г. Владимир |
|
11 февраля 2009 г. |
Дело N А43-30858/2008-1-431 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2009.
В полном объеме постановление изготовлено 11.02.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2008, принятое судьей Мустафаевым Г.И. по заявлению индивидуального предпринимателя Бурханова Вячеслава Рифгатьевича об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области от 12.11.2008 N 002175 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области и индивидуальный предприниматель Бурханов Вячеслав Рифгатьевич, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, явку полномочных представителей не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
индивидуальный предприниматель Бурханов Вячеслав Рифгатьевич (далее - Бурханов В.Р.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.11.2008 N 002175 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением суда от 17.12.2008 заявленное требование удовлетворено. Постановление налогового органа от 12.11.2008 N 002175 о привлечении к административной ответственности отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
Налоговый орган считает, что установленные судом по делу обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны; решение вынесено с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; в решении не отражены доводы инспекции; выводы, изложенные в решении, необоснованны и не соответствуют обстоятельствам дела.
Инспекция сообщает, что во время проведения проверки 29.10.2008 в отделе "Конфеты", принадлежащем индивидуальному предпринимателю Бурханову В.Р., имело место неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, установленный факт полностью подтвержден материалами дела и является нарушением статей 2, 3, 5 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Налоговый орган утверждает, что Бурханов В.Р. арендует торговые места N 41, 42 в крытом электрифицированном павильоне "Еда", расположенном на территории "Торгового парка АСС", с установленным графиком работы, который имеет отдельный вход и закрывается на замок. Таким образом, павильон "Еда" представляет собой стационарную торговую сеть.
Во время проведения проверки торговля осуществлялась в крытом павильоне, обустроенном прилавками, витринами, стеллажами и горками, обеспечивающими показ и сохранность товара.
Податель апелляционной жалобы считает, что вывод суда о том, что предприниматель фактически осуществляет торговлю "с рук", а торговое место не является изолированным, сделан лишь на основании слов индивидуального предпринимателя, какие-либо доказательства в подтверждение данного вывода представлены не были.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Бурханов В.Р. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.10.1999 администрацией г. Сарова Нижегородской области, о чем 08.09.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.
Бурханов В.Р. осуществляет розничную торговлю кондитерскими изделиями (конфетами) на территории крытого мелкорозничного продовольственного рынка "Еда", расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Димитрова, дом 10, стр. 3.
29.10.2008 налоговым органом проведена проверка торгового места индивидуального предпринимателя, в ходе которой установлен факт осуществления предпринимателем Бурхановым В.Р. наличных денежных расчетов с покупателями (оплата за товар - конфеты "Сундучок" по цене 130 рублей 00 копеек за один килограмм, на общую сумму 81 рубль 00 копеек), без применения контрольно-кассовой техники (ввиду ее отсутствия).
Инспекция установила, что выручка предпринимателя за 29.10.2008 на 12 час. 45 мин. составила 2 500 рублей, что подтверждается актом о проверке наличных денежных средств кассы N 000486 от 29.10.2008, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2008.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении 12.11.2008, в отсутствие надлежаще извещенного о дате и месте рассмотрения материалов административного дела Бурханова В.Р., налоговый орган вынес постановление N 002175 о назначении индивидуальному предпринимателю Бурханову В.Р. административного наказания, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса, в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей.
Посчитав неправомерным привлечение к административной ответственности, Бурханов В.Р. обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитав недоказанной налоговым органом правомерность привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворил заявленные требования индивидуального предпринимателя и отменил постановление инспекции от 12.11.2008 N 002175.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
На основании части 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного
типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, индивидуальный предприниматель арендует торговое место на территории крытого мелкорозничного продовольственного рынка "Еда" на основании договора N 15 от 01.07.2008.
По условиям указанного договора предпринимателю предоставляются торговые места N 41 и N 42 общей площадью 8,4 кв.м. для осуществления розничной торговли кондитерскими изделиями.
Арендуемое торговое место представляет собой открытую торговую площадь, находящуюся в открытом помещении и не отделенную от общей площади рыночного помещения. Данное торговое место не имеет стен и ограждений, покупатели имеют свободный доступ к данной секции.
Предприниматель выставляет товар на прилавок из ламинированного ДСП размером 900х580х920, а также использует стеллаж высотой 1,7 м. с открытыми полками, после торговли товар упаковывается и увозится с торгового места для хранения, так как на данной территории сохранность товара не обеспечивается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, пришел к правильному выводу об осуществлении предпринимателем торговли "с рук", так как рассматриваемое торговое место не является изолированным и не может быть отнесено к объекту, обеспечивающему сохранность товара.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным применение судом первой инстанции к рассматриваемому случаю абзаца 7 пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ (неприменение контрольно-кассовой техники).
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом не доказана правомерность привлечения индивидуального предпринимателя Бурханова В.Р. к административной ответственности, обоснован и правомерен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное индивидуальным предпринимателем требование, отменив оспоренное постановление налогового органа.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2008 по делу N А43-30858/2008-1-431 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30858/2008-1-431
Истец: Бурханов Вячеслав Рифгатьевич
Ответчик: МИФНС N3 по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-173/09