Правовое регулирование международных автомобильных
перевозок при таможенном транзите
Порядок получения статуса перевозчика
Перевозчиком грузов (грузоперевозчиком) может быть любая организация, независимо от формы собственности, и граждане Российской Федерации (предприниматели), имеющие соответствующую лицензию и сертифицированный подвижной состав.
Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что лицензированию подлежат перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402) определено, что лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации. На каждый лицензируемый вид деятельности предоставляется соответствующая лицензия сроком на пять лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Организация, имеющая лицензию для осуществления перевозок в международном сообщении, должна получить специальный допуск.
Получение допуска к международным перевозкам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и с Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730 (далее - Положение).
Оформляет допуск к международным перевозкам отдельное уполномоченное подразделение Минтранса России. Фактически допуск является скрытой формой лицензирования. Требования, предъявляемые к международным грузоперевозчикам, практически дублируют требования, предъявляемые к соискателям лицензии на грузоперевозки.
В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки.
Удостоверение выдается сроком на один год российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее одного года, и сроком на пять лет - российским перевозчикам, которые на протяжении последних четырех лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки как минимум один год.
Срок действия удостоверения, выданного на пять лет, может быть продлен по заявлению его владельца, но не более двух раз. Срок действия удостоверения, выданного на один год, не продлевается. Продление срока действия удостоверения осуществляется выдавшим его органом Российской транспортной инспекции.
При увеличении парка транспортных средств владелец удостоверения может получить в органе Российской транспортной инспекции карточку допуска на каждое вновь приобретенное транспортное средство с предъявлением документа на право владения указанным транспортным средством, а также документов, подтверждающих соответствие транспортного средства международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки.
Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год.)*(1).
Соискатель допуска к международным перевозкам в соответствии с подп. 4 п. 3 Положения должен иметь устойчивое финансовое положение, а именно: иметь в собственности имущество, стоимость которого в расчете на одно транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб. или в расчете на 1 т разрешенной максимальной массы указанного транспортного средства - не менее 2,5 тыс. руб. Достаточным является соответствие одному из показателей.
Вместе с тем получение лицензии и оформление допуска к осуществлению международных перевозок являются не единственными условиями, с соблюдением которых организация может осуществлять грузоперевозки в международном сообщении и успешно конкурировать с прочими перевозчиками.
Транспортная организация для дальнейшего повышения своей конкурентоспособности по сравнению с другими перевозчиками может получить статус таможенного перевозчика либо стать действительным членом АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков) и получить допуск к процедуре МДП.
Такой статус позволяет осуществлять в упрощенном порядке доставку товаров, проходить в ускоренном режиме таможенные формальности и минимизировать расходы импортера (экспортера).
Таможенный перевозчик
В соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков допускается при условии их включения в Реестр таможенных перевозчиков.
Статья 94 ТК РФ определяет следующие условия включения организации в Реестр таможенных перевозчиков:
1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет;
2) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 ТК РФ;
3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов;
4) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 84 ТК РФ);
5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 млн руб.
Включение российских юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков производят следующие таможенные органы*(2):
ГТК России - если юридическое лицо не ограничивает свою деятельность или ограничивает свою деятельность в рамках региона деятельности двух региональных таможенных управлений и более;
региональное таможенное управление - если юридическое лицо ограничивает регион своей деятельности регионом деятельности таможен (таможни), находящихся в регионе деятельности регионального таможенного управления, или регионом деятельности регионального таможенного управления.
Статья 84 ТК РФ определяет требования, которым должны соответствовать транспортные средства, используемые для осуществления перевозок под таможенными пломбами и печатями.
Для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями могут быть допущены транспортные средства, контейнеры или съемные кузова при условии, что они сконструированы и оборудованы таким образом, что:
таможенные пломбы и печати могут быть наложены простым и надежным способом;
товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузового помещения транспортного средства или вложены в нее без оставления видимых следов вскрытия грузового помещения транспортного средства или повреждения таможенных пломб и печатей;
в транспортном средстве и его грузовых помещениях отсутствуют потайные места для сокрытия товаров;
все места, в которых могут находиться товары, легко доступны для таможенного осмотра.
Свидетельство о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями может быть выдано: в индивидуальном порядке; по типу конструкции (сериям) транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов. Оно остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства, контейнера или съемного кузова.
Свидетельство о допущении остается действительным при переходе к другому лицу права владения транспортным средством, контейнером или съемным кузовом.
Для проверки и возобновления свидетельства транспортные средства каждые два года представляются таможне, в регионе деятельности которой находится (постоянно проживает) собственник или владелец транспортных средств.
Преимущества, предоставляемые законом таможенным перевозчикам
Соблюдение транспортной организацией указанных требований законодательства и включение ее в Реестр таможенных перевозчиков позволяют осуществлять международные перевозки в упрощенном режиме по сравнению с перевозчиками, не имеющими аналогичного статуса.
Таможенные органы не требуют применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, предусмотренных п. 1 ст. 86 ТК РФ (в том числе обеспечение уплаты таможенных платежей), если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком (п. 2 ст. 86 ТК РФ).
Грузоперевозки, осуществляемые в рамках процедуры МДП
Грузоперевозки, осуществляемые с применением процедуры МДП, регламентированы Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП).*(3)
Гарантийное объединение (объединение, выдавшее книжку МДП) берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и сборы, а также любые проценты за просрочку, которые могут причитаться с перевозчика в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать упомянутые суммы в порядке солидарной ответственности совместно с лицами, с которых причитаются эти суммы (п. 1 ст. 8 Конвенции МДП).
Гарантийным объединением в Российской Федерации является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Для получения доступа к процедуре МДП российский перевозчик должен стать действительным членом АСМАП.
В соответствии с гарантийным обязательством от 28 января 1992 г. N АСМАП-2/39-33 АСМАП должна уплатить таможенные пошлины и налоги, которые в случае нарушения таможенного законодательства Российской Федерации подлежат уплате перевозчиками*(4).
Ответственность АСМАП распространяется как на российских, так и на иностранных перевозчиков, перевозящих товары с соблюдением процедуры МДП по территории Российской Федерации, независимо от того, какая национальная гарантийная ассоциация выдала книжку МДП.
По каждой книжке МДП гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в пределах 50 000 дол. США. Ограничение максимальной суммы уплаты по каждой книжке МДП не распространяется на алкогольные напитки и табачные изделия.
АСМАП становится ответственной перед таможенными органами Российской Федерации за надлежащее завершение таможенного режима транзита или за доставку товаров под таможенным контролем с момента их ввоза в Российскую Федерацию, а при вывозе из Российской Федерации товаров - с момента принятия книжки МДП для оформления в таможне отправления.
Для получения статуса действительного члена АСМАП российская организация (предприниматель) должна соответствовать следующим требованиям:
быть зарегистрированной на территории Российской Федерации;
иметь лицензию на осуществление грузоперевозок;
иметь допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок;
оплатить вступительный членский взнос;
осуществить не менее трех перевозок в международном сообщении.
Вступительный взнос (действительное членство) для организаций составляет 2500 дол. США и 50 минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации.
Ежегодный членский взнос для организаций, осуществляющих перевозки грузов, дифференцирован в зависимости от количества подвижного состава. Так, например, для организации, использующей от одного до пяти транспортных средств, базовый членский взнос составляет 194 дол. США.
Решение о допуске перевозчика к процедуре МДП по представлению АСМАП принимает ГТК России.
После письменного согласия ГТК России на допуск к системе МДП перевозчику необходимо внести в гарантийный фонд АСМАП взнос в сумме 8000 дол. США (основание - решение Совета АСМАП от 26.12.2002) и представить банковскую гарантию или поручительство держателя книжек МДП на 20 000 дол. США.
В Приложении 2 к Конвенции МДП определены развернутые технические требования к транспортным средствам, соблюдение которых позволяет осуществлять перевозчику международные перевозки под таможенными пломбами и печатями с применением процедуры МДП.
Преимущества, предоставляемые Конвенцией МДП
перевозчикам-членам АСМАП
Основные положения Конвенции МДП, касающиеся уплаты таможенных пошлин и налогов, гласят:
1. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях (ст. 4 Конвенции МДП).
2. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях (п. 1 ст. 5 Конвенции МДП).
В пункте 2.5 Положения о порядке применения Конвенции МДП установлено: "В случае, если сумма таможенных пошлин и сборов, подлежащая уплате за перевозимые товары, больше чем сумма гарантии или если имеются основания полагать, что перевозчик не может гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства Российской Федерации, может применяться сопровождение товаров должностными лицами таможенных органов".
Различия в статусе перевозчиков
Отличие правоспособности таможенного перевозчика от перевозчика, работающего по процедуре МДП, состоит в следующем. Конвенция МДП распространяется только на грузоперевозки, осуществляемые без их промежуточной перегрузки, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения.
Термин "таможня места отправления" означает любую таможню государства - участника конвенции, где для всего груза или его части начинается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП.
Таким образом, в рамках процедуры МДП нельзя осуществлять без уплаты обеспечительных таможенных платежей перевозки в следующих режимах внутреннего таможенного транзита: между складами временного хранения, таможенными складами; а также перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации если перевозчик не осуществлял ввоз товара по процедуре МДП на таможенную территорию Российской Федерации.
Таможенный перевозчик, напротив, вправе осуществлять такие транзитные перевозки по территории Российской Федерации без уплаты обеспечительных платежей вне зависимости от того, кто ввез импортный товар на территорию Российской Федерации.
Следующее различие состоит в том, что в соответствии с п. 1 ст. 93 ТК РФ получить статус таможенного перевозчика может только российское юридическое лицо. Напротив, осуществлять перевозки в рамках процедуры МДП могут как юридические лица (российские или иностранные), так и предприниматели.
Вместе с тем таможенный перевозчик не вправе осуществлять перевозки без применения обеспечительных мер в рамках процедуры МДП на территории иностранных государств, так как для любого иностранного государства не имеет значения статус перевозчика, полученный в соответствии с национальным законодательством. К таким перевозчикам применяются меры обеспечения по уплате таможенных платежей, предусмотренные законодательством соответствующего государства.
Режим внутреннего и международного таможенного транзита
Перевозчики, получившие соответствующий юридический статус, освобождаются от уплаты обеспечительных платежей при внутреннем или международном таможенном транзите товаров, что значительно упрощает процедуру таможенного оформления на границе и ускоряет процесс доставки товаров.
Согласно ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит (ВТТ) - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров:
из места прибытия товаров до местонахождения таможенного органа назначения;
из местонахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
ВТТ может осуществляться только после получения письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с этим режимом.
При выдаче разрешения на ВТТ таможенный орган отправления вправе принять следующие меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите:
обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения;
таможенное сопровождение (ст. 87 ТК РФ);
определение маршрутов перевозки товаров в соответствии с п. 3 ст. 86 ТК РФ.
Международный таможенный транзит (МТТ) (ст. 167 ТК РФ) - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. МТТ осуществляется также в разрешительном порядке.
При выдаче разрешения на МТТ таможенный орган отправления вправе принять меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, аналогичные мерам, применяемым при ВТТ.
МТТ завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Очевидно, что меры обеспечения, связанные с отчуждением денежных средств до момента фактической уплаты таможенных платежей, являются невыгодными для перевозчиков (собственников товара). Следовательно, наибольшую привлекательность для потенциального заказчика всегда будет иметь таможенный перевозчик либо перевозчик - член АСМАП (в зависимости от того, в каком режиме перевозятся товары).
Порядок выдачи разрешения на ВТТ и МТТ регламентирован Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 973.
Пунктом 21 данной Инструкции установлено, что разрешение на ВТТ или МТТ товаров не может быть выдано из-за невыполнения условий и (или) непредставления документов и сведений, предусмотренных Инструкцией. В этом случае уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления, производящее оформление ВТТ или МТТ, обязано известить в произвольной письменной форме лицо, получающее разрешение на ВТТ или МТТ, об отсутствии необходимых документов или сведений и запросить у него недостающие документы, установив при этом срок их представления, который должен быть достаточен для этого.
ГТК России согласно п. 5 ст. 80 ТК РФ вправе принимать решения о недопущении к ВТТ или МТТ перевозчика, неоднократно не выполнившего обязательств по перевозке товаров в соответствии с ВТТ или МТТ, что установлено вступившими в силу постановлениями о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено либо таким перевозчиком не выполнена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 90 ТК РФ.
Такое решение оформляется в виде правового акта ГТК России и доводится до сведения таможенных органов. Решение подлежит отмене в течение пяти дней после уплаты административного штрафа, а также таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 90 ТК РФ, о чем перевозчик или экспедитор, в отношении которых принято такое решение, уведомляется в письменной форме в пределах указанного срока. Отмена решения оформляется в виде правового акта ГТК России и доводится до сведения таможенных органов согласно установленному порядку, а перевозчику (экспедитору) - в виде письма ГТК России.
О порядке недопуска перевозчиков к ВТТ и МТТ
Положения ТК РФ о порядке недопуска таможенного перевозчика к ВТТ и МТТ являются, с нашей точки зрения, недостаточно определенными, что нельзя признать допустимым для акта прямого действия. Прежде всего из текста закона неясно, совершение каких административных правонарушений влечет за собой отказ к допуску к ВТТ и МТТ. В комментарии к ТК РФ под редакцией Козырина А.Н. высказывается мнение, что исходя из специфики деятельности перевозчика к таким правонарушениям можно отнести составы, предусмотренные ст. 16.6, 16.9, 16.10, 16.11 КоАП РФ*(5). Однако конкретные виды нарушений, совершение которых дает право таможенным органам отказать перевозчику в допуске, следовало бы закрепить в тексте закона. Иной подход может привести к волюнтаристскому применению норм ТК РФ на практике.
Так же очевидно, что такая мера, как недопуск к ВТТ и МТТ, в некоторых ситуациях может быть явно несоразмерна тяжести совершенного административного правонарушения и размеру неуплаченного штрафа. Формально при несвоевременной уплате административного штрафа сколь угодно малого размера возможно заблокировать движение транспортных средств с товарами стоимостью сотни тысяч долларов. С нашей точки зрения, эти нормы ТК РФ излишне жестко и недостаточно определенно ограничивают права перевозчиков и должны быть уточнены законодателем.
Кроме того, положение перевозчика осложняется тем, что при значительном объеме грузоперевозок совершение административного правонарушения в одной географической точке России может повлиять на сроки исполнения обязательств перевозчика перед своими контрагентами в отношении грузов, находящихся в момент совершения правонарушения как на территории РФ, так и за ее пределами.
Вместе с тем возникает вопрос: если таможенные органы вправе запрещать ВТТ и МТТ в связи с неполной уплатой таможенным перевозчиком налогов и сборов, то для какой цели законодательством предусмотрен ряд гарантий обеспечения уплаты таможенных платежей? Так, например, банковская гарантия, полученная таможенным перевозчиком, является финансовым инструментом обеспечения уплаты именно таможенных платежей (ст. 342 ТК РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты таможенных платежей) таможенные органы имеют право взыскивать неуплаченные суммы с гаранта. Вместо этого закон предоставляет им право устанавливать запрет на транзит, тем самым пресекая нормальную хозяйственную деятельность организации вне зависимости от ее масштабов и объема перевозок, что опять же нельзя признать соразмерным и допустимым механизмом обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей. В законе также отсутствуют какие-либо нормы, позволяющие судить, какой размер неуплаченных (недоплаченных) таможенных платежей предоставляет право таможенным органам ограничивать деятельность перевозчика и в каком случае следует истребовать суммы таможенных платежей от гаранта. Буквальное применение закона позволяет блокировать деятельность перевозчика при сколь угодно малом нарушении им порядка и срока уплаты таможенных платежей.
Конвенция МДП содержит свой механизм приостановления действия процедуры МДП. Статья 38 Конвенции МДП устанавливает, что каждое государство имеет право временно или окончательно лишать права пользования постановлениями Конвенции всякое лицо, виновное в серьезном нарушении таможенных законов или правил, применяемых при международной перевозке грузов.
Такая формулировка является нормой "мягкого права", не содержащей четко определенных прав и обязанностей сторон*(6). Отсюда следует, что критерий серьезности нарушения, процедура и условия лишения должны быть определены в национальном законодательстве.
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1567 "Об обеспечении исполнения таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года)" лишь возложило на ГТК России обязанность принятия решений о временном или окончательном лишении лиц, виновных в серьезных нарушениях таможенного законодательства, применяемого при международной перевозке грузов, права использовать процедуру МДП*(7), но не установило юридического механизма принятия такого решения, равно не определило, правонарушения какой тяжести дают основания уполномоченному органу лишать перевозчика допуска. Например, ст. 16.10 КоАП РФ устанавливает в качестве противоправного деяния несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств. Санкция, налагаемая на юридических лиц, совершивших это правонарушение, составляет от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Ответ на вопрос, является ли это правонарушение столь серьезным, что позволяет лишить перевозчика допуска, дать крайне затруднительно.
Лишение какого-либо права, в частности, права осуществлять определенную деятельность, всегда есть санкция. На это неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах. Применение санкций всегда должно осуществляться только на основании и в порядке, установленном законом. Таким образом, следует признать, что проблема лишения перевозчиков допуска к процедуре МДП национальным законодательством не урегулирована вовсе.
Пользуясь монопольным положением на рынке, АСМАП со своей стороны практикует превентивное лишение перевозчика допуска путем процедуры отзыва ранее выданных книжек МДП при обнаружении признаков совершения перевозчиком правонарушения. В пункте 5 разд. 10 Руководства МДП для держателей книжек МДП, утвержденного АСМАП, содержится правило: если в результате предполагаемого нарушения таможенных правил таможенные органы предъявили претензии и нет возможности доказать, что процедура МДП не завершена должным образом или неуплачены суммы таможенным органам для урегулирования претензии, замораживается допуск к процедуре МДП, либо требуются от перевозчика дополнительные гарантии в виде депозита, банковской гарантии или другого поручительства*(8).
Отметим, что только предположение о совершенном нарушении, а не факт совершения нарушения, удостоверенный актом компетентного органа, вступившим в законную силу, является с точки зрения АСМАП достаточным основанием для лишения допуска. Так, на практике по факту хищения груза, перевозимого в ржиме МТТ, таможенные органы вынесли определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.20 КоАП РФ и выставили перевозчику требование об уплате в соответствии со ст. 90 ТК РФ таможенных платежей в отношении похищенного груза. АСМАП через два дня после вынесения определения, не дожидаясь результатов расследования и установления лица, ответственного за уплату таможенных платежей, направила перевозчику требование о возврате ранее выданных книжек МДП на 124 транспортных средства, которые находились с грузом как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Параллельно АСМАП уведомила ГТК России об изъятии книжек у перевозчика. Такие действия АСМАП, с нашей точки зрения, нельзя признать допустимыми. Несмотря на недостаточную определенность положений Конвенции МДП о лишении права использовать процедуру МДП, можно сделать вывод, что отзывать книжки МДП можно только у того перевозчика, в чьих действиях обнаружена и доказана вина в нарушении таможенных правил и законов. Факт выставления требования об уплате налогов и сборов не свидетельствует о доказанности вины перевозчика в невыполнении таможенных правил.*(9)
Очевидно, что такие действия АСМАП грубо нарушают положения Конвенции МДП, нормы российского законодательства и подлежат обжалованию в судебном порядке.
А.Ю. Новоженов,
директор ООО "Налоговый сервис"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заключена в Женеве 14 ноября 1975 г.
*(2) Пункт 3 Положения о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и о порядке его ведения, утвержденного приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. N 1343.
*(3) АСМАП, "Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)". - М., 1993.
*(4) Пункт 4.2 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденного приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206 (далее - Положение о порядке применения Конвенции МДП).
*(5) Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - С. 201.
*(6) Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / А.С. Комаров, М.П. Бардина, М.М. Богуславский и др. / Под ред. А.С. Комарова; Всерос. акад. внешней торговли. - М.: ООО ИКК "ДеКА". 2001. - С. 19.
*(7) ГТК России в форме распоряжения от 3 июля 1998 г. N 01-14/742 утвердил перечень российских и иностранных транспортных компаний, которым запрещено применять процедуру МДП на территории Российской Федерации. В это распоряжение периодически вносятся изменения, которыми включаются в перечень новые нарушители либо исключаются транспортные организации, исполнившие обязательства по уплате таможенных платежей и штрафов.
*(8) См. http://www.asmap.ru/site._src.php3?id=PFktFwks. - Прим. ред.
*(9) Следует отметить, что суды, в большинстве случаев, при привлечении таможенными органами перевозчиков к административной ответственности по факту недоставки груза вследствие его хищения занимают позицию таможенных органов. См., например, Постановление ФАС Московского округа от 31 октября 2002 г. по делу N КА-А40/7301-02, от 15 ноября 2002 г. по делу N КГ-А40/7474-02. Существует, однако, и противоположная практика - Постановление ФАС Московского округа от 20 августа 2003 г. по делу N КА-А41/5719-03.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru