г. Пермь
08 мая 2008 г. |
Дело N А60-33583/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Тухватуллиной Э.Р.
при участии:
от заявителя МУЗ "Городская больница N 1 г. Асбеста": Шлеева Т.А. - представитель по доверенности от 06.05.2008г., Муратов А.С. - представитель по доверенности от 28.01.2008г.
от заинтересованного лица ГУ Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 5): Заостровская В.В. - представитель по доверенности от 29.12.2007г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Ответчика ГУ Свердловского регионального отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 5)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 февраля 2008 года
по делу N А60-33583/2007,
принятое судьей Ворониным С.П.
по заявлению МУЗ "Городская больница N 1 г. Асбеста"
к ГУ Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (филиал N 5)
о признании недействительным решения органа государственного внебюджетного фонда,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 г.Асбеста" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ГУ Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиал N 5) (далее ГУ - СРО ФСС РФ (филиал N5), Фонд) от 30.10.2007 г. N 12 об отказе в перечислении денежных средств в сумме 768 000 руб. по 128 талонам родовых сертификатов ( с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ГУ - СРО ФСС РФ (ответчик по делу) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что учреждение здравоохранения не имело право предоставлять услуги "платной палаты" повышенной комфортности (дополнительные сервисно-бытовые услуги, услуги гостиничного характера), так как является некоммерческой организацией, не имеет лицензию на указанный вид деятельности. Программа обязательного медицинского страхования учитывает все расходы, связанные с указанной услугой, в том числе на заработную плату работников больницы, на приобретение мягкого инвентаря. В соответствии с пунктом 17 "Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения_", утвержденного Приказом Минздрава и социального развития РФ от 15.01.2007г. N 33 не подлежат оплате и направлению в региональное отделение Фонда талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные на платной основе, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.
МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" считает требования, содержащиеся в апелляционной жалобе не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылается на неправомерность отказа в оплате талонов родовых сертификатов при оказании учреждением медицинских услуг, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения директора ГУ - СРО ФСС РФ (филиал N 5) от 11.09.2007г. N 92а проведена проверка за период с 01.01.2007 г. по 31.08.2007 г. в отношении МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" по вопросам организации учета и хранения родовых сертификатов в учреждениях здравоохранения и обоснованность выдачи родовых сертификатов учреждениям здравоохранения, по результатам которой составлена справка о проведенной проверке от 27.09.2007 г. N 10 (л.д.17-24).
В ходе проверки было установлено, что МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" необоснованно предъявлены к оплате 128 талонов родовых сертификатов на общую сумму 768 000 руб. при одновременном оказании платных услуг этим же женщинам. По результатам проверки вынесено решение от 30.10.2007г. N 12 о непринятии расходов в сумме 768 000 руб. за медицинские услуги, оказанные заявителем женщинам в период родов по 128 родовым сертификатам, данную сумму было решено зачесть в счет предстоящих платежей, а учреждению предложено провести корректировку данной суммы путем отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Основанием для непринятия спорной суммы послужил выявленный Фондом факт оказания медицинским учреждением платных услуг, которые заключаются в виде предоставления палат повышенной комфортности, на основании договоров, заключаемых с женщинами по их желанию, при оказании медицинской помощи, что, по мнению Фонда, является законным основанием для непринятия спорных расходов.
Не согласившись с отказом в принятии расходов и усматривая нарушение прав и законных интересов, заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что фактически в рамках договора, женщинам оказывались не медицинские услуги, а услуги бытового (сервисного) характера, которые заключались в более комфортных условиях пребывания их в период родов в медицинском учреждении и что сам факт платности заключенных договоров, не является основанием для отказа в оплате талонов родовых сертификатов.
Вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.12.2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" Фонд за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, исходя из расчета 3 000 рублей (в период беременности) и 6 000 рублей (в период родов и послеродовом периоде) соответственно за каждую пациентку, получившую медицинскую помощь.
Согласно пункту 7 Правил финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 869 (далее - Правила финансирования, Постановление N 869), оплата услуг по медицинской помощи осуществляется региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на основании талонов родового сертификата.
В пункте 17 Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2007 г. N 33 (далее - Порядок и условия оплаты), установлено, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, между ГУ - СРО ФСС РФ (филиал N 5) и МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" (л.д.28-30) заключен договор N25 от 19.01.2007г. об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течении первого года жизни.
В соответствии с этим договором предусмотрена оплата услуг на основании талонов родовых сертификатов из расчета - 6 000 рублей - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь женщинам в период родов и в после родовой период,
В рамках заключенного договора МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" фактически оказаны медицинские услуги и предъявлены для оплаты в Фонд 128 талонов родовых сертификатов на сумму 768 000 руб.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, указанные расходы не подлежат оплате, так как медицинские услуги были оказаны учреждением пациенткам, находившимся в платных палатах. Поскольку при предоставлении пациентам палаты повышенной комфортности, заявителем оказывалась платная дополнительная медицинская услуга, это является основанием для отказа в оплате талонов родовых сертификатов. При этом в обоснование своих доводов, Фонд ссылается на письмо Министерства здравоохранения и социального развития от 16.08.2007г., в котором разъяснено применение пункта 17 Порядка и условий оплаты_, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2007г.
Согласно указанному разъяснению, учреждения родовспоможения не вправе предъявлять к оплате талоны родовых сертификатов при оказании на платной основе сервисных услуг, дополнительных медицинских услуг.
Указанный довод заявителя апелляционной жалобы отклоняется, так как ни пункт 17 Порядка и условий оплаты, ни разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития РФ, не устанавливают каких-либо запретов для предъявления к оплате учреждениями здравоохранения талонов родовых сертификатов за оказанные медицинские услуги, поименованные в "Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. N 885, в качестве видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно.
Представление пациентам палат повышенной комфортности является дополнительной услугой немедицинского характера, которая не входит в стоимость родовых сертификатов, то есть не входит в стоимость тех медицинских услуг, которые оказываются учреждением в рамках родовых сертификатов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 128 женщин оплатили платные услуги палаты повышенной комфортности, платные медицинские услуги им не оказывались, следовательно, у Фонда отсутствовали законные основания для отказа в оплате талонов родовых сертификатов на медицинскую помощь, оказанную заявителем названным женщинам.
Ссылка Фонда о том, что МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" не имело право оказывать дополнительные платные услуги (сервисно-бытовые, гостиничного типа) отклоняется. В действующем законодательстве отсутствует запрет некоммерческим организациям, в частности, государственным и муниципальным медицинским учреждениям оказывать платные услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной помощи. Уставом МУЗ "Городская больница N 1 г.Асбеста" закреплена возможность осуществления учреждением самофинансирования за счет оказания платных услуг. Лицензия на оказание сервисных услуг, в силу положений статьи 17 Федерального закона от 8.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не требуется.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие у предприятия двойной оплаты из разных источников одних и тех же услуг отклоняется, так как согласно пункту 10 "Правил финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родам", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 852 от 30.12.2005г., средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями ФСС РФ, расходуются учреждениями, в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период родов, в строго определенных целях и размерах - на оплату труда медицинских работников - в размере не менее 40% от суммы указанных средств, остальная сумма - на обеспечение лекарственными средствами и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения. Между тем, как следует из пояснений представителей заявителя, расходы на содержание палаты повышенной комфортности, возмещались за счет иных источников - доходов, полученных от реализации платных услуг.
С учетом изложенного решение суда от 14.02.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ- Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ ( филиалN 5) - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2008г. по делу N А60-33583/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ- Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ (филиалN5) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33583/2007-С9
Истец: МУЗ "Городская больница N 1 г. Асбеста"
Ответчик: ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 5)
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2240/08