Проблемы производства по делу об административных правонарушениях в
сфере оборота наркотиков
В сфере выявления и фиксации целого ряда составов административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено к компетенции судей, имеются серьезные проблемы, устранение которых требует законодательного регулирования.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения, и в соответствии со ст. 28.5 ч. 1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подлежит немедленному составлению после выявления совершения административного правонарушения. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы. Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 28.5. КоАП РФ, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об этом правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем, соблюдение этих сроков по составлению протокола об административном правонарушении сопряжено с большими трудностями, поскольку специфика составов административных правонарушений, выявлять которые призваны органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ зачастую требует проведения экспертиз для определения принадлежности употребляемого вещества к наркотическим средствам, психотропным веществам, и последние занимают большой промежуток времени.
Производство административного расследования при выявлении правонарушений, посягающих на здоровье населения, общественный порядок и отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ КоАП РФ не предусмотрено. В связи с вышеизложенным, необходимо закрепить данное право путем внесения соответствующих дополнений в ст. 28.7 Кодекса. По некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами.
В практике Управления по Хабаровскому краю возникает проблема, связанная с обеспечением соблюдения процессуальных сроков передачи составленных протоколов об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицам, в случае, если место совершения правонарушения территориально удалено от места расположения Управления, уполномоченного принимать решение о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.63 КоАП России, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе только руководитель и заместители Управления.
Начальники МРО не могут рассматриваться в качестве должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поскольку местные подразделения не входят в систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а являются составной частью территориального органа.
Поэтому на практике возникают объективные трудности по соблюдению процессуального срока передачи протокола об административном правонарушении, выявленном должностными лицами МРО, на рассмотрение начальнику территориального органа в течение суток с момента его составления.
Если закрепить в проекте закона "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включающую местные органы - МРО, либо внести дополнения в ч. 2 ст. 23.63 КоАП РФ о компетенции начальников МРО территориальных органов и их заместителей рассматривать дела об административных правонарушениях, проблема будет разрешена.
Н.С. Махарадзе,
юрист
"Российская юстиция", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы производства по делу об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков
Автор
Н.С. Махарадзе - юрист
"Российская юстиция", 2006, N 7