"Налоги, которые мы убираем" (интервью с Ю.В. Васильевым, председателем Комитета Госдумы по бюджету и налогам)
В следующий понедельник заканчиваются летние каникулы у депутатов, и уже 6 сентября состоится первое пленарное заседание очередной сессии Государственной Думы. Главным вопросом парламентской осени, по традиции, станет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете на 2007 год. Впрочем, помимо главного финансового закона страны на повестке дня парламентариев множество и других важных законопроектов. Сегодня законотворческий портфель Комитета Госдумы по бюджету и налогам специально для "эж-ЮРИСТ" раскрывает его председатель Юрий Викторович Васильев.
Юрий Викторович, что помимо проекта бюджета-2007 будет в центре внимания вашего Комитета в осеннюю сессию?
- Одну из наиболее злободневных инициатив мы уже в октябре планируем вынести на второе чтение. Это - изменения по поводу упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами.
Эти поправки направлены прежде всего на то, чтобы появились реальные стимулы для возвращения в российскую экономику капиталов наших граждан, с которых ранее они по тем или иным причинам не уплатили налоги. В частности, предусматривается процедура, в соответствии с которой любой гражданин имеет возможность в установленные сроки представить специальную декларацию (в которой не указываются источники получения доходов и сроки, в течение которых они были получены), а также уплатить 13 процентов и таким образом получить освобождение от какого бы то ни было преследования (будь то налоговое или уголовное) за то, что он в свое время не уплатил налоги с этих сумм.
Впрочем, здесь есть весьма существенный момент. Подобную "налоговую амнистию" можно провести только один раз. Поэтому наш Комитет, рассматривая этот вопрос еще в июне - июле, предложил поддержать данные законопроекты в первом чтении, но поддержать именно как идею. И кардинально переработать ее ко второму чтению, чтобы люди были уверены: если они заявят о своих доходах, им ничего угрожать не будет.
Такой упрощенный порядок декларирования коснется доходов, подлежащих налогообложению в РФ и полученных до 1 января 2005 года. За это надо будет заплатить так называемый декларационный платеж, исходя из 13 процентов декларируемого дохода. Затем нужно будет представить специальную декларацию и копии расчетного документа в налоговый орган по месту жительства. Период упрощенного декларирования планируется продлить до 1 апреля 2007 года.
Но этими законопроектами тема доходов физических лиц не ограничивается?
- Да, еще во втором чтении мы рассмотрим изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, которые также касаются налога на доходы физических лиц. Этот законопроект должен разрешить ряд проблем и по единому социальному налогу (ЕСН), в частности, он предоставит возможность распространить на работодателей - индивидуальных предпринимателей льготы по неначислению ЕСН на выплаты работникам-инвалидам.
Тему продолжит и законопроект о внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса. Речь идет об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работнику в связи с рождением ребенка. Также, надеюсь, будет одобрена и поправка об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц некоторых категорий учащихся общеобразовательных учреждений, если они совмещают учебу с производственной деятельностью.
Получается, что нынешней парламентской осенью вы всерьез намерены заняться налоговым послаблением?
- Этим давно уже надо было бы заняться. Искусственные налоговые препоны на пути развития отечественной экономики сильно сдерживают ее развитие, а значит, и повышение уровня жизни граждан.
Так, не останется без внимания Комитета тема администрирования бизнеса. Например, депутатами Госдумы подготовлен законопроект, регламентирующий семейное предпринимательство. Суть его заключается в том, чтобы поддержать мелких предпринимателей, которые просто вынуждены заниматься собственным бизнесом для того, чтобы прокормить себя и свою семью. В этом документе предусмотрен уведомительный порядок регистрации подобной семейной фирмы.
Весьма актуален и законопроект "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса", который мы выносим на палату в первом чтении 22 сентября. В итоге данная норма позволит освободить от налога доходы, получаемые от производственной и издательской деятельности религиозных организаций.
Впрочем, практически любой из документов, лежащих в законотворческом портфеле нашего Комитета, касается каждодневных проблем любого гражданина. Например, поправки в Закон "О таможенном тарифе", которые также будут обсуждаться осенью, касаются синхронизации сроков вступления в силу решений Правительства РФ об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нефти.
Ждут также своего часа законопроекты об установлении обязанности налогоплательщика транспортного налога предъявлять квитанцию об уплате налога при регистрации и при прохождении технического осмотра автомобиля, о внесении изменений в статью 398 части второй Налогового кодекса РФ об уточнении обязанности индивидуальных предпринимателей представлять налоговую декларацию по земельному налогу.
"эж-ЮРИСТ", N 33, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru