г. Чита |
Дело N А19-15906/08 |
"07" мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Э.П. Доржиева, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2009 года (с учетом определения от 11 марта 2009 года об исправлении опечатки) по делу N А19-15906/08 по заявлению Открытого акционерного общества "Осетровский речной порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области о признании недействительным требования N 13502 от 08 октября 2008 года (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Прокопьева Людмила Михайловна - представитель (доверенность от 14 ноября 2008 года N 324);
от заинтересованного лица: Толмочева Марина Сергеевна - представитель (доверенность от 11 июня 2008 года N 04-14/9829);
установил:
Открытое акционерное общество "Осетровский речной порт" (далее - ОАО "Осетровский речной порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее - МИФНС России N 13 по Иркутской области, налоговый орган, Инспекция) N13502 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08 октября 2008 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2009 года, в котором определением от 11 марта 2009 года исправлена опечатка, заявленные требования удовлетворены полностью, суд признал незаконным требование МИФНС России N 13 по Иркутской области N13502 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.10.2008г., как не соответствующее статьям 46-48,69,70,71,75 Налогового кодекса РФ, обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и возвратил ОАО "Осетровский речной порт" из бюджета госпошлину в размере 2 000 рублей.
МИФНС России N 13 по Иркутской области не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе налоговый орган ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта, указывая на то, что направление налогоплательщику требования об уплате пени с нарушением установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ срока не влечет недействительность требования, так как этот срок не является пресекательным. Требование от 08 октября 2008 года N 13502 об уплате пени не нарушает прав налогоплательщика и соответствует налоговому законодательству и форме, утвержденной приказом ФНС России от 01 декабря 2006 года N САЭ-3-19/825@: оно содержит суммы недоимки, на которую начислены пени, к нему приложены расчеты пени с указанием размера недоимки; даты, начиная с которой производится начисление пеней; процентные ставки пеней, число дней просрочки. Наличие недоимки по налогам, указанным в оспариваемом требовании, в соответствующих суммах, подтверждено актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам от 02.02.2007г. N 879.
Представитель Инспекции в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Представитель заявителя ОАО "Осетровский речной порт" представил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, дополнительно в судебном заседании пояснил, что в оспариваемом требовании пеня была начислена на недоимки по налогам, взыскание которых не производилось, а также на недоимки по налогам, которые были взысканы как в судебном так и во внесудебном порядке, но выплачены Обществом не были, однако размеры недоимки в требовании налоговым органом были указаны неверно.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что ОАО "Осетровский речной порт" было зарегистрировано при создании 11 января 1994 года за N 867 Государственной регистрационной палатой при Минюсте РФ, основной государственный регистрационный номер в настоящее время 1023802082655.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.01.2007г. по делу N А19-24824/06 в отношении Общества была введена процедура банкротства - наблюдение, а определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 года введено внешнее управление.
8 октября 2008 года Инспекция выставила Обществу требование N 13502 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым известила, что по состоянию на 08.10.2008г. за Обществом числится пеня, начисленная за период процедуры банкротства - наблюдения в сумме 13 527 537 рублей 18 копеек, состоящая из:
пени в сумме 109 123 рубля 09 копеек на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 1146451,63 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 4 760 рублей 56 копеек на недоимку по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в размере 50014,70 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 60 820 рублей 63 копейки на недоимку по прочим налогам и сборам (по отмененным федеральным налогам и сборам) в размере 638984,01 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 929 261 рубль 26 копеек на недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом (Н/А) в размере 9762861,15 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 696 рублей 59 копеек на недоимку по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство в размере 7318,42 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 1 150 717 рублей 34 копейки на недоимку по налогу на имущество предприятий в размере 12089483,56 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 9 246 117 рублей 32 копейки на недоимку по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации прочие начисления в размере 97140130,81 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 5 002 рубля на недоимку по налогу на прибыль организаций, зачислявшейся до 01.01.2005г. в местные бюджеты в размере 170858,00 рублей (срок уплаты налога - 23.03.2007г., 03.07.2007, 29.10.2007г.);
пени в сумме 1 524 004 рубля 60 копеек на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в размере 16011261,90 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 507 рублей 39 копеек на недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 5330,66 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 298 098 рублей 31 копейка на недоимку по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006г.) мобилизуемый на территориях в размере 673796,17 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 1 273 рубля 36 копеек на недоимку, пени и штрафы по взносам в фонд социального страхования РФ в размере 13378,00 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 4 578 рублей 41 копейка на недоимку, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 48100,81 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 117 916 рублей 96 копеек на недоимку, пени и штрафы по взносам в Территориальные фонды медицинского страхования в размере 1238840,34 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.);
пени в сумме 10 525 рублей 19 копеек на недоимку, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости РФ в размере 110578,08 рублей (срок уплаты налога - 29.10.2007г.).
Вместе с требованием Инспекция направила Обществу расчеты пени по недоимке по каждому налогу за период с 24 января 2007 года по 28 октября 2007 года.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании названного требования незаконным.
Суд первой инстанции сделал вывод, что налоговый орган при исчислении размера недоимки не учел представленные Обществом документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц, налога на имущество, единого социального налога; начислил пени на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог, отмененный с 1 января 2003 года, по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, который не уплачивается с 1 января 2001 года, по прочим налогам и сборам по отмененным федеральным налогам и сборам, который налоговым законодательством не предусмотрен, на задолженность, образовавшуюся с 2000 года; начислил пени на налоги, поименованные как "недоимка, пени и штрафы", применив формулировки, не предусмотренные статьей 69 Налогового кодекса РФ.
А также суд сделал вывод, что оспариваемое требование не содержит данных о наличии реальной недоимки, об основаниях возникновения пени, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, реальный период просрочки, в связи с чем, невозможно с достаточной степенью достоверности проверить правильность начисления пени, указанной в требовании. С учетом указанных обстоятельств, а также в связи с отсутствием доказательств наличия недоимки, суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении налоговым органом процедуры и сроков на принудительное взыскание пени, не соблюдении положений статей 46-48, 69, 70, 71 и 75 Налогового кодекса РФ и нарушении в связи с этим прав и законных интересов заявителя.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23, пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ, предусмотренные указанной статьей правила применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 и 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункта 8 статьи 69 Налогового кодекса РФ правила, предусмотренные указанной статьей к требованиям об уплате налога, применяются также в отношении требований об уплате пеней.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В абзаце 11 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ недоимка определена как сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством срок.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании указывается, в том числе, размер недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней с учетом положений статьи 75 Налогового кодекса РФ.
Началом процедуры принудительного взыскания налога и соответствующей ему пени согласно пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ является направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пени, сбора, штрафа) которое в силу пункта 1 и 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а по результатам налоговой проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Согласно пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты организацией налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.
Сначала в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ по решению налогового органа взыскание недоимки осуществляется путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации, путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или при отсутствии информации о счетах организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Статьей 47 Налогового кодекса РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Принудительное взыскание пеней также производится по правилам, установленным статьями 46, 47, 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
В связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пеня является способом обеспечения обязательства, уплата пеней по отношению к уплате налогов является дополнительной обязанностью налогоплательщика, поэтому к принудительному взысканию пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке, и в связи с истечением срока давности взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности взыскания и по дополнительному обязательству. В случае не совершения налоговым органом предусмотренных статьями 69, 70, 46 и 47 Налогового кодекса РФ действий в установленные этими статьями сроки, право на взыскание недоимки и соответствующих ей пеней утрачивается. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал, что предусмотренный статьями 69, 70, 46 и 47 Налогового кодекса РФ срок для взыскания как недоимки так и соответствующей пени является пресекательным.
Таким образом, с учетом требований закона и разъяснений Высшего арбитражного Суда РФ налоговый орган должен был указать в направленном Обществу требовании размер недоимки, на которую начисляется пени, по каждому налогу и за каждый налоговый период, ставку пени, основания взимания налога, и в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ доказать в суде все эти обстоятельства, а также доказать, когда налоговым органом были выявлены недоимки по налогам, взыскание которых в принудительном порядке не осуществлялось, требование об уплате пеней по которым Общество оспаривает.
Налоговый орган направил Обществу требование N 13502 об уплате недоимки 8 октября 2008 года, указав в нём, что пени начислена за период процедуры банкротства - наблюдения, срок которого Обществу известен, этот срок также был указан в приложенных к требованию расчетах (с 24 января 2008 года по 28 октября 2007 года). В требовании и расчетах налоговый орган указал ставки пеней за период начисления. По форме это требование соответствует форме, утвержденной приказом ФНС России от 01 декабря 2006 года N САЭ-3-19/825@. Однако по содержанию это требование положениям пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ не соответствовало, размер недоимки по каждому налогу и налоговому периоду, установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты конкретных налогов, основания взимания налогов и дату выявления недоимки Инспекция в спорном требовании не указала.
Из пояснений представителя налогового органа от 13 февраля 2009 года (т.6 л.д.110-122), отзыва от 23 января 2009 года (т.1 л.д.126-131) и представленных документов (в том числе акта сверки расчетов N 879 от 02.02.2007г. по состоянию на 01.02.2007г.) следует, что недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог образовалась за 1999 и 2000 годы; недоимка по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов - за 2000 год; недоимка по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество предприятий и налогу на добавленную стоимость - с 01 января 2000 года по 31 декабря 2007 года; недоимка по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005г. в местные бюджеты, - за 2003 год; недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - за 2002, 2003 и 2004 годы, зачисляемому в Фонд социального страхования - до 1 января 2008 года, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2003 года по 31 декабря 2007 года.
Налог на пользователей автомобильных дорог был введен Законом Иркутской области "О территориальном дорожном фонде" от 17.07.1995г N 155, этот закон был признан утратившим силу Законом Иркутской области от 13 ноября 2002 г., принятым постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 30 октября 2002 г. за N 22/8а-ЗС, с 1 января 2003 года взыскание данного налога отменено.
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 5.08.2000г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" не исчисляется и не уплачивается с 1 января 2001 года.
Ни по одному из указанных в требовании налогов, исходя из норм законодательства о налогах и сборах, срок уплаты не наступал 23 марта 2007 года, 03 июля 2007 года и 27 октября 2007 года, и доказательства даты выявления недоимки, на которую рассчитывались пени, налоговый орган суду не представил.
Согласно акта сверки расчетов налогоплательщика по налогам и сборам от 02.02.2007г. N 879 по состоянию на 01.02.2007г. общая сумма недоимки по налогам у Общества по данным налогового органа составила 187 410 438.80 рублей, периоды по срокам уплаты налогов, за которые образовалась недоимка и её размер по каждому налогу, в акте сверки отсутствую. Сам акт был подписан Обществом с возражениями по сумме неурегулированной недоимки в размере 72 561 259,5 рублей и невыясненной сумме недоимки в размере 10 754952, 59 рублей.
А определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2007 года по делу N А19-24824/06 в реестр требований кредиторов ОАО "Осетровский речной порт" были включены требования Федеральной налоговой службы России по основному долгу (налогам) в размере 56 347 115 рублей, то есть в сумме, значительно меньшей, чем та, из которой были исчислены пени. Согласно названного определения в реестр были включены только те суммы недоимки, взыскание которых производится принудительно судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, налоговый орган не доказал размер недоимки, возможность принудительного взыскания которого не утрачена, а также, что пени начислены на задолженность по налогам, по которым имеются решения о принудительном взыскании.
С учетом указанных обстоятельств доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2009 года (с учетом определения от 11 марта 2009 года) по делу N А19-15906/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15906/08
Заявитель: ОАО "Осетровский речной порт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N13 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1154/09