г. Томск |
Дело N 07АП-6743/08 (NА03-7521/2008-12) |
"01" декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2008г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И.И.,
судей: Прозорова В.В., Чеклюевой Л.Ф.,
при ведении протокола судьей Терехиной И.И.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.09.2008 по делу N А03-7521/2008-12 по иску Алтайского краевого государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабаровского района и Управление социальной защиты населения по Хабаровскому району о взыскании убытков (судья Хворов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" (далее АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее Министерство финансов РФ) о взыскании 18 803,09 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот на основании ст.55 Закона РФ "Об образовании" педагогическим работникам, проживающим на территории Хабаровского района Алтайского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабаровского района и Управление социальной защиты населения по Хабаровскому району.
Решением арбитражного суда от 16.09.2008 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь, в том числе на то, что суд пришел к необоснованному выводу об удовлетворении исковых требований за счет средств казны Российской Федерации; истец, предъявляя требование о взыскании убытков, не доказал в соответствии с положениями ст.ст.65, 68 АПК РФ факт их причинения; надлежащим ответчиком по данному делу является субъект РФ, который возмещал (путем направления средств комитету по социальной защите населения администрации Хабарского района) истцу расходы, понесенные им в связи с предоставлением услуг отдельным категориям граждан.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 16.09.2008, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Материалами дела установлено, что АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго", являясь энергоснабжающей организацией, отпускало электроэнергию проживающим на территории Хабарского района Алтайского края гражданам, имеющим право на льготы по оплате за потребленную электроэнергию в соответствии с действующим федеральным, региональным и местным законодательством согласно договора N 5 от 07.12.2006 (л.д. 11-13).
Возмещение расходов за представленные льготы производилось Комитетом по социальной защите населения администрации Хабарского района на основании актов и реестров граждан, пользующихся льготами, представленных ему истцом.
Сумма невозмещенных расходов за предоставление льгот в ноябре-декабре 2007 г. составила 18 803,09 руб. Считая данные расходы убытками и подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил заявленные к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ исковые требования.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными в связи со следующим.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
В то же время, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Закона Алтайского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится органом, уполномоченным администрацией Алтайского края на основании заключенных с организациями договоров за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил определено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Исходя из содержания п.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в п.п.2 и 5 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Следуя ст.26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, к полномочиям субъекта РФ не относится.
В то же время, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Алтайского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
В силу изложенного, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что финансирование рассматриваемых льгот, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, а ответчиком в материалы дела не представлено доказательств направления Алтайскому краю в 2007 году денежных средств на указанные цели из Фонда софинансирования социальных расходов, суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении на наличие оснований для взыскания убытков в сумме 18 803, 09 руб., так как обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Российская Федерация, установив законом льготу для определенной категории граждан по оплате коммунальных услуг, была обязана в полном объеме обеспечить финансирование расходов коммерческой организации, понесенных в связи с исполнением закона.
Расчет суммы убытков подателем апелляционной жалобы не опровергнут.
Доводы жалобы о недоказанности наличия и размера убытков, противоправности действий, причинно-следственной связи между действиями Российской Федерации и ущербом, наличия вины причинителя вреда, судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ апелляционный суд согласен с соответствующим выводом суда первой инстанции и считает, что материалами дела полностью подтверждены основания для взыскания с Министерства финансов РФ спорной суммы.
Так, из материалов дела усматривается, что АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" в течение рассматриваемого периода времени осуществило поставку электроэнергии для жилых помещений педагогическим работникам с. Хабары Хабарского района Алтайского края.
В подтверждение сумм произведенных расходов в спорный период, истцом в материалы дела представлены реестры сведений о предоставлении педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии, согласованные с Комитетом по социальной защите населения Хабаровского района Алтайского края на сумму 18 803, 09 руб., счета-фактуры, акты сверки взаимных расчетов (л.д. 14-22).
Довод ответчика о том, что указанные документы не являются надлежащими доказательствами, апелляционный суд признает несостоятельным, в связи с тем, что в имеющихся в деле реестрах за спорный период содержится перечень лиц пользующихся льготами, категория льготников - "педагогические работники села", площадь жилого помещения, объем фактического потребления энергии и сумма расходов энергоснабжающей организации. Реестры и акты подписаны со стороны уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения. Возражений по правильности предоставления гражданам, указанным в реестрах, льготы, предусмотренной Законом РФ "Об образовании", ответчиком не представлено. Следовательно, данные документы отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств.
Ссылка подателя жалобы на ненадлежащее оформление счетов-фактур, выставленных для возмещения спорных расходов, апелляционным судом отклоняется как не имеющая отношения к предмету спора. Как правильно указал суд первой инстанции такое нарушение не связано с правом истца на получение фактически понесенных расходов в связи с предоставлением льгот предусмотренных федеральным законом, поскольку в силу п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм налога на добавленную стоимость к вычету в установленном законом порядке.
Из представленных в материалы дела реестров, актов и счетов-фактур не следует, что взыскиваемая сумма увеличена истцом на сумму налога на добавленную стоимость, в связи с чем указание ответчика в жалобе на отсутствие сведений об исключении НДС из заявленной по иску суммы убытков во внимание не принимается.
В ходе судебного разбирательства, как следует из материалов дела, суд первой инстанции подробно исследовал основания исковых требований; в мотивировочной части решения суд дал правильную оценку доводам истца и ответчика; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.09.2008 по делу N А03-7521/2008-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
В.В. Прозоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7521/2008
Истец: АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго"
Ответчик: Российская Федерация Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
Третье лицо: Управление социальной защиты населения по Хабарскому району Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Хабарского района Алтайского края, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6743/08