г. Пермь
26 февраля 2009 г. |
Дело N А71-10215/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Григорьевой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (УПФР (ГУ) в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики) - не явился, извещен,
от ответчика (ИП Косвинцева Г. А.) - не явился, извещен,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
УПФР (ГУ) в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 декабря 2008 года
по делу N А71-10215/2008,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению УПФР (ГУ) в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики
к ИП Косвинцевой Г.А.
о взыскании 91 руб.
установил:
ГУ УПФ РФ в г.Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с ИП Косвинцевой Г.А. штрафной санкции в сумме 91 руб. в связи с непредставлением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из несоблюдения органом ПФ РФ установленного ст.101 НК РФ порядка рассмотрения материалов проверки и вынесения решения, а также непредставления управлением доказательств вины предпринимателя.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что требования п. 4, 5 ст. 101.4 НК РФ управлением соблюдены, письмо в адрес предпринимателя направлено 08.05.2008г., датой вручения считается 6 день со дня отправки, при вынесении решения учтены 10 дней для представления возражений. Полагает, что уклонение ответчика от получения почтовой корреспонденции не говорит о том, что он не извещен надлежащим образом о рассмотрении материалов проверки и нарушении его прав. Указывает, что информации о ненадлежащем извещении предпринимателя на момент принятия решения у правления не имелось. Полагает, что непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 г., свидетельствует о наличии виновно совершенного противоправного бездействия предпринимателя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В силу ст. 6 ФЗ от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном") учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами предоставляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда. В соответствии с п. 6 ст. 11 указанного Закона сведения о сумме уплаченных страховых взносов представляются в территориальный орган вместе с копией платежного документа.
Сведения об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование должны предоставляться застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, вместе с копией платежного документа, ежегодно до 1 марта (п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318).
Согласно с абз.3 ст. 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Управлением проведена проверка по факту представления ИП Косвинцевой Г.А. сведений персонифицированного учета и установлено, что предприниматель в срок до 01.03.2008г. не представил за 2007 год сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки составлен акт от 06.05.2008г. N 1374-1 и вынесено решение от 29.05.2008г. N 1374-1 о привлечении предпринимателя к ответственности на основании ст.17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные законодательством сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в виде взыскания финансовых санкций в сумме 91 руб.
Управление направило предпринимателю требование от 29.05.2008г. N 1374-1 о добровольной уплате санкций в срок до 16.06.2008г. В установленный в требовании срок предпринимателем штраф не уплачен, в связи с чем управление обратилось в арбитражный суд за его взысканием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из несоблюдения управлением установленного ст.101 НК РФ порядка рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. Также суд указал, что заявителем не представлено доказательств наличия вины ответчика в правонарушении, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение о привлечении ответчика к ответственности в нарушение ст. 101 НК РФ не содержит сведений, подтверждающих, в результате каких неправомерных, виновно совершенных действий ответчика произошло правонарушение.
В силу ст.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" порядок привлечения страхователей ПФ РФ к ответственности регулируется Налоговым кодексом РФ.
Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу пп. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверки проводится уполномоченными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Таким образом, предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с требованиями НК РФ, а также документы, имеющиеся у налогового органа.
Поскольку в рассматриваемом случае налоговая декларация (расчет) управлению не представлялась, выводы о совершенном правонарушении управление сделало на основе несвоевременно представленных сведений, следовательно, камеральная налоговая проверка в рассматриваемом случае не проводилась.
Выездная налоговая проверка в данном случае также не проводилась.
Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по ч. 3 ст. 17 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства, в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.
В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п.1).
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (п.2).
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п.4).
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5).
По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения (п.6).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п.7).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (п.12).
Судом первой инстанции установлено, что почтовое уведомление о направлении ответчику акта камеральной проверки, который содержит информацию о дате рассмотрения материалов проверки, вернулось в адрес управления только 26.06.2008г., с отметкой почты "истек срок хранения", тогда как, решение о привлечении к ответственности было принято заявителем 29.05.2008г. Следовательно, при рассмотрении материалов проверки не был установлен факт надлежащего уведомления ответчика о дате рассмотрения материалов проверки, что свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности.
Данные выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В силу п.4 ст.101.4 НК РФ акт должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения, при уклонении от получения указанного акта должностным лицом делается отметка в акте, и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.
В настоящем случае доказательств уклонения предпринимателя от получения акта проверки не имеется, соответствующая должностного лица отметка в акте отсутствует.
Доводы управления о том, что в случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки, подлежат отклонению, в настоящем случае на момент рассмотрения акта проверки управление (что подтверждается доводами жалобы) не располагало никакой информацией об извещении лица, привлекаемого к ответственности, конверт в связи с истечением срока хранения вернулся только 26.06.2008г. (л.д. 8, 18)
Таким образом, акт проверки рассмотрен управлением в отсутствие предпринимателя и при отсутствии доказательств его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения акта проверки (и уклонения от получения акта), при этом управлению судьба направленного в адрес предпринимателя уведомления была не известна. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения акта, предусмотренной ст. 101.4 НК РФ.
Также из анализа текста решения N 1374-1 видно, что вопросы вины предпринимателя, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, исключающих привлечение к ответственности, управлением не исследовались, что является нарушением статей 108-112 НК РФ.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Р.А.Богданова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10215/2008-А31
Истец: УПФР (ГУ) в г. Воткинске и Воткинском районе Удмуртской Республики
Ответчик: Косвинцева Галина Андреевна
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-701/09