Изменения трудового законодательства
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
Закон принят после продолжительной его подготовки при участии представителей социальных партнеров и с учетом их интересов. В нем получили отражение интересы работников, работодателей и государства.
Каковы же основные законодательные изменения, которые отражают, прежде всего, интересы работников и которые одновременно выражают интересы всех сторон социально-трудовых отношений.
1. Заменены практически во всех статьях Кодекса понятия "организация" на понятие "работодатель" позволяет снять формальные препятствия при применении норм трудового законодательства в случаях, когда работодатель не является юридическим лицом. Одновременно регулирование трудовых отношений с работодателями - физическими лицами дифференцируется (ст. 20) в зависимости от того, для каких целей нанимается работник: а) для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или б) для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
При этом права и обязанности индивидуального предпринимателя как работодателя максимально приближены к правам и обязанностям работодателя - организации. Это касается, в первую очередь, таких наболевших вопросов, как право индивидуального предпринимателя на ведение трудовых книжек работников (ст. 66, 309) и возможность заключения коллективных договоров между индивидуальным предпринимателем и его работниками (ст. 33, 40 и др.). Основным исключением остается возможность более гибкого регулирования (в индивидуальном порядке - трудовым договором) вопросов расторжения трудового договора: установление сроков предупреждения об увольнении, случаев и размеров выплачиваемых при увольнении пособий и других компенсационных выплат (ст. 307).
2. Повышена роль механизмов социального партнерства. Кодекс дополнен статьей 351, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны учитывать мнение комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а в случае их отсутствия - мнения соответствующих профсоюзов или объединений профсоюзов, объединений работодателей.
3. Уточняется статус органов государственной власти и органов местного самоуправления как сторон социального партнерства. В частности, они рассматриваются как представители работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, при формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности (ст. 34). Это позволяет работникам бюджетной сферы в полном объеме пользоваться правами на коллективные переговоры и на коллективные споры.
4. Изменения, вносимые в статью 40, обязывают работодателя назначать своего представителя для ведения коллективных переговоров в филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях организаций, а также устанавливают порядок определения надлежащего представителя работников. Это позволит работникам, работающим в данных подразделениях, реализовать свои права на заключение коллективных договоров, с учетом специфики их работы.
5. С целью обеспечить право работников на получение в будущем достойной пенсии, статья 62 дополнена обязанностью работодателя выдавать по требованию работника копии документов, содержащих сведения о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
6. Поправка к статье 81 требует, чтобы аттестация, которая может в соответствии с пунктом 3 этой статьи послужить основанием увольнения работника, проводилась в порядке, установленном локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
7. В связи с изменением (по сравнению с 2001 годом) числа нерабочих праздничных дней изменяется коэффициент, применяемый для расчета среднего дневного заработка (среднемесячное число календарных дней) с 29,6 до 29,4 (ст. 139). Это приведет к увеличению сумм отпускных выплат.
8. Из статьи 157 исключено, как излишнее, требование к работнику предупреждать работодателя о начале простоя в письменной форме. Работник должен предупреждать своего непосредственного руководителя или иного представителя работодателя (в любой форме) о начале простоя только в случаях, когда простой вызван поломкой оборудования и другими обстоятельствами, которые делают невозможным продолжение исполнения работником его трудовой функции (на своем рабочем месте).
9. Раздел "Гарантии и компенсации" дополнен статьей 168.1, которая восполняет имеющийся в Кодексе пробел в части регулирования порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, при работе в полевых условиях, проведении работ экспедиционного характера.
10. Статья 178 дополняется обязанностью работодателя выплачивать выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка:
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием в организации соответствующей работы;
- в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
- в связи с отказом работника от продолжения работы в новых условиях в связи с изменением существенных условий трудового договора.
11. Согласно дополнениям в статью 195 представители работников наделяются правом требовать от работодателя рассмотрения их заявлений о привлечении к дисциплинарной ответственности не только руководителей организаций и их заместителей, но также и руководителей (и их заместителей) структурных подразделений.
12. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, каждому работодателю, осуществляющему производственную деятельность, и имеющему более 50 работников, предписывается создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Ранее статья 217 устанавливала такие требования к работодателям, имеющим более 100 работников.
13. В соответствии с поправкой в статью 226 объемы обязательного финансирования работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) увеличиваются с 0,1% до 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
14. Поправка в статью 236 устанавливает, что обязанность выплаты денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от наличия вины работодателя.
15. Гарантии работникам при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (часть первая статьи 259) распространяются на матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет.
16. В соответствии с дополнениями, предлагаемыми к статье 288, расторжение трудового договора с совместителем в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, допускается только если договор о совместительстве заключен на неопределенный срок. При увольнении по данному основанию работодатель обязан предупредить об этом работника не менее чем за две недели.
17. Внесены изменения, позволяющие осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, а также профсоюзный контроль не только в организациях, но и у работодателей - физических лиц (статьи 353 и 357 и др.).
18. Полномочия федеральной инспекции труда дополнены функцией по осуществлению надзора и контроля за реализацией прав работников на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на получение пособий по временной нетрудоспособности.
19. В статью 410 внесены изменения, учитывающие замечания и предложения органов МОТ по снижению уровня требований к организаторам забастовок. Собрание работников предлагается считать правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников (ранее - не менее двух третей от общего числа работников). Конференция работников, как и прежде, будет считаться правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.
20. С целью исключения двойного толкования положений статьи 410 в текст вносится прямая запись о том, что в случае объявления забастовки профессиональным союзом (объединением профсоюзов) примирительные процедуры в каждой организации, охваченной коллективным трудовым спором, не проводятся. Решение об участии работников данного работодателя в такой забастовке принимается собранием (конференцией) работников этого работодателя.
21. В статье 413 действующей редакции Кодекса (а ранее - в Законе "О порядке разрешения коллективных трудовых споров") продекларировано, что в случаях, когда забастовка не может быть проведена, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство РФ. Данная норма фактически не действует. Поэтому ее предложено исключить, а взамен дополнить статью 404 нормой об обязательном создании в таких случаях трудового арбитража, и об обязательном характере решений такого арбитража для сторон коллективного трудового спора. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
С. Неверов,
депутат Государственной Думы, руководитель рабочей
группы по трудовому законодательству
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107