Современная "Рабыня Изаура"
Еще недавно странно звучащее слово "SPA" уже достаточно прочно входит в речевой оборот жителей городов и их пригородов. Жить стали лучше, количество "рублевых" миллионеров давно исчисляется сотнями тысяч, да и "долларовых" - растет не по дням, а по часам, о чем свидетельствуют многочисленные коттеджные поселения с соответствующей инфраструктурой. Однако далеко не все вопросы решаются параллельно с развитием техники и применением современных технологий. И в их ряду "особняком" стоит проблема обслуживания загородных домов, сформулировать которую можно следующим образом:
- Кто идет в домашние работники.
- Какова их профессиональная подготовка.
- Каков режим работы.
- Условия подмены во время работы и отпуска.
- Порядок оплаты и учета труда.
- Операционные расходы и отчетность.
- Оформление трудовых отношений и взаимные гарантии сторон.
- Воровство, нанесение материального ущерба.
- Охрана труда и защита чести и достоинства.
Рассмотрим указанные вопросы по порядку.
Итак, кто идет в домашние работники?
Если в середине 90-х годов на работы по дому в основном претендовали гастарбайтеры из бывших советских республик, беженцы-переселенцы и жители окрестных населенных пунктов, то с приходом нового века владельцы "заводов, домов, пароходов", а также примкнувшие к ним представители нарождающегося среднего класса, уже опасаются брать незнакомых людей без рекомендации. Да и с рекомендацией уважаемых кадровых агентств тоже. Возможности поиска домашних работников через родных и близких, получивших с легкой руки продюсеров бразильских телесериалов и типа "Моя прекрасная няня" наименование "мажордом" или "экономка", себя исчерпали. Необходимого официального признания существования данной категории лиц, равно как и проблем, связанных с ними и их работой, со стороны государства ждать не приходится. Законодатели уповают на то, что это - дело профсоюзов и самих работников. Именно так выразил свое отношение к проблеме председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев в ходе интернет-конференции, состоявшейся при содействии СПС "ГАРАНТ" 17 апреля 2006 года.
Жаль, что власть не замечает того, что напрямую касается интересов нескольких миллионов человек, среди которых, кстати, примерно одна пятая часть - те самые "работодатели", которым также не безразлично, кто у них будет работать и как будут складываться отношения, возникающие из трудовых отношений с такими "мажордомами".
Сегодняшний уровень развития техники объективно предполагает наличие у домработника определенного уровня образования - хотя бы не ниже квалифицированного рабочего, а лучше - инженерного, и плюс к этому еще наличие определенных знаний в области экономики права, кулинарии. Конечно, универсалов, таких, как Константин из упомянутого сериала, днем с огнем не сыщешь. Поэтому домовладельцы вынуждены набирать целую армию прислуги, за которой, во-первых, нужен глаз да глаз, и, во-вторых, это значительно увеличивает т.н. "операционные" расходы по содержанию дома. Ведь кроме зарплаты, количество которой кратно количеству специалистов, необходимо еще обеспечивать их жильем или проездом, в случае, если они не проживают на той же территории, необходимо решать многие социально-бытовые вопросы, которые напрямую не касаются самого домовладельца.
Вариант ответа: у человека хватило денег построить дом, значит хватит и на то, чтобы его обслуживать - не выдерживает критики. Ведь у нас далеко не все живут так, как сложилось в сицилийских семьях у "крестных отцов" или в странах Латинской Америки, где домашний работник - это практически член семьи. Да с законом, то есть оформлением этих трудовых отношений, в России просто беда.
Итак, домовладельцу значительно выгоднее брать на работу бывших инженеров предпенсионного и пенсионного возраста, еще имеющих достаточно сил для работы, чем владеющую искусством отправки SMS и переговоров "в чате" молодежь.
Хотя возраст потенциального домработника тоже существенно влияет на выбор. Возьмешь пенсионера - будешь испытывать некоторое неудобство (если, конечно уровень воспитания позволяет испытывать такие чувства, как уважение к старшим), да и силы у тех, кто пережил 90-е и сопутствовавшие им кризисы, совсем не те, как хотелось бы. Примешь молодого - рискуешь получить конкурента в семейных отношениях, либо причинение материального ущерба из-за неосторожного обращения, например, с бытовой техникой. Либо, если все в нем, как надо, его переманят соседи. Да и силы работника - пенсионера нельзя сравнивать с возможностями людей молодого или среднего возраста. Бессмысленно заставлять человека старше 50-ти лезть на крышу скалывать сосульки: ему физически тяжело это делать. Ну а кроме всего прочего и тем, и другим необходим отдых. Тогда кем их подменять?
Какие трудовые или гражданско-правовые отношения возникают между домовладельцем и домработником? Это - вопрос вопросов. Продвинутые умники сразу же скажут - это типичный аутстаффинг, т.е. выполнение работы в компании на постоянной основе лицами, не являющимися работниками данной компании. Однако ни в какой компании домработники не трудятся. И к данному случаю даже невозможно применить тезис о работе на кого-то с целью извлечения прибыли, так как домашние работники прибыль не создают.
Кстати, весьма показателен в этой связи уровень профессионализма тех, кто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в п. 28 (Извлечение) записал: "Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по пункту 1 статьи 81 Кодекса, в частности, когда прекращается деятельность работодателя - физического лица на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (пункт 2 статьи 25 ГК РФ), в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности.
Под прекращением деятельности работодателя - физического лица, не имевшего статуса индивидуального предпринимателя, следует понимать фактическое прекращение таким работодателем своей деятельности"
Иначе говоря, если работодатель - физическое лицо, не являлся зарегистрированным предпринимателем без образования юридического лица, то только смерть работодателя (иначе фразу "фактическое прекращение таким работодателем своей деятельности" понять сложно) может вырвать домработника из рядов тех, кто долгие годы обслуживал его комфорт и создавал уют.
Аутсорсинг - буквально расшифровывается как привлечение внешних ресурсов или привлечение ресурсов со стороны. Эта относительно новая услуга на российском рынке, возможности и правовые последствия которой еще плохо изучены как самими компаниями, так и государственными органами, и в частности, налоговой инспекцией.
Аутсорсинг, или передача сторонней организации выполнения некоторых задач, которые не являются обычной деятельностью компании, но в то же время необходимы для ее развития, на первый взгляд вроде бы и удобен, и даже выгоден.
Поскольку аутсорсинг в юридическом смысле есть услуга по предоставлению персонала для выполнения им определенной деятельности в пользу организации-заказчика, для оформления отношений по аутсорсингу используется конструкция гражданско-правового договора возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса РФ).
Под аутсорсингом иногда понимают и т.н. лизинг персонала, и аутстаффинг, т.е. выполнение работы в компании на постоянной основе лицами, не являющимися работниками данной компании. Лизинг подразумевает не только предоставление персонала обусловленной квалификации, но предварительный подбор этого персонала, его специальную подготовку, обучение и уже затем - сдачу его "в аренду" заказчику. Аутстаффинг подразумевает предоставление заказчику "дополнительных сил" в виде обученного персонала для совместной работы с персоналом заказчика аналогичной квалификации. По своей правовой природе эти виды аутсорсинга очень схожи.
Однако ни лизинг персонала, ни аутсорсинг, ни аутстаффинг даже в том виде, в котором они известны россиянам, к данному случаю не применимы. Почему? Да просто потому, что отсутствуют работы, являющиеся обычными для компании или ПБОЮЛ, как нет ни компании ни ПБОЮЛ. И т.н. привлеченному персоналу передаются не объемы работ, и его целью является не конкретное задание, а - конкретная трудовая функция, выполнение которой - уже трудовой, а не гражданско-правовой договор, как утверждают апологеты аутсорсинга, аутстаффинга и лизинга персонала.
Но, если рассматривать работу домашних работников с точки зрения Трудового кодекса РФ, то совершенно непонятно, как например, в соответствии с положениями главы 48 "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц" оформить эти отношения и соблюдать предусмотренные Трудовым кодексом гарантии работникам, если работодатель вообще не является лицом, занимающимся какой-либо деятельностью? А кроме того, он просто не желает бегать по различным инстанциям: в орган местного самоуправления (где необходимо зарегистрировать трудовой договор с работником), в отделение пенсионного фонда, в налоговую инспекцию, в фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Тем более, что абсолютно никаких санкций не предусмотрено за то, что он как работодатель - физическое лицо ничего из всего вышеперечисленного не сделал. Единственным доказательством того, что некий человек работает на работодателя - физическое лицо, согласно ст. 309 Трудового кодекса РФ, является письменный трудовой договор. Поэтому, если данного договора нет, что-либо доказать практически невозможно.
И это - серьезный пробел трудового законодательства.
Что должен знать и уметь домашний работник
Развитие бытовой техники, наличие огромного количества технических устройств, достаточно ценных вещей и предметов домашнего обихода в доме доказывает, что у домработника должна быть определенная подготовка. Ведь обслуживание дома, включая всю его "начинку", требует всесторонних знаний, например, основ физики и химии, не обойтись тут и без элементарного опыта обращения с электричеством. Необходимо это хотя бы затем, чтобы "джакузи" не мыли абразивным порошком, тиковый пол не драили наждаком, экран "домашнего кинотеатра" не протирали мокрой тряпкой, а на бильярдный стол не ставили тазик с водой. Казалось бы, прописные истины. Но только для богатых людей. Для остальных россиян все это еще за гранью понимания. Ведь ради простой замены лампочек освещения в дворовых светильниках, или чистки маленького бассейна не станешь вызывать специальную службу сервиса. Хотя таких служб много и работают они замечательно. Но более выгодно обучить всем этим премудростям своего человека, чтобы исключить проникновение внутрь дома людей со стороны, которые могут и "жучков" понатыкать, и маленькие диверсии запрограммировать с тем, чтобы в будущем вызывали почаще. Поэтому всем этим "искусствам" должен обучиться домработник. А учиться способны далеко не все из тех, кто имеет чистую анкету, но совершенно ничего не умеет делать руками. А ведь многие кадровые агентства, гарантирующие "качество" подобранного работника, предлагают именно такой "контингент". Да и как вообще можно гарантировать то, что у работника, отобранного из тех, кто не знает, что такое SPA не возникнет, к примеру, желания сделать какую-нибудь гадость своему домохозяину.
Именно поэтому учебная подготовка домашнего работника должна включать в себя не только чисто технические предметы, но и психологические основы взаимоотношений с работодателем - физическим лицом и членами семьи, а также этикет, или правила поведения.
Игнорировать эти темы нельзя. Ведь в отличие от работника, оформляющегося на работу к работодателю, работать домработнику приходится, чаще всего, в одиночестве, без трудового коллектива. Или, что еще хуже, - в окружении охраны и под их пристальным присмотром, включая современные методы ведения шпионажа, именуемого аудио- и видеонаблюдением в целях безопасности. Пожаловаться на проявление произвола порой некому и некуда.
Домашний работник - это еще не член семьи, но уже и не чужой человек, которого стесняются. Это касается не только чисто внешних проявлений - разговоров в его присутствии на личные, семейные темы, обсуждение вслух знакомых, вопросов бизнеса. Как на все это реагировать? Есть ли какие-то разработанные и утвержденные нормы и правила на сей счет, и если есть, то где их взять? Нужна ли психологическая разгрузка домработнику или ему достаточно одного выходного дня в неделю? И что считать выходным? Обычное "увольнение в город" или просто отдых от своих обязанностей - трудовой функции?
Кроме чисто профессиональной подготовки - умения обращаться с различными видами бытовой техники, владения основами охраны труда и личной безопасности, профессиональному "мажордому" неплохо бы иметь еще и базовую психологическую подготовку. Допустим, пригодилось бы прослушать курс протокола и этикета, правил корректного поведения, а также обучиться тому, как не дать повода службе безопасности заподозрить себя в каких-либо неблаговидных поступках. И все это при наличии хорошей нервной системы и психологической устойчивости к стрессам и раздражителям разного рода.
Режим работы домработника
При составлении трудового договора с домашним работником любой юрист зайдет в тупик. Это вполне объяснимо, т.к. нет никакой реальной возможности зафиксировать режим работы - он практически круглосуточный, что при формальном соблюдении трудового законодательства невозможно, а также установить режим отдыха и систему оплаты труда в соответствии с нормами, предусмотренными Трудовым кодексом. Ведь вся система оплаты труда по ТК РФ построена на том, что у работника покупается определенное количество часов, в течение которых он на своем рабочем месте выполняет определенную трудовую функцию. Домовладелец же вынужден покупать все 24 часа работы (если в два часа ночи произойдет поломка котла отопления, то труд домработника по устранению аварии должен быть оплачен в двойном размере, да еще с соблюдением графика сменности, что крайне сложно). Учесть все нюансы и каким бы то ни было образом справедливо компенсировать с помощью самой современной системы учета количество рабочего времени домработника также невозможно. Понимая это, домовладельцы изначально устанавливают фиксированный оклад на все время работы. Например, N-0000 рублей в месяц с выходными днями - тогда-то, с компенсацией понесенных т. н. "операционных расходов" по факту и/или по предъявлению оправдательных документов, доказывающих самому домовладельцу, а не налоговой инспекции факт того, что расходы действительно были, и были необходимы.
Из вышеперечисленного следует еще два вопроса.
Первый касается возможности подмены домашнего работника на период его "выходных", отпуска и болезни.
Просто так взять с улицы кого-то вряд ли кто захочет. Последствия могут быть достаточно дорогостоящими. Воспользоваться услугами специализированного кадрового агентства для временной замены-подмены отсутствующего работника - все равно, что взять работника по объявлению в газете "Из рук вон плохо" (названия печатных изданий изменены по просьбе редакции - во избежание несанкционированной рекламы - примечание автора). Да и с точки зрения безопасности это - сомнительное удовольствие. На какой срок приглашать такую "подмену" также - вопрос. Все мы люди, а поэтому и домашний работник может заболеть. Но если обычный работник возьмет больничный лист на три дня и отлежится дома, то домработник такой привилегией не обладает. Следовательно, в трудовом договоре с "домашним" работником необходимо учесть и эти возможности и предусмотреть приемлемые для обеих сторон варианты или вариант, как с точки зрения исчисления времени отсутствия, так и с точки зрения оплаты труда подменяющего "домашнего" другого работника.
Нет ответа на вопрос - как быть с системой социального страхования домашних работников. Если следовать законодательству, то надо бы перечислять Единый социальный налог. Но, для того, чтобы получить компенсацию временной нетрудоспособности домработника из фонда социального страхования работодателю-домовладельцу надо проделать очень длинный извилистый путь по чиновничьим кабинетам. Как показывает жизнь, проще этого не делать вообще, нарушая Трудовой кодекс РФ в той его части, где речь идет о необходимости оформления трудовых отношений. А в случае оформления договора гражданско-правового характера (чего делать мы настоятельно не рекомендуем и уже объяснили почему) получить компенсацию т.н. временной нетрудоспособности домработнику не удастся никак, потому что временная нетрудоспособность лицам, заключившим договор гражданско-правового характера вообще не компенсируется. Хотя налог с них берется регулярно.
Не предоставлять отпуск и выходные нельзя. Крепостное право у нас давным-давно отменено, а предоставлять - значит что-то нарушать. А поэтому данное "существенное условие" трудового договора работодатель - физическое лицо - "домовладелец" фактически выполнить не может.
Операционные расходы и отчетность
Любой сотрудник дипломатического представительства СССР за границей в советское время знал, что повар и завхоз всегда получают меньше всех. И не потому, что меньше всех работают. Просто отследить то, как они воруют практически невозможно. Поэтому, прекрасно понимая это, государство и назначало им самый маленький оклад. (Из личного опыта работы в Посольствах СССР и России автора этих строк).
Аналогичная ситуация и с т.н. "операционными расходами" и предоставляемой домашним работником отчетностью. Если счета за свет, газ, телефон, Интернет, земельный налог и налог на недвижимость можно проверить на основании выставляемых счетов, то как проверить а, самое главное, оценить затраты на расходуемые материалы по уборке, стирке, приготовлению пищи и иным работам, оплата которых производится наличными? Суть в том, что есть расходы, проверить обоснованность которых, были ли они реально произведены, практически невозможно. И это пугает домовладельца. Даже при своем изначально хорошем отношении к домработнику он все равно подсознательно подозревает его в совершении, пусть и совсем мелких хищений. Естественно, что такие подозрения вряд ли укрепляют взаимоотношения сторон.
Поэтому с точки зрения отчетности, так или иначе существующей между работником и работодателем, равно как и с точки зрения возможности обоснования каких-либо претензий материального характера, урегулировать трудовые отношения сторон в трудовом договоре также достаточно сложно. А уж если возникает проблема, связанная с подозрением в воровстве собственности, принадлежащей домовладельцу, то при доказывании вины домашнего работника в суде необходимо помнить сразу несколько вещей.
Во-первых, надо признать, что этот работник находился в доме с ведома самого хозяина и выполнял там какие-то действия. Но тогда, согласно ст. 158 Уголовного кодекса РФ, п. 1, это уже не кража. А из п. 3 следует, что кража обычно совершается с незаконным проникновением в жилище*(1). Во-вторых, может возникнуть тот факт, что домовладелец эксплуатировал домашнего работника, использовал принудительный труд, который запрещен статьей 4 Трудового кодекса РФ, т.к. соответствующим образом не оформлен. И неизвестно, какое решение вынесет суд, услышав такие аргументы работодателя. Поэтому проблема обращения за судебной защитой своих прав также актуальна для работодателя (скорее, более актуальна именно для него), чем для самого домработника, если, конечно он не удерживается в качестве раба. Но это уже другая история (ст. 126 "Похищение человека" и ст. 127.2. "Использование рабского труда" Уголовного кодекса РФ).
Оформление трудовых отношений и взаимные гарантии сторон
Оформление трудовых отношений между домовладельцем и домашним работником конечно же необходимо. Вот только пока данной проблеме не уделяется какого бы то ни было внимания вообще. А количество разного рода мошенников, "делающих деньги" на этом множится день ото дня. Одни зарабатывают на подборе кандидатов в домашние работники (стоимость такой услуги обычно равна одному его месячному заработку), другие - якобы проверяют их благонадежность (стоит такая проверка примерно тоже один месячный заработок проверяемого)*(2), третьи - создают такие договоры, с которыми надо сразу идти либо к прокурору (так много в них различных нарушений), либо к психиатру - так как в них такой бред, который вряд ли может прийти в голову нормальному человеку, а тем более грамотному юристу.
Взаимные гарантии сторон - это не просто фраза. "Гарантии" потому так и называются, что они чем-то подкреплены. Просто так написать, что "качество гарантируется" - значит не написать ничего. Ведь из этого не ясно - чем гарантируется, как, кем. И что грозит тому, кто свои гарантии возьмет назад. Как вообще возможно обеспечить и защитить при необходимости свои права, не умаляя при этом прав и интересов партнера?
Отношение к домашним работникам как к слугам, провоцируется отсутствием законодательной базы, регулирующей эту сферу трудовых отношений. Это приводит к тому, что страдают и те, кто работает, и те - на кого работают.
Подготовка юристов, которые обычно занимаются этими проблемами- явно не соответствует требованиям. Ведь обычно, домовладелец поручает составить такой договор своему корпоративному юристу-универсалу, который может прекрасно ориентироваться в финансовом, гражданском, земельном праве. Но как доказала судебная практика крупных компаний, в трудовых отношениях корпоративные юристы крайне слабы.
Попытки оформлять отношения с домашними работниками через договор со специализированным агентством, предоставляющим услуги по обеспечению комфортного проживания в загородных домах наталкиваются, как уже было отмечено, на непреодолимую преграду, воздвигнутую законодателем, который при разработке проекта Трудового кодекса проигнорировал наличие целой армии домашних работников. Ни один договор, заключенный работодателем-домовладельцем не может быть рассмотрен в качестве законного выхода из данной ситуации.
Ведь, если разобраться, то это та же, печально известная фирма "Заря" советских времен, по договору с которой, одни приходили мыть окна, другие - пылесосить, третьи - починить кран. И никто ни за что не отвечал. Причем одну и ту же операцию делали все время разные люди. Вряд ли на это согласится владелец дома, одна "начинка" которого стоит не менее 500 000 долл.
Есть еще один вариант. Привлечь в качестве домашнего работника сотрудника охранной фирмы. Конечно, очень удобно, когда кроме уборки и обслуживания дома такой работник еще и осуществляет личную охрану. Однако это серьезное заблуждение.
С точки зрения оформления отношений, данный вариант удобен, т.к. договор можно заключить с охранной структурой об охране и защите имущества. Цепочка: домовладелец - охранное предприятие - домашний работник вполне законна и, возможно, даже приемлема, если домовладельца устроит такое качество обслуживания. Правда, стоить такая цепочка будет значительно дороже, чем прямой договор с домработником. Дать гарантии того, что охранная структура через какое-то время не превратиться в "крышу", паразитирующую на том или ином объекте тоже нельзя. Случаи, когда охрана использует объект недвижимости в отсутствие хозяина в своих целях - не всегда благовидных - не такая уж и редкость. Кому приятно, когда в ваше отсутствие в вашей спальне такой "охранник имущества" развлекается с приглашенными "массажистками".
А вот с оформлением отношений - тут все в полном порядке: договор гражданско-правового характера между домовладельцем и частным охранным предприятием об охране "объекта недвижимости" может содержать положения о том, что недвижимость не только охраняется, но и поддерживается в надлежащем рабочем состоянии специалистами охранного предприятия на весь период действия договора. В этом варианте домработник имеет трудовые отношения с ЧОПом, а ЧОП с домовладельцем - гражданско-правовые. Вопросы подмены домашнего работника на время болезни, отпуска становятся уже головной болью этого самого ЧОПа. Причем, для спокойствия заказчика можно пофамильно обозначить весь подменный персонал и детально описать все мыслимые ситуации. Тут главное - вопрос цены всех этих услуг и доверия к сотрудникам ЧОПа. Но взыскать за испорченное имущество с охранной структуры что-либо легально - проблематично, т.к. связи, которыми так гордятся их руководители в деле защиты от претензий клиента, иногда помогают...
Охрана труда, защита чести и достоинства домашних работников, а
также защита от провокаций работодателей
Из Уголовного кодекса РФ мы знаем, что согласно ст. 130 "Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме". Как показывает практика, любой из наших домработников только позавидует положению известной по телесериалу рабыне Изауре. Ведь у нас ни о какой охране труда, уважения чести и подобающего отношения к личному достоинству этих граждан, судя по большинству ставших известными случаев, говорить не приходится. Отсутствие договора, так же как и его наличие - не есть панацея от глупости и невежества сторон.
О том, что касается охраны чести и достоинства семьи и, возможно, деловой репутации домовладельца, имеющего домработника, который оказался, журналистом впоследствии написавшим сенсационную статью, можно вообще не упоминать. Эти случаи настолько распространены, что полосканием "грязного белья" известных людей на страницах желтой прессы уже никого не удивишь.
Выводы
1. Отношения "работодатель - физическое лицо и работник" являются именно трудовыми, т.к. работник выполняет определенную этим договором трудовую функцию, а не конкретное задание, характеризующееся конечным результатом.
2. Трудовой договор с домашним работником - весьма специфичен и серьезно отличается по наполнению всех основных компонентов от ставших уже привычными типовых образцов. Составить такой договор сложно, т.к. необходимо учитывать массу нюансов. Сделать это может только юрист, специализирующийся на трудовых отношениях. И каждый такой договор будет индивидуальным. Именно поэтому вести речь о каком-то типовом договоре с домработником просто некорректно и неграмотно.
3. Проблема найма и взаимоотношений домашних работников с их работодателями лежит не только и не столько в плоскости психологии, сколько в плоскости правовых отношений, детализацией которых государство пока почему-то не занимается.
Ю. Царенко,
юрист-кадровик
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Т.е. ни "тайно" проникнуть в дом, ни совершить там "тайное хищение" уже нельзя, если это было сделано с ведома и по поручению "домовладельца".
*(2) Правда, обычно "проверка" ограничивается запросом по месту регистрации - в паспортно-визовую службу и звонками к предыдущим работодателям. И то, и другое, как правило, делается неформально, поэтому о какой-либо "гарантии" и "законности" даже самой такой проверки говорить не приходится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107