г. Владимир |
|
11 февраля 2009 г. |
Дело N А11-6195/2008-К2-22/386 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.02.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2008, принятое судьей Кузьминой Т.К. по заявлению колхоза имени Кирова о признании недействительным постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области от 04.05.2007 N 507 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 14.02.2007 N 120, от 28.02.2007 N 185, от 04.04.2005 N 520".
В судебном заседании участвуют представители:
колхоза имени Кирова - председатель Иванов О.М. на основании выписки из протокола общего собрания членов и ассоциированных членов колхоза им.Кирова N 04 от10.11.2006 , Полетаева О.К. на основании доверенности от 15.09.2008 сроком действия 3 года, Кирилловых С.Ю. на основании доверенности от 15.09.2008 сроком действия три года;
администрации Киржачского района Владимирской области - Леухина Т.Ю. на основании доверенности от 11.01.2009 N 11-01-34 сроком действия до 31.12.2009, Скловский К.И. на основании доверенности от 30.01.2009 N 121-01-34 сроком действия один год;
Прокуратуры Владимирской области - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Грушина Е.В. на основании удостоверения N 154313.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Колхоз имени Кирова (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Киржачского района Владимирской области от 04.05.2007 N 507 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 14.02.2007 N 120, от 28.02.2007 N 185, от 04.04.2005 N 520", а также о признании незаконными действий главы администрации Киржачского района по изъятию у него земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
В процессе производства по делу заявитель отказался от требований в части признания незаконными действий главы администрации Киржачского района по изъятию у колхоза имени Кирова земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Владимирской области, поддерживая требования заявителя.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2008 заявление Колхоза удовлетворено и постановление главы Киржачского района Владимирской области от 04.05.2008 N 507 "О признании утратившими силу постановлений главы района от 14.02.2007 N 120, от 28.02.2007 N 185, от 04.04.2005 N 520" признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Киржачского района Владимирской области обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, производство по делу подлежало прекращению ввиду отмены оспариваемого ненормативного правового акта самим органом местного самоуправления.
В судебном заседании представители администрации Киржачского района Владимирской области поддержали апелляционную жалобу.
Представители колхоза имени Кирова и прокуратуры Владимирской области указали на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 29.12.1992 N 703 товариществу с ограниченной ответственностью имени Кирова предоставлено для сельскохозяйственного производства в постоянное (бессрочное) пользование 1978 га земли, в том числе сельскохозяйственных угодий 406 га, из них: сенокосов- 124 га, пастбищ -282 га, прочих угодий- 1572 га; выдано свидетельство N ВЛ-06-Т-2, зарегистрированное в книге записи свидетельств Киржачского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам 02.03.1993.
Постановлением администрации Киржачского района Владимирской области от 04.04.2005 N 520 "О согласовании и утверждении землеустроительной документации по колхозу им. Кирова Киржачского района" согласована корректировка проекта перераспределения земель колхоза имени Кирова Киржачского района в соответствии с приложением N 1 и чертежом проекта; утвержден состав земель фонда перераспределения в границах плана колхоза имени Кирова в соответствии с приложениями N 2 и N 3. В указанном постановлении Александровскому межрайонному комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Киржачскому району рекомендовано привести в соответствие земельно-учетные документы согласно данному постановлению.
14.02.2007 глава Киржачского района Владимирской области издал постановление N 120 "Об утверждении проекта территориального землеустройства на земельные участки, принадлежащие колхозу имени Кирова, и внесении изменений в постановление главы администрации Киржачского района от 04.04.2005 N 520 "О согласовании и утверждении землеустроительной документации по колхозу имени Кирова Киржачского района". Данным постановлением утвержден проект территориального землеустройства на земельные участки, принадлежащие колхозу имени Кирова на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления администрации Киржачского района от 29.12.1992 N 703, а также предусмотрено считать утратившими силу пункты 1 и 2 постановления главы администрации Киржачского района от 04.04.2005 N 520 в части земельных участков, принадлежащих колхозу имени Кирова на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением администрации Киржачского района Владимирской области от 28.02.2007 N 185 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Киржачский район, д. Аленино" колхозу имени Кирова предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 458416 кв.м , кадастровый номер 33: 02: 02 12 04: 02: 0248, категория - земли населённых пунктов, расположенный по адресу: Владимирская область, Киржачский район, Аленино.
Одновременно установлено, что 04.05.2008 администрация Киржачского района Владимирской области издала постановление N 507, которым признаны утратившими силу ранее принятые постановления главы района от 04.04.2005 N 520, от 14.02.2007 N 120, от 28.02.2007 N 185.
Колхоз не согласился с последним постановлением и обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
В процессе производства по делу администрация Киржачского района Владимирской области постановлением от 17.10.2008 N 1233 признала утратившим силу оспариваемое постановление, в связи с чем заинтересованное лицо ходатайствовало о прекращении производства по делу ввиду отсутствия предмета спора.
Суд первой инстанции, руководствуясь информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99, рассмотрел требования по существу, исходя из того, что оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы Колхоза, и на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет муниципальный правовой акт как решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Согласно части 4 статьи 7 закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 этого же закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Из самого постановления, а также пояснений, данных представителями администрации Киржачского района Владимирской области в процессе производства по делу, установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт принимался в порядке статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако такой подход органа местного самоуправления является неверным, поскольку следует учитывать, что в рассматриваемом случае на основании постановлений главы Киржачского района Владимирской области от 29.12.1992 N 703 и от 14.02.2007 N 120 в установленном законом порядке за Колхозом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного производства, со следующими кадастровыми номерами: 33:02:02 1205 0224, 33:02:021203:0057, 33:02:02:1298:0093, 33:02:00 00 00:0090, 33:02:00 00 00:0471, 33:02:02 12 07:0230, 33:02:021209:0258; выданы свидетельства о государственной регистрации права от 22.02.2007 N 212646, N 212649, N 212644, 212801, 212650, 212645, 212647.
На основании постановления главы Киржачского района от 28.02.2007 N 185 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Киржачского района и Колхозом заключен договор аренды N 490 от 02.03.2007, который также зарегистрирован уполномоченным органом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Таким образом, при наличии у Колхоза зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, зарегистрированного договора аренды глава администрации Киржачского района не вправе был отменять в порядке самоконтроля ненормативные правовые акты, на основании которых произведена государственная регистрация права, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции. Рассмотрение указанных вопросов должно осуществляться исключительно судом.
Кроме того, зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков колхоза имени Кирова в судебном порядке недействительным не признано.
Оспариваемое постановление фактически направлено на прекращение у Колхоза права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельными участками, в связи с чем утверждение администрации о том, что ненормативный правовой акт не нарушил права и законные интересы заявителя обоснованно признано судом первой инстанции несостоятельным, а спор рассмотрен по существу с удовлетворением заявленных требований.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывод о несоответствии оспариваемого постановления статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 42 Устава муниципального образования Киржачский район и необходимости официального опубликования ненормативного правового акта. Данный вывод основан на неверном толковании части 5 статьи 42 Устава муниципального образования Киржачский район, однако он не привел к принятию судом неправильного решения.
Также суд апелляционной инстанции исключает из мотивировочной части решения ссылку суда на пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регулирующие вопрос права на земельные участки, не являющийся предметом настоящего спора.
При рассмотрении данного дела суд исходит из объективного существования зарегистрированного государством и не признанного в судебном порядке недействительным права Колхоза на земельные участки (аренды, постоянного (бессрочного) пользования).
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление принято администрацией Киржачского района Владимирской области с превышением полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не соответствует ему, а также Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Земельному кодексу Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы колхоза имени Кирова в сфере предпринимательской деятельности. Последующая отмена оспариваемого постановления самим органом местного самоуправления в рассматриваемом случае не влечет за собой прекращение производства по делу или отказ в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции с учетом внесенных в мотивировочную часть судебного акта изменений отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба администрации Киржачского района Владимирской области признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Все доводы заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции проверены, им дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не находит и суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2008 по делу N А11-6195/2008-К2-22/386 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6195/2008-К2-22/386
Истец: колхоз имени Кирова
Ответчик: Администрация Киржачского района
Третье лицо: Прокуратура Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4470/08