Фирма совершает операции со спиртосодержащей непищевой продукцией
С 1 июля 2006 года Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции действует в новой редакции. С этой даты подлежат лицензированию закупка, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции. В ответ на многочисленные запросы о том, как применять новые положения закона, специалисты УФНС России по г. Москве подготовили разъяснения. Предлагаем их вашему вниманию.
Нужна ли лицензия на оборот спиртосодержащей продукции
...Сетевым магазинам
Торговые сети (сетевые магазины) централизованно осуществляют закупку и хранение спиртосодержащей непищевой продукции, а затем распределяют ее по своим розничным магазинам. Данная деятельность является оборотом согласно определению, установленному Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В статье 18 этого закона сказано, что организация имеет право осуществлять закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, только если она имеет соответствующую лицензию. Таким образом, у юридического лица - сетевого магазина должна быть лицензия на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, выданная на адрес склада (распределительного центра), куда поставляется и где хранится продукция.
Сказанное относится и к случаям, когда торговые сети импортируют парфюмерно-косметическую продукцию.
...Розничным магазинам
Закон N 171-ФЗ не регулирует отношения, связанные с розничной продажей спиртосодержащей продукции. Это значит, что данная деятельность не лицензируется.
По действующему законодательству розничная реализация товаров включает закупку и продажу физическим и юридическим лицам товаров для личного и иного использования, не связанного с дальнейшим извлечением прибыли.
...Аптекам
Действие Закона N 171-ФЗ не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - госреестр). Об этом сказано в статье 1 Закона N 171-ФЗ. Как следует из этой статьи, закон также не распространяется на деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам. Например, гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, а также парфюмерно-косметической продукции. Естественно, при условии, что эти препараты и продукция прошли государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Таким образом, при осуществлении деятельности, связанной с оборотом лекарственных и иных средств, внесенных в госреестр, лицензия не нужна.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, указаны в статье 18 Закона N 171-ФЗ. К ним относятся закупка, хранение и поставки спиртосодержащей продукции. Это пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции (ст. 2 Закона N 171-ФЗ).
Следовательно, для ведения деятельности, связанной с оборотом парфюмерно-косметической и иной спиртосодержащей продукции, аптечное учреждение обязано иметь лицензию на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей продукции. Об этом говорится в пункте 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ. На основании статьи 19 этого закона в лицензии указывается адрес склада, куда поставляется такая продукция, где она хранится и откуда отгружается.
...Хранителю по договору хранения
Статья 18 Закона N 171-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. В их число не входит - как самостоятельный вид деятельности - хранение спиртосодержащей непищевой продукции. Это значит, что действие Закона N 171-ФЗ не распространяется на организации, которые оказывают комплексные логистические услуги, в том числе по хранению не принадлежащей им на праве собственности спиртосодержащей непищевой продукции.
Что же касается организаций, деятельность которых подпадает под действие Закона N 171-ФЗ, то они могут хранить продукцию, принадлежащую им на праве собственности исключительно на складе, указанном в лицензии. При этом хранить чужую аналогичную продукцию на таком складе не допускается. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.98 N 727 организациям запрещено оказывать услуги по лицензируемым видам деятельности другим лицам.
Напомним, что пунктом 20 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что действие лицензий на производство и оборот (закупку, хранение, поставки) спиртосодержащей продукции распространяется на деятельность обособленных подразделений организации только при условии, что в лицензии указаны места их нахождения.
...Участникам агентского договора
Обратимся к пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса. В нем сказано, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Статья 1011 ГК РФ устанавливает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 ГК РФ, в зависимости от чьего имени действует агент. Таким образом, если применяются правила договора комиссии, то на основании статьи 996 ГК РФ вещи, которые поступили к комиссионеру от комитента либо приобретены комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
Оборот спиртосодержащей продукции, то есть ее закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт) и хранение, ограничивается Законом N 171-ФЗ. Поэтому осуществлять данный вид деятельности можно только на основании соответствующей лицензии (ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Из этого следует, что стороны агентского договора обязаны иметь лицензию на оборот спиртосодержащей продукции.
...При осуществлении предпродажной подготовки продукции
Многие организации осуществляют обработку упаковки спиртосодержащей непищевой продукции. Речь идет о маркировке, стикеровке, подборке и фасовке, переупаковке, сортировке, предпродажной подготовке, опайке в термоусадочную пленку, комплектации набора из нескольких составляющих и т.д. Названные работы и услуги не являются лицензируемым видом деятельности согласно Закону N 171-ФЗ.
Требования к пакету документов на получение лицензии
в УФНС России по г. Москве
Юридическое лицо, зарегистрированное на территории Москвы, независимо от места нахождения склада представляет пакет документов на получение лицензии в Управление ФНС России по г. Москве по адресу: ул. Большая Тульская, д. 15. Документы сдаются в экспедицию управления, где ставится отметка об их получении.
Перечень документов определен статьей 19 Закона N 171-ФЗ. Для получения лицензии необходимо представить заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям. Заключение выдается юридическому лицу - соискателю лицензии на адрес склада, принадлежащего организации на основании вещного права либо договора аренды.
Органы, уполномоченные на выдачу соответствующих заключений:
- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по г. Москве выдает санитарно-эпидемиологическое заключение;
- Главное управление МЧС России по г. Москве выдает заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности;
- Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по г. Москве выдает экологическое заключение.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, в обязательном порядке представляют уведомление территориального налогового органа о регистрации этих подразделений по месту нахождения, а также справку налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
"Российский налоговый курьер", N 16, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99