Правительство РФ утвердило пять новых федеральных правил
(стандартов) аудиторской деятельности
Правительство РФ Постановлением от 7 октября 2004 г. N 532 утвердило пять новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в дополнение к одиннадцати федеральным стандартам, которые были утверждены Постановлениями от 23 сентября 2002 г. N 696 и от 4 июля 2003 г. N 405.
Таким образом, принят уже третий по счету пакет документов, регламентирующих работу российских аудиторов. Следует отметить, что на принятие первого пакета стандартов у правительства ушло три месяца, на принятие второго пакета - девять месяцев, а на принятие третьего пакета - почти 13 месяцев. Возможно, столь длительный срок рассмотрения последней части стандартов связан с тем, что за указанный промежуток времени в России поменялся кабинет министров.
Постановление начинается с внесения изменений в первые шесть правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вскоре после их принятия в 2002 г. специалисты отмечали, что в этих российских нормативных документах имеются ошибки, оговорки, противоречия с международными стандартами аудита, на основе которых они были подготовлены. В частности, в правиле (стандарте) N 4 "Существенность в аудите" при подготовке материала пропало важное положение о том, что аудитор выражает мнение о достоверности отчетности во всех существенных отношениях, а в правиле (стандарте) N 5 "Аудиторские доказательства" по техническим причинам из термина "аудиторские процедуры по существу" исчезли два последних слова, что исказило смысл. В этом же стандарте в результате оговорки появился текст, смысл которого сводился к тому, что аудитору достаточно проверить бухгалтерские документы, чтобы убедиться, что материальный объект имеется в наличии и все с ним в порядке (на самом деле отраженный в документах объект мог быть уничтожен или похищен). В новом тексте правил подобные моменты уточнены.
Очень много редакционных поправок внесено Постановлением в правило (стандарт) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности": теперь в аудиторском заключении не требуется приводить полный перечень (наименования и даты утверждения) всех аудиторских стандартов, в соответствии с которыми проводился аудит, не надо перечислять все лицензии, которыми обладает организация, подлежащая аудиту (на практике такой перечень, не несущий полезной информации, мог для некоторых аудируемых лиц занимать чуть ли не половину всего текста аудиторского заключения). Также приведен в соответствие с международными стандартами пункт о порядке датирования аудиторского заключения, внесены многочисленные редакционные поправки в сам обязательный текст заключения. Эти поправки имеют важное методическое и юридическое значение, и все аудиторские фирмы должны будут привести типовой текст своих аудиторских заключений в соответствие с уточненными нормативными требованиями.
Новое правило (стандарт) аудиторской деятельности N 12 "Согласование условий проведения аудита" касается процедур подготовки договоров (контрактов) между аудиторской организацией и аудируемым лицом, а также писем, содержащих взаимно-согласованные требования по проведению аудита. Документ также содержит порядок перезаключения договоров на аудит и описывает действия аудитора в случаях, если аудируемое лицо пытается поменять задание в ходе аудита.
Наиболее важным из всех стандартов, принятых данным Постановлением, является, пожалуй, правило (стандарт) аудиторской деятельности N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита". Источником для данного документа послужил Международный стандарт аудита N 240 "Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности", существенно расширенный и серьезно переработанный несколько лет назад Международной федерацией бухгалтеров в связи с "делом "Энрон" и другими корпоративными скандалами, разразившимися в США и в других развитых экономических странах Запада.
Поскольку в российской юридической практике термин "мошенничество" выходит за рамки умышленных искажений бухгалтерской отчетности и различных махинаций с целью присвоения активов юридических лиц, а также поскольку мошенничество уголовно наказуемо, и назвать человека мошенником может только суд, но никак не аудитор, было решено в российском регламентирующем документе использовать понятие "недобросовестные действия", которое, тем не менее, подразумевает тот же самый круг злоупотреблений, что и международный стандарт.
Новое правило (стандарт) содержит подробную классификацию недобросовестных действий в сфере ведения бизнеса и бухгалтерской практики. Документ разграничивает полномочия и ответственность сотрудников аудиторской организации и руководящих работников аудируемого лица в части предотвращения, обнаружения и исправления недобросовестных действий.
Стандарт содержит также подробные указания по порядку действий аудитора в целях обнаружения возможных искажений и злоупотреблений. В приложениях к стандарту приведены примеры факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий, рекомендации в отношении того, как следует модифицировать процедуры аудита при наличии риска недобросовестных действий со стороны проверяемых, а также признаки, которые могут указать аудитору, что недобросовестные действия в организации, подлежащей аудиту, имели место.
В правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" изложен порядок проверки аудитором соблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации, четко определены обязанности аудитора и сфера его ответственности. В документе изложены процедуры, которые следует выполнять аудитору для выявления фактов несоблюдения законов, и порядок информирования аудитором высшего руководства аудируемого лица в случаях, когда аудитор обнаружит в ходе проверки отступления от нормативных требований.
Правило (стандарт) N 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" указывает, какую именно информацию о подлежащей аудиту организации должен получить аудитор на стадии планирования аудита, чтобы грамотно спланировать и надежно провести аудит. Стандарт содержит подробное приложение, которое аудиторские организации смогут использовать для подготовки рабочих документов, вопросников, анкет, заполняемых при изучении объекта своего аудита.
Значительный объем имеет правило (стандарт) N 16 "Аудиторская выборка". Проверка документов, операций, материальных объектов в аудите почти всегда носит выборочный характер, и очень важно планировать выборочные проверки так, чтобы с надежностью устанавливать присущие учету аудируемого лица закономерности и иметь возможность выявлять существенные ошибки и искажения.
Стандарт посвящен изложению таких вопросов, как учет риска при получении аудиторских доказательств, определение круга элементов для тестирования (в каких случаях проверка должна быть сплошной, а в каких выборочной), применение статистического и нестатистического подхода к выборочной проверке, объем выборки (сколько элементов выбирать), построение выборки (как именно отбирать элементы), проведение аудиторских процедур (как именно проверять отобранные элементы), анализ и оценка полученных результатов.
Стандарт содержит три приложения, которые должны помочь применению положений стандарта на практике.
Важность принятия данного пакета правил (стандартов) аудиторской деятельности трудно переоценить, поскольку применение их на практике российскими аудиторскими организациями будет способствовать приближению российского аудита к международным подходам, признанию российских аудиторских заключений за рубежом.
В настоящее время в Правительстве РФ находится на рассмотрении четвертая очередь правил (стандартов) аудиторской деятельности, куда входят следующие документы: "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях", "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников", "Особенности проведения первой проверки данного аудируемого лица", "Аналитические процедуры", "Особенности аудита оценочных значений", "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководящим работникам и представителям собственника аудируемого лица", "Официальные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица".
Н.А. Ремизов,
директор по специальным проектам компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru