратного, суд апелляционной инстанции считает, что спорный земельный участок с момента его закрепления за Воронежским сельскохозяйственным институтом относился к землям поселений, а не к землям сельскохозяйственного фонда.
Впоследствии назначение данного земельного участка в связи с изменением его размеров и границ в период с 1959 года по 30.06.2006 года до 559,5914 га в и 478,5026 га, а также разделением его на 14 самостоятельных земельных участков, в том числе земельный участок N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, не изменялось. Ненормативные акты об изменении границ данного земельного участка издавались уполномоченными органами г.Воронежа.
Кроме того, постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 года N 224 "Об установлении городской черты г.Воронеж", решением исполкома Воронежского горсовета депутатов трудящихся от 24.06.1991 года N 325 "Об установлении городской черты г.Воронеж", Законом Воронежской области "Об установлении границ муниципального образования городской округ г.Воронеж" от 07.07.2006 года N 62-ОЗ подтверждено, что земельный участок N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 011:0043, находится в черте города Воронеж.
Таким образом, спорный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, и в период с 01.05.2007 года по день рассмотрения настоящего дела в отношении него не принималось решения о включении в границы населенного пункта г.Воронеж в целях жилищного строительства, так как он с момента его закрепления за университетом уже находился в черте населенного пункта г.Воронеж.
Администрация Воронежской области не представила в суд доказательств обратного. Суд не принимает в качестве такого доказательства письмо Минсельхоза России, подписанное заместителем министра Козловым А. П., от 19.01.2007 года, в котором указывается, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку данное письмо является не нормативным документом, а мнением одного государственного органа, высказанного в переписке с другим государственным органом. Кроме того, данная позиция не соответствует фактическим обстоятельствам дела и вышеуказанным правовым нормам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не принимает доводы администрации о том, что спорный земельный участок при его выделении и вынесении оспариваемого распоряжения относился к землям сельскохозяйственного назначения, а также о том, что оспариваемое распоряжение является документом, на основании которого данный земельный участок был включен в черту г.Воронеж.
При подобных обстоятельствах спорный земельный участок N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, не соответствует всем условиям, предусмотренным статьей 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", следовательно, Администрация Воронежской области не обладает правом на распоряжение данным земельным участком, в том числе в целях жилищного строительства.
Ссылки администрации на то, что она в соответствии с частью 7 статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имела право прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ земельным участком N 3 площадью 299,1017 га, кадастровый номер 36:34:06 02 001:0043, независимо от того, когда данный земельный участок был включен в черту г.Воронеж; также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку они противоречат материалам дела и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Вывод заявителя жалобы о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку распоряжением от 02.05.2007 года N 383-р администрация прекратила право университета постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком с целью использования данного земельного участка для жилищного строительства. Данное обстоятельство свидетельствует о лишении ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ права на использование данного земельного участка в целях уставной деятельности.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям статей 7, 77, 83 ЗК РФ, статьям 3.1, 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обоснован и соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в непривлечении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне администрации ГУГИ Воронежской области, является несостоятельным по следующим основаниям.
Администрация обосновывает свою позицию тем, что именно ГУГИ Воронежской области готовило проект оспариваемого распоряжения, и именно оно выступает уполномоченным органом государственной власти в сфере распоряжения государственным имуществом области.
Однако в соответствии с Уставом Воронежской области полномочия по распоряжению областной собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление Воронежской области, отнесены к полномочиям Администрации Воронежской области. Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции признал недействительным распоряжение Администрации Воронежской области и обязал Администрацию области устранить допущенные нарушения. В обжалуемом решении не рассматривались какие-либо требования к ГУГИ Воронежской области, не давалась оценка каким-либо действиям ГУГИ Воронежской области, а также правам ГУГИ Воронежской области, суд первой инстанции не обязывал ГУГИ Воронежской области совершить какие-либо действия (бездействие). Таким образом, обжалуемое решение не выносилось о правах и обязанностях ГУГИ Воронежской области, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовала обязанность привлекать его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя жалобы. При подаче апелляционной жалобы Администрация Воронежской области платежным поручением N 171105 от 16.08.2007 года уплатила государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2007 года по делу N А14-4072-2007/147/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. Е. Шеин |
Судьи |
Н. Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4072-2007/147/11
Заявитель: ФГОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени К. Д. Глинки"
Ответчик: Администрация Воронежской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской, Министерство сельского хозяйства РФ
Иные лица: Прокуратура Воронежской области