"Лояльность - это совесть, благородство и достоинство:
помните, как у Окуджавы?" (интервью с М. Волгиной, консультантом
"А-КЛАСС Рекрутмент")
"УП": Если верить исследованиям социологов, то 10-20% (данные разнятся по разным источникам) нелояльны всегда и всем (в отечественных исследованиях часто звучит как "воровать будет всегда"), 5-10% называются абсолютно лояльными, около 75% сотрудников представляют собой некий "маятник". Ваше определение лояльности? Как поддерживать лояльность сотрудников организации?
- На мой взгляд, опасно смешивать такие понятия, как "лояльность" и "порядочность, честность". В такой постановке вопроса прослеживается антагонизм между "Компанией" и "Сотрудником", причем роли распределяются, как в известной комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля!": "Ты убегаешь, я догоняю". Тогда понятны приведенные цифры - 75% колеблющихся сотрудников! А ведь это страшная статистика!
Свое определение лояльности я постараюсь дать, исходя и из собственного опыта работы, и из рекрутерского опыта сотрудничества с разными компаниями. Для меня лояльность - это единая система ценностей, это когда и я, и компания в целом отвечаем одинаково на следующие вопросы: почему мы собрались вместе, для какой цели мы вместе, что мы вместе будем делать, чтобы этой цели достичь, какие средства для этого приемлемы для нас, а какие - нет. Каким образом мы видим наше прошлое, настоящее и будущее. Лояльность - это свобода выбора, основанного на личностной зрелости, совестливость, если хотите.
"УП": Каковы истоки лояльности? Легко ли ее потерять?
- Думаю, что истоки лояльности - в воспитании. Человек в любом возрасте воспитуем, обучаем. Процесс развития, изменений идет постоянно. Если в детстве привиты навыки хорошего поведения, позитивный взгляд на жизнь, желание развиваться, то в зрелом возрасте такой человек будет лояльным. Он сможет осознанно выбрать ту компанию, система ценностей которой адекватна его собственной. Если же в зрелом возрасте у человека появились проблемы в поведении, то общество начинает его "довоспитывать". Так, во многих компаниях значимой ценностью является понятие корпоративной культуры, в которое как обязательный компонент входят ценность и значимость лояльности как сотрудников по отношению к компании, так и компании по отношению к своим сотрудникам.
Легко ли потерять лояльность? Трудно, если компания состоит не из разрозненных специалистов, а из единомышленников. Трудно, если в компании ценятся такие понятия, как открытость, доброжелательность. Трудно, если сотрудники компании воспринимают свое рабочее место как "свое, родное", когда ради общего дела могут пожертвовать своим личным временем.
"УП": Согласны ли вы с мнением, что лояльность к компании - это система мероприятий, а не личностная черта ее сотрудников?
- Уверена, что это и система мероприятий со стороны компании, направленная на воспитание определенных личностных качеств, поведенческих установок у сотрудников, и личностная черта как результат воспитания. Причем процесс-то это обоюдный! Грамотно поставленная система корпоративных ценностей всегда открыта для позитивных изменений, инициируемых сотрудниками.
"УП": Ваше отношение к провокационным методам как средству проверки благонадежности сотрудников?
- Отношусь крайне негативно. Помните мультфильм "Тот, кто живет в пруду" - про Крошку Енота, который впервые увидел свое отражение в глади воды и испугался так, что стал ему (собственному отражению!) грозить? Конечно, в ответ он увидел такую же угрозу и страх. Выход в одном - в доверии. В воспитании доверия к самому себе и, как следствие, к окружающим. Счастливы те компании, в которых сотрудники уважаемы. Тогда и невзгоды встречаются на пути гораздо реже, да и переживаются они проще! Хотите лояльности от сотрудников - сделайте первый шаг, но дружественный!
Я до сих пор удивляюсь, как компании, в которых царит недоброжелательный дух, делают бизнес?
"УП": Работает ли принцип "кнута и пряника" в плане повышения лояльности сотрудников?
- Конечно, любое воспитание подразумевает систему. И у этой системы должны быть как сдерживающие, так и разрешающие факторы. Только в одной компании сдерживающими факторами будут штрафы, а в другой может быть достаточно "строгого взгляда" начальника, недоумения на лице сослуживца. Если начинать сразу со штрафов, то о лояльности можно забыть.
"УП": Может ли лояльность сотрудников помочь сэкономить на заработной плате?
- Доброе слово и кошке приятно! Конечно! Не секрет, что для многих компаний важным является увеличение в штате доли сотрудников, для которых значимым будет не только денежный эквивалент оценки труда, но и моральная оценка. Обычно это компании, заработная плата сотрудников в которых стабильна, является конкурентной, и на рынке труда у этих компаний положительный имидж. Я часто встречала кандидатов, делающих выбор в пользу таких компаний. Они мотивируют его так: "Жизнь одна, всех денег не заработаешь. Я хочу чувствовать себя достойно в достойной компании! Хочу, чтобы оставалось время и на семью, и на воспитание детей, и на отдых". Обычно у таких кандидатов был негативный опыт работы в "нелояльных" компаниях, где общая атмосфера была крайне недоброжелательной, гнетущей. И пусть он потеряет 100 долларов, зато найдет Свою Компанию, а Компания - Своего Сотрудника.
Наверное, лояльность - это Совесть, Благородство и Достоинство: Помните, как у Окуджавы?
"Управление персоналом", N 17, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.