Организация С реализует на экспорт и организации Н идентичный товар (различие только в упаковке), причем цена реализации на экспорт отличается от цены реализации на внутреннем рынке более чем на 20% в сторону уменьшения.
Возникает ли необходимость доначисления налогов (и если возникает, то каких) на разницу между ценами?
В подпункте 4 п. 2 ст. 40 НК РФ установлено, что при отклонении от уровня цен, применяемых налогоплательщиком, более чем на 20% в течение непродолжительного периода времени налоговые органы могут применить меры ценового контроля. Причем в случае отклонения цены более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги) (п. 3 ст. 40 НК РФ).
Рыночной ценой согласно п. 4 ст. 40 НК РФ является цена, сложившаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения в сопоставимых экономических условиях.
При этом рынком товаров на основании п. 5 ст. 40 НК РФ признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
В рассматривемом случае рынки, на которых организация С реализует товар, совершенно различны (с одной стороны - Российская Федерация, с другой стороны - зарубежные страны).
Исходя из этого цена реализации товара на зарубежный рынок не может в целях ст. 40 НК РФ сопоставляться сценой реализации аналогичного товара на внутреннем рынке, поскольку условия формирования данной цены различны. Поэтому оснований для начисления налога в рассматриваемой ситуации не имеется.
В пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 суд признал необоснованным доначисление налоговым органом налога на прибыль по сделке между взаимозависимыми лицами, поскольку отсутствовали доказательства того, что цена услуги, примененная сторонами по этой сделке, отклонялась от рыночной цены более чем на 20%. Основанием для признания решения недействительным послужило то, что налоговый орган в ходе проверки не исследовал вопрос об уровне отклонения цены сделок от рыночных цен, ограничившись сопоставлением цен, применяемых самим налогоплательщиком, которые не стал сравнивать с рыночными.
Н.Н. Ремизова,
А.И. Сотов,
налоговые юристы компании "ФБК"
1 октября 2004 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru