г. Пермь
19 ноября 2008 г. |
Дело N А71-6003/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Богдановой Р.А., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Деевой О.М.,
при участии:
от заявителя (ДОАО "Ижевский оружейный завод"): Столбов Р.В., паспорт, доверенность N 71 от 04.02.3008,
от заинтересованного лица (Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике): Бабушкина Н.Н., удостоверение, доверенность N 02-40/03975 от 21.04.2008, Телицина Н.А., удостоверение, доверенность N 11 от 10.01.2008,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ДОАО "Ижевский оружейный завод"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 августа 2008 года
по делу N А71-6003/2008,
принятое судьей Симоновым В.Н.
по заявлению ДОАО "Ижевский оружейный завод"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
о признании незаконным решения налогового органа,
установил:
Заявитель - Дочернее открытое акционерное общество "Ижевский оружейный завод" (далее - заявитель, ДОАО "ИОЗ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 05-03 от 31.03.2008 о подаче заявления в арбитражный суд о признании ДОАО "ИОЗ" банкротом.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2008 в удовлетворении заявления ДОАО "ИОЗ" полностью отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Отмечает, что налоговым органом не соблюдены требования, предусмотренные Постановлением Правительства "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" N 301 от 22.05.2006 г. Полагает, что поскольку предприятие имеет стратегическую значимость, то в отношении него должны были быть проведены меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. Ссылается также на то, что инспекция не является органом, полномочным обратиться с заявлением о признании данного предприятия несостоятельным.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой она просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, выводы суда первой инстанции считает обоснованными, вынесенном в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной инстанции, решение ответчика считает преждевременным. Пояснил, что заявитель отсутствует в перечне стратегических предприятий, однако, косвенно его можно считать стратегическим, поскольку заявителю принадлежит доля в уставном капитале концерна и наоборот. По его мнению, только с момента принятия решения правительственной комиссией заинтересованное лицо может совершать определенные действия. Считает, что в статье 190 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель обобщил стратегические предприятия и оборонные.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что заявитель не входит в перечень стратегических предприятий, относится ко второй группе предприятий, в отношении которых применяется другой порядок принятия решения об обращении в суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Межрайонной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике принято решение N 05-03 от 31.03.2008 г. о подаче заявления в арбитражный суд о признании ДОАО "ИОЗ" банкротом.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 апреля 2008 г. по делу N А71-2780/2008 заявление налогового органа принято к рассмотрению (л.д. 16-17).
Производство по делу N А71-2780/2008 приостановлено определением арбитражного суда от 15 мая 2008 г. до вступления в законную силу судебных актов по делам N А71-4076/2008-А5, N А71-4078/2008-А5, 5 А71-4076/2008-А5, N А71-4074/2008-А5, N А71-4077/2008-А5.
Полагая, что общество является организацией оборонно-промышленного комплекса, в отношении которой предусмотрен особый порядок принятия решения и подачи заявления о признании должника банкротом, ДОАО "ИОЗ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.05.2006г. N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" орган, уполномоченный представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, при получении информации о наличии просроченной задолженности у стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и не являющихся стратегическими, сообщает об этом в Комиссию в 3-дневный срок с даты получения указанной информации. Указанный орган подает в арбитражный суд заявление о признании банкротом должника, являющегося стратегическим предприятием или организацией, на основании решения Комиссии.
Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подается уполномоченным органом в 5-дневный срок с даты принятия Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса соответствующего решения.
В силу пункта 1 Положения о Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.05.2006г. N 301, правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Комиссия) является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и не являющихся стратегическими.
Таким образом, с учетом основных задач Комиссии, предусмотренных пунктом 3 Положения и предоставленных Комиссии прав (пункт 4 Положения), Правительственная комиссия наделена правом принятия решений о подаче заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) только в отношении стратегических предприятий и организаций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 Перечень стратегических предприятий и организаций утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. N 22-р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций". Перечень стратегических предприятий и организаций подлежит обязательному опубликованию.
Как следует из материалов дела, ДОАО "ИОЗ" в перечень стратегических предприятий и организаций не входит. Согласно выписки из Сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 11.12.2007 г. N 547 заявитель относится к промышленности обычных вооружений (л.д. 9).
В случае, если налогоплательщик не является стратегическим предприятием, решение о подаче заявления о признании его несостоятельным (банкротом) принимает уполномоченный орган, а не Правительственная комиссия.
Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, в целях обеспечения подачи органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), заявления о признании должника банкротом определен Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства".
Довод заявителя жалобы о том, что налоговым органом не соблюдены требования, предусмотренные Постановлением Правительства "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" N 301 от 22.05.2006 г. в части того, что в отношении заявителя должны быть приняты меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, которые принимаются в отношении стратегических предприятий и организаций основан на неверном толковании законодательства, поскольку постановление Правительства РФ N 301 от 22.05.2006 г. не содержит таких указаний.
Право Федеральной налоговой службы подавать соответствующие заявления о признании банкротом организаций оборонно-промышленного комплекса предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 г. N 257.
Порядок принятия решения (их согласования) о подаче в арбитражный суд заявлений о признании организации - налогоплательщика банкротом определен приказом ФНС России от 18.10.2004г. N САЭ-3-19/2@.
Пунктом 3.3 Приказа N СЛЭ-3-19/2@ предусмотрено согласование проекта решения о подаче в суд заявления о признании банкротом организаций, отнесенных к первой группе - с ФНС России, ко второй и третьей группе - с Управлением ФНС России по субъекту РФ.
Как следует из материалов дела, ФНС России письмом от 17.03.2008 N ГИ-6-1/187@ сообщило, что на основании пункта 2.4.1 Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 18.10.2004 г. N САЭ-3-19/2@, принято решение о переводе ДОАО "ИОЗ" во вторую группу.
В соответствии с данным Приказом согласование проекта решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом организации отнесенной ко второй группе осуществляется Управлением ФНС России по субъекту РФ, после чего налоговый орган вправе подать в арбитражный суд заявление о признании организации несостоятельным (банкротом).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, принятие решения (его согласование) о подаче в арбитражный суд заявления о признании заявителя банкротом возложено на Управление ФНС России по Удмуртской Республике.
Проект решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании ДОАО "ИОЗ" банкротом согласован 28 марта 2008 г. с Управлением ФНС России по Удмуртской Республике, 31.03.2006 г. Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике вынесено решение N 05-03 о подаче заявления в арбитражный суд о признании ДОАО "Ижевский оружейный завод" несостоятельным (банкротом).
Из изложенного следует, что оспариваемое решение налогового органа принято уполномоченным органом и в удовлетворении заявления ДОАО "ИОЗ", г. Ижевск о признании недействительным решения инспекции от 31 марта 2008 г. N 05-03 о подаче заявления в арбитражный суд о признании ДОАО "ИОЗ" банкротом отказано судом первой инстанции правомерно.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 августа 2008 года по делу N А71-6003/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6003/2008-А5
Истец: ДОАО "Ижевский оружейный завод"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8342/08