Использование функционально-стоимостного анализа при подготовке
управленческой отчетности коммерческого банка
В основу методологии функционально-стоимостного анализа (ФСА) должны быть заложены принципы детального анализа процессов банка как связанных с разработкой и реализацией банковских продуктов (процессы продаж), так и направленных на материально-техническое и сервисное обеспечение (процессы сопровождения продаж). Процессы должны включать всю последовательность действий по планированию, разработке и реализации банковских продуктов клиентам, а также совершению операций с целью получения экономической выгоды для банка.
Неоперационные расходы, возникающие в процессе продажи банковского продукта, являются прямыми по отношению к данному продукту и могут быть обоснованно учтены при расчете себестоимости данного продукта. Неоперационные расходы, понесенные банком в результате продажи группы продуктов (одной продуктовой линейки), являются прямыми по отношению к этой продуктовой линейке и, соответственно, могут быть обоснованно включены как в расчет ее доходности, так и в финансовый результат центра прибыли, ответственного за эффективность данной продуктовой линейки.
Неоперационные расходы, связанные с поддержкой продаж продуктов нескольких продуктовых линеек, а также расходы, направленные на административно-хозяйственное обеспечение деятельности нескольких центров прибыли, центров затрат или банка в целом, являются косвенными по отношению к основным элементам управленческого учета и финансового анализа - продуктовым линейкам и центрам прибыли банка.
Для целей расчета финансовых результатов по каждому центру прибыли банка либо оценки полной себестоимости соответствующего продуктового ряда требуется перераспределение косвенных расходов от центров их возникновения (центров затрат) к процессам, направленным на реализацию банковских продуктов. Для выполнения такого перераспределения (перераспределения методом ФСА) необходимо следующее:
определение состава выполняемых центрами затрат банка функций;
оценка трудоемкости и, соответственно, ресурсоемкости выполняемых функций;
выявление потребителей выполняемых функций;
расчет затрат по каждой функции и стоимости каждой функции центров затрат;
оценка доли участия каждой функции центра затрат в поддержке деятельности центра прибыли;
оценка и расчет показателей (драйверов) распределения расходов по каждому виду общебанковских расходов и каждой функции центров затрат с целью перераспределения расходов на центры финансовой ответственности в зависимости от их потребности в каждом виде косвенных расходов;
оценка и анализ результатов распределения затрат на конечные объекты анализа, выявление факторов, влияющих на рост издержек по элементам анализа.
Преимуществами такого подхода к оценке косвенных расходов являются:
прозрачность структуры косвенных расходов;
возможность более точного определения себестоимости продуктовых линеек и оценки влияния центра прибыли на свои финансовые результаты;
выявление неэффективно используемых ресурсов;
возможность проведения анализа "Что, если..?", то есть возможность рассчитать изменение расходов в случае изменения процессов;
обеспечение основы для периодического контроля процессов.
Основными группами неоперационных расходов банка являются:
расходы, связанные с административно-хозяйственной, информационной, материально-технической и сервисной поддержкой продаж банковских продуктов, отдельных подразделений и банка в целом;
расходы, связанные с мотивацией и социальной поддержкой персонала.
По результатам проведения расчетов в соответствии с принципами ФСА можно, с нашей точки зрения, формировать следующие стандартные отчеты, представленные в следующей ниже таблице.
Стандартная отчетность по неоперационным расходам
N | Наименование отчета |
1 | Отчет о фактических трудозатратах подразделений банка в детализации по группам функций |
2 | Численность сотрудников по центрам финансовой ответственности банка |
3 | Распределение площадей по подразделениям банка |
4 | Количество заявок на обслуживание, поступивших от подразделений банка |
5 | Распределение техники и прочих материальных ценностей по подразделениям банка |
6 | Фактическая величина и структура неоперационных расходов банка |
7 | Перечень платежей банка с указанием: - аналитической статьи расходов; - кода функции Центра финансовой ответственности (ЦФО) или кода ЦФО в целом |
Отчетные формы для подразделений банка | |
1 | Собственные (прямые) расходы по центрам финансовой ответственности банка |
2 | Расходы по центрам прибыли банка от непосредственного использования центрами прибыли банка услуг центров затрат (без учета перенесенных на центры затрат расходов (добавленных расходов) от взаимного оказания услуг) |
3 | Отчет о косвенных расходах центров прибыли банка |
4 | Отчет о внутреннем налогообложении центров прибыли банка |
5 | Сводный отчет о распределенных расходах по центрам прибыли банка |
Результат расчетов прямых и распределенных общебанковских расходов можно представлять отчетом "Прямые и косвенные общебанковские расходы по центрам финансовой ответственности банка", форма которого представлена в следующей таблице.
Общебанковские расходы по центрам финансовой ответственности
Статьи расходов | Прямые расходы (DCost i) | Общебанковские расходы (CCost 1 i) | ||||
Центр затрат 1 | ... | Центр прибы- ли n |
Центр затрат 1 | ... | Центр прибы- ли n |
|
Обучение, подписка | ||||||
Расходы на содержание объектов недвижимости |
||||||
... |
Результат распределения стоимости функций на центры финансовой ответственности - потребителей функции могут быть отражены в отчете, приведенном в таблице.
Распределение стоимости функций по центрам ответственности
Наименование центра затрат |
Перечень функций центра затрат |
Стоимость функции центра затрат |
Значения драйвера по функции в % |
Расходы (CCost 2 i), распределенные по центрам финансовой ответственности |
||||
... | ... | ... | Центр финан- совой ответ- ственности 1 |
... | Центр финан- совой ответ- ственности n |
|||
Для целей управленческого учета и формирования отчетности важную роль играет классификация затрат по группам, видам и составу в управленческом учете и отчетности, представленная в таблице.
Классификация затрат по группам, видам и составу
в управленческом учете и отчетности
Группа затрат | Вид затрат | Состав затрат (комментарий к отнесению затрат на статью) |
|
Название группы | Статья затрат | Код статьи затрат |
|
Расходы на содержа- ние персонала |
Оплата труда | 101 | Оплата труда, прочие выплаты персоналу, начисления с ФОТ |
Социальная программа для сотрудников |
102 | Расходы по страхованию сотрудников, социальная поддержка персонала |
|
Подготовка и подбор кадров, конференции, семинары |
103 | Расходы на обучение и подбор кадров, приобретение литературы, проведение конференций, семинаров, корпоративные мероприятия |
|
Расходы по обеспече- нию деятельности |
Использование услуг сотовой связи |
201 | Оплата услуг сотовой связи сотрудниками с компенсацией расходов банком |
202 | Услуги провайдеров сотовой связи | ||
Использование информаци- онных каналов и линий связи |
203 | Услуги специализированных линий связи и информационных систем (Reuters, Bloomberg, SWIFT и т.д.) для поддержки бизнеса |
|
204 | Расходы по эксплуатации общебанковских линий связи (электронные каналы связи, телефонные линии, оплата телефонных аппаратов и т.д.), обслуживание коммуни- кационного оборудования |
||
Аренда, обслуживание компьютерной техники |
205 | Обслуживание компьютерной техники стандартных рабочих мест |
|
206 | Ремонт, обслуживание общебанковскои компьютерной техники, комплектующие и расходные материалы, аренда компьютерной техники |
||
Использование программ- ного обеспечения, защита информации |
207 | Приобретение, обновление и обслуживание программного обеспечения (сетевого, прикладного общебанковского, прикладного бэк-офисного) |
|
208 | Использование средств защиты информации | ||
Содержание недвижимости, техническое и сервисное оформление помещении, охрана помещении, цен- ностей |
209 | Расходы на содержание объектов недвижимости (в т.ч. аренда), коммуналь- ные услуги, ремонт помещений. Расходы по сервисному оборудованию помещении и созданию интерьера, амортизация объектов недвижимости |
|
210 | Страхование имущества и объектов недвижимости, налог на имущество |
||
211 | Аренда и эксплуатация общебанковской оргтехники, хозяйственного оборудования, амортизация основных средств |
||
212 | Услуги сторонних организаций по охране помещении |
||
213 | Расходы по внутренней охране, технические средства для обеспечения охраны помещений, услуги по охране перевозок, ценностей, таможенные расходы |
||
Эксплуатация специализи- рованной банковской тех- ники, сопровождение бан- ковских продуктов |
214 | Расходы на содержание специализированной банковской техники, процессинговые и расчетные услуги, бланки ценных бумаг, расходы по сопровождению |
|
Эксплуатация автотранс- порта |
215 | Расходы, связанные с обслуживанием автотранспорта, аренда, страхование автотранспорта |
|
Хозяйственный инвентарь и материалы |
216 | Хозяйственный инвентарь, бланки хозяйственных документов, канцелярские принадлежности |
|
Расходы по изготовлению документов. Доставка до- кументов. Подписка. Про- чие расходы |
217 | Расходы по изготовлению документов, типографские расходы. Расходы по доставке корреспонденции. Подписка |
|
Амортизация | Амортизация | 301 | Амортизация основных средств и нематериальных активов, эксплуатируемых конкретными подразделениями банка |
302 | Амортизация прочих общебанковских основных средств и нематериальных активов |
||
Реклама, коммерчес- кие расходы |
Реклама, спонсорство, коммерческие расходы |
401 | Продуктовая реклама |
402 | Общебанковская реклама, спонсорство и благотворительность |
||
403 | Расходы по бизнес-сопровождению проектов | ||
404 | Коммерческие командировочные и расходы | ||
Аудит, консалтинг юридические услуги, страхование |
Профессиональные услуги консалтинг, юридические услуги и т.д.) |
501 | Юридические, нотариальные услуги, государственной пошлины |
502 | Аудит | ||
503 | Консультационные профессиональные услуги, услуги рейтинговых и информационных агентств |
||
504 | Страхование отдельных видов деятельнос- ти, лицензирование деятельности, членс- кие взносы |
||
505 | Страхование банковской деятельности | ||
Налоги | Налоги | 600 | Налоги |
О.Н. Коренева,
аспирант Московского Государственного университета
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru