г.Воронеж |
|
6 апреля 2009 г. |
Дело N А14-16687-2008/506/26 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,
при участии:
от ООО "Кофейня": Калининой И.В., представителя по доверенности от 25.03.2009;
от Администрации Воронежской области в лице Управления по экологии и природопользованию по Воронежской области: Сукмановой Л.И., советника управления по доверенности N 02-05-3270 от 17.10.2008;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кофейня" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2009 по делу N А14-16687-2008/506/26 (судья Федосеева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кофейня" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации Воронежской области в лице Управления по экологии и природопользованию по Воронежской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 373 от 27.11.2008 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ.
Решением от 13.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
По делу объявлялся перерыв с 27.03.2009 до 03.04.2009.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция установила следующее.
25.11.2008 сотрудниками Управления по экологии и природопользованию по Воронежской области проведена проверка ООО "Кофейня" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности в сфере общественного питания в нежилом помещении, расположенном по адресу: г.Воронеж, проспект Революции, 32.
В ходе указанной проверки выявлен факт осуществления указанной деятельности в отсутствие платы за загрязнение окружающей среды.
25.11.2008 по данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.
Постановлением от 27.11.2008 ООО "Кофейня" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав, что указанное постановление принято с нарушением требований законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой.
Разрешая спор по существу, суд исходил из доказанности в рассматриваемом случае факта совершения Обществом вменяемого правонарушения, следовательно вины в его совершении, отсутствия в действиях Управления нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, и невозможности применения в рассматриваемом случае критерия малозначительности к вменяемому последнему правонарушению.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными правомерными и обоснованными выводами суда и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; а понятие "размещение отходов" включает в себя их хранение.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Пунктом 1 статьи 4 данного Закона установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии со статьей 11 и пунктом 3 статьи 18 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно п.4 указанных Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11.03.2002 N 115, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые представляются на утверждение в территориальный орган федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (управление Ростехнадзора по Воронежской области).
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может осуществляться по упрощенной форме, если суммарное количество отходов не превышает 30 тонн в год (п.9 Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом МПР РФ от 11 марта 2002 N 115).
В силу пункта 1 статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, (с изменениями от 14.06.2001) предприятия, учреждения, организации и физические лица осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов обязаны вносить плату за негативное воздействие.
Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) (пункт 2 постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632)
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Представленными материалами дела подтверждается факт нарушения ООО "Кофейня" требований изложенных выше норм, а именно не выполнение обязанности по внесению в установленном порядке платы за загрязнение окружающей среды, следовательно, совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности в сфере общественного питания, у ООО "Кофейня" имелась возможность для выполнения обязанности по внесению в установленном порядке платы за загрязнение окружающей среды. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанной обязанности, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Вместе с тем, ООО "Кофейня" заявлено о применении в рассматриваемом случае малозначительности.
Однако основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ в отношении общества отсутствуют, исходя из следующего.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч.2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания (п.18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10).
По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах ссылка заявителя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения ввиду проведения мероприятий по устранению выявленного нарушения, является несостоятельной.
Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административным органом при назначении наказания назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ в размере 50000 рублей.
Нарушений процедуры привлечения ООО "Кофейня" к административной ответственности в действиях Администрации Воронежской области в лице управления по экологии и природопользованию по Воронежской области не установлено.
Таким образом, суд, принял правильное решение об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Администрации Воронежской области в лице Управления по экологии и природопользованию по Воронежской области N 373 от 27.11.2008 о привлечении ООО "Кофейня" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, обжалуемое решение соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
При этом апелляционный суд учитывает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ч.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.01.2009 по делу N А14-16687-2008/506/26 оставить без изменений, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кофейня" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двух месячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16687-2008/506/26
Заявитель: ООО "Кофейня"
Ответчик: Администрация Воронежской обл в лице Управления по экологии и природопользованию Воронежской обл
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-732/09