г. Пермь
26 сентября 2008 г. |
Дело N А71-6539/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.09.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Ясиковой Е.Ю., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.
при участии:
от заявителя - Администрация МО "Хохряковское": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ОГПН Завьяловского района ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республики: Чукавина М.С., удостоверение N 32143, доверенность от 11.01.2008г., Пушина О.В., удостоверение N 32140, доверенность от 14.01.2008г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя-
Администрация МО "Хохряковское"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 июля 2008 года
по делу N А71-6539/2008,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению Администрация МО "Хохряковское"
к ОГПН Завьяловского района ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республики
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Администрация муниципального образования "Хохряковское" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного ОГПН Завьяловского района ГУ МСЧ РФ по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 04.07.2008г. N 225 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.07.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, Администрация просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права, при этом указывает на то, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменным отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, наличие в его действиях состава правонарушения доказано.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору N 340 от 18.06.2008г. административным органом проведена плановая проверка соблюдения администрацией муниципального образования "Хохряковское" обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе мероприятий по контролю установлены нарушения норм и правил пожарной безопасности на территории поселения, а также в административных помещениях, а именно: на территории населенных пунктов в нарушение ст.ст.19,21 Закона "О пожарной безопасности", п.11 ППБ 01-03 не разрабатываются и не реализуются на территории муниципального образования меры, направленные на предотвращение и ликвидацию пожаров, спасение людей и имущества от пожаров; п.2.11 СНП 2.04.02.84 не обеспечены противопожарным водоснабжением с требуемым по нормам расходам воды населенные пункты д.Хохряки и починок 13 разъезд; п.94 ППБ 01-03 не устраиваются площадки с твердым покрытием 12х12м (пирсы) у естественного водоема для установки пожарных автомобилей в населенных пунктах д.Хохряки, починок 13 разъезд; п.95 ППБ 01-03 водонапорные башни не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарными автомобилями в любое время года во всех населенных пунктах; п.90 ППБ 01-03 не установлены соответствующие указатели у имеющихся пожарных гидрантов и водоемов, а также указатели по направлению движения к водоисточникам во всех населенных пунктах, за исключением частично установленных указателей в д.Хохряки; п.27 ППБ 01-03 не обеспечивается освещение имеющихся пожарных гидрантов и водоемов в темное время суток; ст.25 Закона "О пожарной безопасности". п.11 ППБ 01-03 не организована и не проводится противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности через различные каналы; ст.13 Закона "О пожарной безопасности", п.11 ППБ 01-03 не создаются и не обеспечиваются условия для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров, созданию добровольных пожарных дружин; п.31 ППБ 01-03 не обеспечены переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты: д.Хохряки и починок 13 Разъезд; п.112 ППБ 01-03 не созданы минерализованные полосы между населенными пунктами (л.Хохряки, починок 13 разъезд) и лесными массивами, прилегающими к этим населенным пунктам в целях предотвращения распространения огня при пожарах; п.114 ППБ 01-03 на территории населенных пунтков не организовано устройство звукового оповещения о пожаре, не определен порядок вызова пожарной охраны; п.116, п.117 ППБ 01-03 01-93 в период весенне-летнего пожароопасного времени не предпринимаются меры по запрещению, приостановлению сжигания мусора, травы; п.32 ППБ 01-03 на территории населенных пунктов допускаются свалки горючих отходов (мусора); п.115 ППБ 01-03 на территории д.Хохряки организовано устройство и эксплуатация самовольных надворных построек (кладовок, гаражей); п.89 ППБ 01-03 не проводится ремонт и техобслуживание имеющихся пожарных гидрантов в д.Хохряки; п.2.11, п.8.16 СНиП2.04.02-84 не проводятся работы на существующих сетях водопровода устройства через каждые 200 метров устройства пожарных гидрантов в д.Хохряки.
В помещениях, занимаемых в административном здании, нарушены требования п.6 ППБ 01-03 не разработана и не вывешена инструкция о мерах пожарной безопасности; п.9 НПБ 110-03, табл.1, НПБ 114-03 смонтированная в здании автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии; п.12.1 НПБ 166-97 отсутствует журнал учета и технического обслуживания первичных средств пожаротушения; п.1.6.12 ПЭУ не проводятся замеры сопротивления изоляции электропроводов и контура заземления; п.36 ППБ 01-03, п.7.12 СНиП 21-01-97 деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; п.2.1.10 ПЭУ на распределительных коробках отсутствуют защитные крышки; п.108 приложение 3 ППБ 01-03 отсутствуют в здании первичные средства пожаротушения; п.53 ППБ 01-03 отделка путей эвакуации выполнена горючими материалами, не сертифицированными в области пожарной безопасности; п.40 ППБ 01-03 на окнах установлены глухие металлические решетки; п.51 ППБ 01-03 не вывешены знаки пожарной безопасности на видных путях эвакуации людей; п.10 ППБ 01-03 распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за пожарное состояние помещения; п.12.1 НПБ 166-97 не заведен журнал учета технического обслуживания первичных средств пожаротушения; п.7 ППБ 01-03 не заведен журнал учета инструктажей о мерах пожарной безопасности, с должностными лицами не проводятся такие инструктажи;п.15 ППБ 01-03 не организовано обучение должностных лиц администрации по программам пожарно-технического минимума.
По результатам проверки составлены акт проверки N 340 от 03.07.2008г. и протокол об административном правонарушении от 03.07.2008г. N 255 в отношении Администрации муниципального образования "Хохряковское" по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 04.07.2008г. N 255, согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Администрация муниципального образования "Хохряковское" обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствии обстоятельств для освобождения общества от привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.
Вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 7 Устава муниципального образования "Хохряковское" - сельского поселения к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, к полномочиям Администрации муниципального образования в силу ст.34 Устава относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар -неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 37, 38 указанного Федерального закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу пункта 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по I предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
На основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела видно, что должностным лицом противопожарного органа в период с 19.06.2008 г. по 19.07.2008 г. проведена плановая проверка противопожарного состояния объектов и территории, подконтрольных Администрации муниципального образования "Хохряковское".
При проведении проверки обнаружены ряд нарушений Правил пожарной безопасности, послужившие основанием для привлечения к ответственности.
Часть выявленных нарушений, а именно: на территории населенных пунктов в нарушение ст.ст.19,21 Закона "О пожарной безопасности", п.11 ППБ 01-03 не разрабатываются и не реализуются на территории муниципального образования меры, направленные на предотвращение и ликвидацию пожаров, спасение людей и имущества от пожаров, не устраиваются площадки с твердым покрытием 12х12м (пирсы) у естественного водоема для установки пожарных автомобилей в населенных пунктах д.Хохряки, починок 13 разъезд, п.95 ППБ 01-03 водонапорные башни не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарными автомобилями в любое время года во всех населенных пунктах; п.90 ППБ 01-03 не установлены соответствующие указатели у имеющихся пожарных гидрантов и водоемов, а также указатели по направлению движения к водоисточникам во всех населенных пунктах, за исключением частично установленных указателей в д.Хохряки; п.27 ППБ 01-03 не обеспечивается освещение имеющихся пожарных гидрантов и водоемов в темное время суток; ст.25 Закона "О пожарной безопасности", п.11 ППБ 01-03 не организована и не проводится противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности через различные каналы; ст.13 Закона "О пожарной безопасности", п.11 ППБ 01-03 не создаются и не обеспечиваются условия для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров, созданию добровольных пожарных дружин; п.31 ППБ 01-03 не обеспечены переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения населенные пункты: д.Хохряки и починок 13 Разъезд; п.112 ППБ 01-03 не созданы минерализованные полосы между населенными пунктами (д.Хохряки, починок 13 разъезд) и лесными массивами, прилегающими к этим населенным пунктам в целях предотвращения распространения огня при пожарах; п.114 ППБ 01-03 на территории населенных пунктов не организовано устройство звукового оповещения о пожаре, не определен порядок вызова пожарной охраны; п.116, п.117 ППБ 01-03 01-93 в период весенне-летнего пожароопасного времени не предпринимаются меры по запрещению, приостановлению сжигания мусора, травы, п.2.11, п.8.16 СНиП2.04.02-84 не проводятся работы на существующих сетях водопровода устройства через каждые 200 метров устройства пожарных гидрантов в д.Хохряки, п.12.1 НПБ 166-97 отсутствует журнал учета и технического обслуживания первичных средств пожаротушения; п.1.6.12 ПЭУ не проводятся замеры сопротивления изоляции электропроводов и контура заземления; п.36 ППБ 01-03, п.2.1.10 ПЭУ на распределительных коробках отсутствуют защитные крышки; п.108 приложение 3 ППБ 01-03 отсутствуют в здании первичные средства пожаротушения, п.40 ППБ 01-03 на окнах установлены глухие металлические решетки; п.51 ППБ 01-03 не вывешены знаки пожарной безопасности на видных путях эвакуации людей; п.10 ППБ 01-03 распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за пожарное состояние помещения; п.12.1 НПБ 166-97 не заведен журнал учета технического обслуживания первичных средств пожаротушения; п.7 ППБ 01-03 не заведен журнал учета инструктажей о мерах пожарной безопасности, с должностными лицами не проводятся такие инструктажи;п.15 ППБ 01-03 не организовано обучение должностных лиц администрации по программам пожарно-технического минимума (23 нарушения) суд первой инстанции обоснованно посчитал установленными, согласившись с доводами административного органа.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ст.ст. 11, 13, 19, 21, 25 Федерального закона "О пожарной безопасности", п.п. 6, 7, 8, 11, 16, 27, 31,36, 40, 51, 53, 57, 60, 89, 90, 91, 94, 95, 108, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313), приложение 1 строительных норм и правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" СНиП 2.07.01-89, п.2.11, п.8.16 Строительных норм и правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" СНиП 2.04.02-84.
Факты нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами, подтверждаются актом проверки от 03.07.2008 г. N 340, а также протоколом об административном правонарушении от 03.07.2008 г. N 255. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат, следовательно, является доказанным наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств и пояснения сторон установлено, что заявитель имел возможность выполнить вышеперечисленные требования Правил пожарной безопасности. Доказательств принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Таким образом, нарушение Правил допущено по вине администрации, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что в постановлении административного органа не указаны место, время, способ совершения административного правонарушения, является несостоятельной, поскольку не подтверждается материалами дела.
Из оспариваемого постановления видно, что административное правонарушение выявлено административным органом 19.06.2008г. в результате проведенных мероприятий по надзору за исполнением законодательства в области пожарной безопасности, местом его совершения является Удмуртская Республика, Завьяловский район, д.Хохряки, ул.Восточная,2, способом совершения правонарушения явилось непринятие заявителем всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований пожарной безопасности, которое выразилось в бездействии Администрации муниципального образования "Хохряковское".
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что все земли, имущество, здания, оборудование, сети водоснабжения, водопроводные башни и пожарные гидранты принадлежат собственнику - МО "Завьяловский район", и заявитель не может производить работы на чужой собственности, следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения, подлежат отклонению.
Согласно п.3 ч.1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в РФ в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 01 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, одним из которых является обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования.
Создание в целях пожаротушения условий для производства мероприятий, связанных с приобретением, установкой и приведения в рабочее состояние согласно норм оборудования (например, пожарных мотопомп, пожарных гидрантов, оборудования для забора воды пожарными автомобилями в водонапорных башнях, площадок с твердым покрытием у пруда, установка пожарных гидрантов на существующем водопроводе через каждые 200 метров, установка соответствующих знаков о нахождении этих гидрантов и проезда к пруду, освещения гидрантов и площадки с твердым покрытием возле пруда в темное время суток, оборудование этой площадки твердым покрытием, создание минерализованной полосы между прилегающим лесным массивом и населенным пунктом, оборудование населенных пунктов звукового оповещения о пожаре, принятие постановлений о запрете сжигания мусора, травы в соответствующий сезон и другие мероприятия) является согласно ст.19, ст.37 Федерального закона "О пожарной безопасности", пп.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно Уставу Администрации МО "Хохряковское", а также утвержденному Советом депутатов МО "Хохряковское" N 127 от 20.03.2006г. Положению "О первичных мерах пожарной безопасности сельских поселений" обязанностью органа местного самоуправления, независимо от того, на каком основании владеет или использует землю, имущество заявитель.
При этом административным органом при выявлении факта неисправного состояния смонтированной в административном здании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, что является нарушением требований п.9 НПБ 110-03 и табл.1 НПБ 104-03, учтено, что заявитель не является собственником здания, а аренда части помещений в здании не влечет ответственность за неисправность системы, оборудованной в целом по зданию.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. В соответствии со ст.38 Закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Как установлено судом первой инстанции, противопожарная сигнализация как комплекс размещена по всему зданию, в помещениях арендуемых заявителем расположены только конечные датчики (дыма, тепла). Доказательств того, что у заявителя, как арендатора, имелись возможности доступа к пульту и основным приборам сигнализации или приборам оповещения о пожаре с тем, чтобы принять меры к ее исправлению и приведению в рабочее состояние, административным органом в нарушение ч.4 ст.210 и ч.1 ст.65 АПК РФ не представлено. Кроме того, заявителю вменяется следующее нарушение: деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, пути эвакуации людей выполнены горючими материалами, не сертифицированными в области пожарной безопасности. Доказательств того, что у заявителя имелась возможность и доступ к не занимаемым им помещениям или доказательств того, что содержание и эксплуатация указанных помещений (путей эвакуации при пожаре, чердака здания) возложена договором аренды на заявителя, административным органом не представлено.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу о том, что административным органом в нарушение ч.1 ст.65 и ч.4 ст.210 АПК РФ не доказаны обстоятельства совершения административного правонарушения по следующим пунктам: заявителю вменяется нарушение п.2.11 СНиП 2.04.02-84, в соответствии с которым противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах (с населением свыше 50 человек), и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым и производственным водопроводом. Как установлено судом первой инстанции, в деревне Хохряки имеется хозяйственно-питьевой водопровод и на этом водопроводе имеются пожарные гидранты, однако административным органом не представлено доказательств каким нормам расходы воды он не соответствует.
Заявителю вменяется то, что на территории населенных пунктов допускаются свалки горючих отходов (п.32 ППБ-01-03), однако в нарушение ст.29.8 и ст.29.10 КоАП РФ ни протокол об административном правонарушении, ни обжалуемое постановление не содержат конкретных обстоятельств совершенного правонарушения (в каких населенных пунктах, где обнаружены свалки, какие горючие отходы). Кроме того, в материалах дела имеется договор от 01.04.2008г., заключенный заявителем с ООО "Аргон-Сервис" о производстве работ по вывозу с территории МО "Хохряковское" крупногабаритного мусора.
Заявителю вменяется нарушение п.115 ППБ 01-03 на территории деревни Хохряки организовано устройство и эксплуатация самовольно возведенных надворных построек (кладовок, гаражей т.д.). Ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о назначении административного наказания не содержат конкретных обстоятельств совершенного правонарушения (каким образом заявителем организовано, если не им, то кем, устройство и эксплуатация кладовок и гаражей в д.Хохряки, у каких домов они расположены, не имеется каких-либо доказательств запроса в соответствующие регистрационные органы о самовольной постройке этих кладовок и гаражей, а также нет доказательств их эксплуатации кем-либо).
Заявителю вменяется нарушение п.6 ППБ 01-03, не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности, однако в материалах дела имеется инструкция о мерах пожарной безопасности, утвержденная главой МО "Хохряковское" Суворовым Н.А. 1.04.2008г. Административным органом не представлено доказательств того, что данная инструкция на период проверки отсутствовала.
Следовательно, выводы суда о недоказанности в действиях заявителя состава правонарушения по вышеперечисленным эпизодам, являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела. Эти выводы административным органом не оспариваются и доказательств, их опровергающих, в материалы дела не представлено.
Исключение судом первой инстанции данных эпизодов не влияет на квалификацию вменяемого заявителю административного правонарушения по ч.1 ст.20 4 КоАП РФ, поскольку иные нарушения правил пожарной безопасности имели место, подтверждены материалами дела.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности. В данном случае совершенное заявителем административное правонарушение посягает на жизнь и здоровье жителей 2 сельских населенных пунктов. Допущенные заявителем нарушения отнесены законодателем к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Перечень нарушений исчисляется 23 пунктами. Факт нарушения
законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и вина учреждения в совершении нарушений доказаны материалами дела.
Административным органом применен средний размер санкции ч.1 ст.20.4 в размере 20000 рублей штрафа с учетом как смягчающих, так и отягчающих ответственность обстоятельств.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на отсутствие вины в несоблюдении Правил пожарной безопасности в связи с отсутствием должного финансирования является несостоятельной.
Недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении административного правонарушения. Кроме того, в материалах дела имеется письмо Администрации МО "Хохряковское", из которого следует, что по состоянию на 10.07.2008г. на лицевом счете заявителя находится 738 322,18 руб., предназначенных в 2008 году, в том числе на мероприятия по пожарной безопасности. Таким образом, возможность для соблюдения норм и правил пожарной безопасности у заявителя имелась.
Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по выполнению обязанности по предоставлению безопасных условий жизни жителям населенных пунктов муниципального образования в соответствии с противопожарными требованиями заявителем суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений не выявлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2008 г. по делу N А71-6539/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО "Хохряковское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6539/2008-А6
Истец: Администрация МО "Хохряковское"
Ответчик: ОГПН Завьяловского района ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6756/08