Иностранцы в России...
В последнее время во всем мире обострились проблемы, вызванные трудовой миграцией. Серьезно затронули они и Россию. Однако, наша власть игнорируют многое из уже давно придуманного человечеством, и в то же время постоянно говорит о необходимости что-то делать по решению этого вопроса. И тут стоит обратить внимание на подборку документов по проблеме трудоустройства иностранцев.
Сначала необходимо определить статус иностранного гражданина в РФ:
- временно пребывающие;
- временно проживающие;
- постоянно проживающие в России иностранцы.
Определить - являются ли они резидентами или нет.
Что означает "привилегированное положение" белорусских граждан?
Чем характерно правовое положение иностранцев, имеющих двойное и второе гражданство (особенности их трудоустройства и пребывания в РФ)?
Какими документами, подтверждается статус иностранца в России?
Только определив круг вопросов можно говорить об участии иностранцев в трудовых отношениях в России. Например, о том, кто может быть работодателем (заказчиком), какие документы необходимо оформить работодателю для найма иностранных граждан на работу в России. Имеются ли льготы в разрешительном порядке приема на работу. Если иностранец работает на организацию за пределами России, то надо ли получать разрешение на его прием на работу. В чем особенности взаимоотношений с гражданами СНГ? Как оформить приглашения на въезд для осуществления трудовой деятельности? Есть ли требования к состоянию здоровья и ограничения на прием иностранцев на работу в отдельные организации и на определенные должности? Каковы объемы привлечения иностранной рабочей силы, например, в 2006 году?
Из чего складываются отношения с иностранными гражданами - трудовые, ученические, посреднические договоры, договоры простого товарищества и подряда с иностранцами? Законодательство какой именно страны действует при заключении договора - России или страны проживания иностранца? Важны особенности договоров с иностранными гражданами. В результате приобретения услуг по предоставлению рабочей силы (лизинг персонала) - получают рабочую силу, но не работника.
Каковы документы, предъявляемые иностранцами при приеме на работу: перечень необходимых документов и требования к ним? Документы об образовании, выданные за рубежом и в СССР - нужно ли их легализовать в России и как это сделать? Нужна ли иностранцу трудовая книжка? Постановка на учет в военкомате? Регистрация по месту жительства, учет стажа, приобретенного за границей?
Большую роль играют вопросы социального страхования иностранцев, их социальное обеспечение: оплата больничных листов, выплата социальных пособий, страхование от несчастных случаев на производстве, а также - пенсионное обеспечение иностранцев в России. Допустим, требуются ли оформление пенсионных свидетельств, уплата пенсионных взносов, исчисление пенсионного стажа. Как обстоит дело с уплатой НДФЛ и ЕСН за иностранного работника. Особая тема - порядок пенсионного страхования и обеспечения граждан Республики Беларусь.
Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся дать на страницах этого журнала, публикуя серию материалов, посвященную проблемам иностранной трудовой миграции.
В частности, на решение указанных проблем соориентирован Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В целях реализации данного закона приняты подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе:
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755 "Об утверждении перечня объектов и организаций, в которых иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу". Постановлением определен перечень объектов и организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации и куда иностранный гражданин не может быть принят на работу;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. N 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности". Данным нормативным актом закреплен механизм ежегодного утверждения квоты, ее распределение по субъектам Российской Федерации, а также возможность при необходимости корректировки квоты в сторону увеличения или уменьшения; кроме того, данным постановлением поручалось Минтруду России, Минэкономразвития России, МВД России и Госкомстату в шестимесячный срок подготовить положение о порядке подготовки предложений по определению квоты;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу". Постановлением утверждено соответствующее положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства указанных разрешений, которым определен перечень документов, необходимых для получения разрешения, сроки рассмотрения заявлений работодателей и т.д.;
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 714 "Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности". Данным документом утверждена квота на выдачу в 2005 году 214 000 приглашений иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 г. N 1606-р.
Данное распоряжение подготовлено в целях реализации статьи 26 Закона об иностранцах в части создания центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации (ЦБД). Распоряжение поручается МВД России, МИДу России, ФСБ России, ФПС России и ФАПСИ создать в 2003-2005 годах данный ЦБД. Согласно этому документу, федеральным органом исполнительной власти определено МВД России, оно ответственно за создание и ведение центрального банка данных, является его генеральным заказчиком-координатором, а ФСБ России, МИД России, ФПС России и ФАПСИ - просто заказчики.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 28 Закона об иностранцах, регулирующей порядок учета иностранных работников в Российской Федерации, территориальные органы по делам миграции ведут учет иностранных работников, временно пребывающих Российскую Федерацию, направляют информацию о прибытии к месту работы или убытии с места работы иностранных граждан в МВД и ФМС России, а также в территориальный орган по вопросам занятости населения Роструда, или Федеральной службы по труду и занятости населения Минздравсоцразвития РФ.
Кроме того, некоторыми федеральными органами исполнительной власти приняты ведомственные и межведомственные совместные нормативные правовые акты, посредством которых реализуются отдельные положения Закона об иностранцах.
Минтрудом России в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 941, с участием Минэкономразвития России, МВД России и Госкомстата подготовлено и подписано постановление N 23 от 29 апреля 2003 г. "Об утверждении Порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности".
Минтрудом России также разработан и подписан приказ N 175 от 15 июля 2003 г. "Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников".
Тем же, кому не терпится принять на работу именно иностранца или отправить наших сограждан в какую-либо часть света не так, как положено, рекомендуем внимательно ознакомиться с выдержками из Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья 18.10. Нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы
1. Нарушение работодателем правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Статья 18.11. Нарушение иммиграционных правил
Уклонение иммигранта от проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов, в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания
Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей
Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 18.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации
1. Непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, - влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Непринятие лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями в случае, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107