Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 26 мая 2008 г. N 04АП-3635/07
г. Чита |
Дело N А10-1420/2007 |
"26" мая 2008 г. |
N 04АП-3635/2007 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, И. Ю. Григорьевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июня 2007 года по делу N А10-1420/2007 по заявлению Администрации г. Улан-Удэ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия о признании недействительным Распоряжения от 01.03.2007 N 077-р
(суд первой инстанции судья Рабдаева Л. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Танганов А. П. - представитель по доверенности N 470 от 29.12.2007 г.;
от третьего лица - Федерального государственного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия": Танганов А. П. - представитель по доверенности от 16.05.2008 г.
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия (далее - ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия) о признании недействительным распоряжения от 01.03.2007 N 077-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в собственность Городского округа "Город Улан-Удэ".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Федерального государственного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (Улан-Удэнская воспитательная колония).
Решением суда первой инстанции от 25.06.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия и Улан-Удэнская воспитательная колония обжаловали его в апелляционном порядке.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2007 г. решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июня 2007 года отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Администрации г. Улан-Удэ о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 01.03.2007г. N 077-р.
Постановлением ФАС ВСО от 18 декабря 2007 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2007 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации г. Улан-Удэ - без удовлетворения.
14 февраля 2008 года Администрация г. Улан-Удэ обратилась с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2007 года.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2008 г. заявление Администрации г. Улан-Удэ о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2007 года по делу N А10-1420/2007 удовлетворено.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2007 года по делу N А10-1420/2007 отменено.
Как следует из решения суда первой инстанции от 25.06.2007 г., основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда, что оспариваемое распоряжение принято в отсутствие волеизъявления города Улан-Удэ на такую передачу, поскольку предложение о передаче в муниципальную собственность ТУ ФАУФИ от заявителя не поступало.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия, указывает, что в силу прямого указания ФЗ N 122-ФЗ жилой дом не может находиться в федеральной собственности, в связи с чем, подлежит передаче в муниципальную собственность; на основании приказа Минюста РФ от 24.01.2003 года N 22 объекты жилого фонда, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений уголовно-исполнительной системы, надлежало передать в муниципальную собственность еще до 31.12.2004 года; обязательность направления предложений распространяется только на случаи передачи имущества в федеральную собственность из муниципальной собственности.
Третье лицо - Улан-Удэнская воспитательная колония в апелляционной жалобе указывает на то, что жилой дом по ул. Пристанская, 4 "а" не входит в состав имущества, предусмотренного п. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ; жилищный фонд в силу прямого указания приложения N 3 к Постановлению ВС РФ N 3020-1 является объектами муниципальной собственности; согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.06.2006г. N 8-П не допускается передача имущества против воли субъекта РФ, в собственности которого оно находится, то есть не допускается принудительное отчуждение имущества.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия и Улан-Удэнская воспитательная колония доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Заявитель в отзыве на апелляционные жалобы с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заинтересованного лица и третьего лица, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 1 марта 2007 г. ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия принято оспариваемое заявителем распоряжение N 077-р от 01.03.2007г. "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Улан-Удэнская воспитательная колония" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в собственность Городского округа "Город Улан-Удэ", согласно которому в собственность муниципального образования города Улан-Удэ передан жилой дом по ул. Пристанская, 4 "а".
Названное распоряжение послужило основанием для направления Администрацией г. Улан-Удэ в арбитражный суд заявления о признании распоряжения недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Администрации г. Улан-Удэ, исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято без согласия Администрации г. Улан-Удэ на принятие имущества из федеральной собственности.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и Определении от 7 декабря 2006 года N 542-О следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ", положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Из материалов дела усматривается, что решение о передаче имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4 "а" из федеральной собственности в муниципальную, было принято без согласования и учета мнения Администрации г. Улан-Удэ, то есть в отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельной ссылку ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия, как на факт направления заявителю предложения о передаче имущества, направление Администрации г. Улан-Удэ акта приема передачи для его подписания, поскольку указанный документ был составлен после принятия обжалуемого распоряжения.
Как усматривается из материалов дела, предложения от заявителя о передаче жилого дома по адресу: ул. Пристанская, 4 "а" г. Улан-Удэ в ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия не поступало. Обжалуемое распоряжение принято без направления органом местного самоуправления предложения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права, ТУ ФАУФИ по Республике Бурятия своим Распоряжением N 077-р от 01.03.2007 г. безвозмездно передало имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленного на праве управления за Федеральным государственным учреждением "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в собственность Городского округа "Город Улан-Удэ" в одностороннем порядке, что является существенным нарушением порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации.
На основании всего вышеизложенного, проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности суд апелляционной инстанции, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 828-О-П от 04.12.2007 г., приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал недействительным Распоряжение N 077-р от 01.03.2007 г. Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия, как противоречащее ч. 11 ст. 154 Закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Рассмотрев апелляционные жалобы Федерального государственного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июня 2007 года по делу N А10-1420/2007, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июня 2007 года по делу N А10-1420/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Бурятия, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая д. 50 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Улан-Удэнская воспитательная колония" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Пристанская д. 4 "а" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
И. Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1420/07
Заявитель: Администрация г.Улан-Удэ
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ
Третье лицо: ФГУ "Улан-Удэнская воспитательная колония" УФСИН по РБ