Экономика 2006 года: промежуточные итоги
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации опубликовало доклад об итогах социально-экономического развития в первом полугодии 2006 г. Итоги неплохие: ВВП вырос на 6,3% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, промышленное производство - на 4,4%, инвестиции в основной капитал - на 9,4%. Потребительские цены выросли на 6,2%.
Чья заслуга
Приведенные цифры, конечно, весьма интересны. Однако более интересно, каковы официальные оценки экономической ситуации и проводимой экономической политики.
Естественно, констатируется, что экономический рост происходил на фоне очень благоприятной мировой конъюнктуры на сырьевые товары российского импорта. Однако в отличие от прошлых лет в официальных оценках нет указания на то, что именно эта чрезвычайно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по-прежнему является ключевым фактором нашего успешного экономического развития.
Напротив, отмечается, что само по себе увеличение притока нефтедолларов уже не способно обеспечить высокие темпы роста экономики. Нефтедоллары, по мнению сотрудников Минэкономразвития России, сегодня не идут на развитие экономики, потому что изымаются в Стабилизационный фонд. А на экономику "воздействуют факторы роста, складывающиеся под воздействием активности правительства в области улучшения инвестиционного климата, снижения налогового бремени, институциональных преобразований, активной социальной политики".
Это очень интересная и заслуживающая внимания оценка. На самом деле нефтедоллары и вообще валюта от мощного российского сырьевого экспорта по-прежнему в огромном своем объеме вливаются в российскую экономику.
Нефтедолларовый поток по-прежнему идет в наши нефтяные компании, а оттуда расходится по всем отраслям российской экономики. Идут доходы от экспорта и в бюджет. Подняв с 2006 г. "цену отсечения" нефти (цену, сверх которой дополнительные доходы от экспорта нефти поступают в Стабилизационный фонд) с 20 до 27 долл. США за баррель, мы тем самым оставляем в самом бюджете значительно больше нефтяных финансовых средств.
Наконец, из того же Стабилизационного фонда погашается дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации. Это значит, что деньги идут на выплату пенсий. Разве это не направление средств на развитие экономики? Конечно, да, ибо возрастают потребительские расходы, что как раз и стимулирует ее развитие.
Получается, что пока рано все успехи экономического роста объяснять исключительно активностью правительства. Был, есть и будет (в ближайшем будущем точно) гораздо более значимый фактор - благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевые товары.
Основная особенность
Утверждается, что основной особенностью экономической ситуации в январе-июле 2006 г. явилась смена тенденции замедления экономического роста, отмечавшейся в конце 2005 г. и январе-феврале 2006 г., на тенденцию его ускорения в марте-мае.
Но, заметим, речь идет только о том, что первые два месяца полугодия были хуже трех других. Не упоминается, однако, что в июне ситуация вновь заметно ухудшилась (после роста промышленного производства более чем на 10% в мае июньский показатель 2,9% выглядит весьма неуспешным). Почему это не называется особенностью первого полугодия 2006 г.? Ясно почему: невыгодно.
Вообще искать особенности социально-экономического развития полугодия в том, что один месяц отличался от другого, в принципе неверно. Если уж мы хотим выделить особенность именно полугодия, обратить внимание на новую тенденцию, то сравнивать необходимо с предшествовавшим периодом.
Такое сравнение итогов первого полугодия 2006 г. со вторым полугодием 2005 г. дает совершенно иную картину. Получается, что нынешний прирост ВВП на 6,3% - это замедление роста по сравнению с 7,2% второго полугодия 2005 г. Но объективность такой оценки будет несравнимо выше. Вот и поменялось ускорение на замедление.
Финансовое положение государства
Состояние государственных финансов по итогам первого полугодия 2006 г. не вызывает никакого беспокойства. Другое трудно себе и представить "в условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры" (при такой констатации вновь вспоминается ремарка о том, что нефтедоллары не идут на развитие экономики).
Доходы федерального бюджета в январе-июне 2006 г., по предварительным данным Минфина России, достигли 2934,8 млрд руб., что составило 119,7% к уточненной росписи поступлений в федеральный бюджет на первое полугодие 2006 г.
Признается, что увеличение доходов было обусловлено ростом цен на топливно-сырьевые товары и ставок ресурсных налогов. И вновь необходимо констатировать противоречие с одним из основных тезисов доклада о том, что все нынешние экономические успехи правительства связаны исключительно с его активностью.
Безусловным достижением является то, что все государственные обязательства обслуживались полностью и в установленные сроки. Кроме того, была достигнута договоренность со странами - членами Парижского клуба о досрочном погашении всей имеющейся задолженности России (точнее говоря, речь шла о всем остатке задолженности СССР, которая ранее была реструктуризирована в рамках Парижского клуба в 1996 и 1999 гг. и подлежала выплате до 2020 г.).
В соответствии с достигнутой договоренностью Россия до 21 августа 2006 г. выплатила 21,3 млрд долл. США задолженности плюс 1 млрд долл. премии.
Таким образом, завершились споры о том, что лучше: вкладывать деньги в собственной стране или пустить их на выплату внешнего долга. Ну, или почти завершились, так как внешний долг России хоть и уменьшился значительным образом, но никуда не исчез.
Главное, на чем делали акцент правительственные чиновники при аргументации досрочного погашения долгов за счет средств Стабилизационного фонда, состояло в возможности экономии 7,7 млрд долл. на выплате процентов по долгам. С этим можно было бы согласиться, если бы не принятое ранее решение, что средства Стабилизационного фонда могут идти на покупку высоконадежных ценных бумаг иностранных государств, которые, естественно, приносят определенный доход (4-5% точно). Конечно, проценты, которые мы платим по своим долгам, несколько больше, но ведь нельзя забывать и о премии, которую мы согласились заплатить.
Таким образом, декларируемая экономия на выплате по процентам оказывается весьма и весьма условной.
Досрочная выплата долгов членам Парижского клуба - яркое, но не единственное свидетельство нынешнего прочного финансового положения государства. Не менее убедительным аргументом является растущий объем золотовалютных резервов. За первое полугодие 2006 г. их прирост составил 68,3 млрд долл., что было даже больше, чем за весь 2005 г. (на 18,4%). По состоянию на 1 июля 2006 г. объем золотовалютных резервов составил 250,6 млрд долл. Это вывело Россию на 3-4-е место в мире по данному показателю (мы стали делить эти места с Тайванем).
Инфляция
За первое полугодие 2006 г. показатель инфляции на потребительском рынке составил 6,2%. Это значительно лучше, чем было за аналогичный период 2005 г.: 8%. Если же сравнить июнь 2006 г. и июнь 2005 г., то инфляция составила 9%. Все это дало повод утверждать: достигнутый уровень инфляции позволяет надеяться, что и за весь 2006 г. она не превысит целевой уровень 8-9%.
При оценке реалистичности подобных надежд важно помнить, что федеральный бюджет на 2006 г. рассчитывался из уровня инфляции 7-8,5%. К сожалению, у нас принято, что на этот показатель уже мало обращают внимание, а за ориентир берется некий целевой, который еще и может пересматриваться.
Но реалистично ли достижение показателя 8-9% по итогам 2006 г.? Для ответа на этот вопрос необходимо учесть, во-первых, за счет чего был достигнут такой хороший промежуточный результат (по итогам первого полугодия 2006 г.). Это стало возможным за счет укрепления курса рубля. Подход не новый, и его ограниченность хорошо известна. Через непродолжительный период последовательной политики по укреплению национальной валюты неуютно начинают себя чувствовать экспортеры обрабатывающих отраслей. Их продукция становится менее конкурентоспособной по ценовым характеристикам.
Поэтому скоро следует ожидать смягчения политики укрепления рубля. Собственно говоря, к этому может привести и упоминавшаяся уже ситуация: если еще в мае объем промышленного производства вырос более чем на 10% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, то июньский показатель - 2,9% - кажется совсем провальным. Однако это, конечно, еще никакой не провал. Но, похоже, сильное укрепление рубля в последующие месяцы и впрямь подействовало угнетающе на российскую промышленность. Отсюда вывод: политика будет смягчена, и инфляция может ускориться.
Во-вторых, на рост инфляции с начала второго полугодия 2006 г. повлияют и некоторые ошибочные действия или, точнее говоря, недоработки правительства.
К подобного рода действиям (или бездействию) можно отнести то, как в России с начала 2006 г. стал реализовываться Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"*(1). В соответствии с данным Законом в России должны были с 1 января 2006 г. появиться новые специальные федеральные акцизные марки. На деле они появились только в конце марта текущего года. В результате производители не могли реализовывать продукцию.
Но основные проблемы начались летом, когда оказалось, что не работает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), призванная отслеживать движение всей алкогольной продукции путем считывания информации, размещенной в штрихкоде на акцизных марках. Причин такого положения дел называлось множество: технические проблемы информационной системы, нерасторопность самих операторов алкогольного рынка и т.д. Нам же важен для анализа тот факт, что на прилавках магазинов возник дефицит алкогольной продукции, что неминуемо сопровождается ростом цен.
В-третьих, на ускорение инфляции во втором полугодии 2006 г. повлияет и то, что мировые цены на нефть бьют все рекорды. В июле оптовые закупки августовской нефти для нефтеперерабатывающих заводов зафиксировали рост цен в среднем на 15%.
Это означает, что будет повышение и розничных цен на бензин. Кроме того, 20 августа 2006 г. - срок начала действия рекордно высокой экспортной пошлины на светлые нефтепродукты (158,1 долл. США за тонну). Это также приведет к удорожанию бензина на внутреннем рынке.
В-четвертых, введение в обращение новой купюры номиналом 5000 руб. также поспособствует инфляции. Хотя это утверждение на самом деле весьма дискуссионное. Тем не менее если мы соглашаемся, что ключевую роль в раскручивании инфляции и поддержании ее на высоком уровне играют инфляционные ожидания, то с данным утверждением придется согласиться. Потому что появление такой купюры однозначно воспринимается людьми как удорожание жизни: они еще не забыли первую половину 90-х гг. прошлого столетия, когда стремительное прибавление нулей в купюрах было вынужденной необходимостью в условиях быстро растущей инфляции.
В-пятых, при сравнении показателей инфляции первой половины 2006 г. с прогнозами на год необходимо учитывать, что в 2005 г. резкое замедление инфляции началось как раз со второй его половины.
Таким образом, удержаться на уровне накопленной годовой инфляции 9% в целом за год будет чрезвычайно трудно.
Торговля как "локомотив" роста
Сравнение динамики развития в первом полугодии 2006 г. по видам экономической деятельности позволило Минэкономразвития России признать, что по-прежнему "локомотивами" роста остаются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Здесь отмечается прирост на 12,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Неудивительно, что благодаря высокой динамике торговля составляет в структуре вклада в рост ВВП наибольшую долю по сравнению с другими видами экономической деятельности - более 35%.
К сожалению, в докладе Минэкономразвития России нет глубокого анализа того, что означает для российской экономики такое слишком быстрое развитие торговли. Между тем необходимо учитывать, что доля торговли в российской экономике примерно 23%. Это в два раза больше, чем аналогичный показатель в экономически развитых странах. Учитывая ускоренное развитие торговли, можно прогнозировать увеличение ее доли в перспективе.
Тогда возникает вопрос: благо ли это для российской экономики? Для ответа на него важно получить более глубокое понимание того, что представляет из себя российская торговля.
Оказывается, что сегодня число оптовых организаций торговли в 2,3 раза превышает число организаций, занимающихся розничной торговлей. Еще пять лет назад такое соотношение было 1,5. Учитывая, что организация-оптовик, по официальному определению статистиков, занимается перепродажей товара, можно утверждать, что по этому виду деятельности наблюдается явный перекос в развитии.
Добавленная стоимость тоже может быть разной. Такая стоимость, генерируемая не на производстве товаров, а на их перепродаже, условно говоря, значительно худшего качества. Не факт, что именно такой экономический рост нам нужен.
Сделанный вывод актуален по отношению к итогам первого полугодия 2006 г. в целом. Экономические показатели нуждаются в структурном анализе, их качественной оценке. Этого пока недостает.
И.А. Николаев,
директор департамента стратегического
анализа компании "ФБК", д-р экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru