г. Владимир |
|
30 апреля 2009 г. |
Дело N А38-4362/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.04.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пак-Экспресс" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.02.2009 по делу N А38-4362/2008, принятое судьей Коноваловым И.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пак-Экспресс" о признании незаконными действий должностных лиц Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл.
В судебном заседании участвуют представители:
Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл- Смоленцев И.А. по доверенности от 22.01.2009 N 40/11 сроком действия по 31.12.2009.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Пак-Экспресс" в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (уведомления N 43277, 43278).
Выслушав представителя Министерства внутренних дел Республики Марий Эл, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пак-Экспресс" (далее - Общество, ООО "Пак-Экспресс") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным постановления от 30.06.2008 N 3 о проведении осмотра производственных, складских и иных служебных помещений, принадлежащих Обществу, незаконными действий сотрудников отдела "К" Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по изъятию из помещения развлекательного центра "Пирамида-828" плат для игровых автоматов в количестве 89 штук, недействительным протокола изъятия этих плат от 01.07.2008.
В процессе производства по делу заявитель уточнил свои требования и окончательно просил суд признать незаконными действия должностных лиц Министерства внутренних дел по Республики Марий Эл по изъятию и аресту 01.07.2008 из помещения развлекательного центра "Пирамида-828" плат для игровых автоматов в количестве 89 штук.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.02.2009 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Пак-Экспресс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебное заседание представитель заявителя апелляционной жалобы не явился.
Представитель Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указывая на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью "Пак-Экспресс" зарегистрировано 04.06.2001 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021602840676 и осуществляет деятельность, связанную с игорным бизнесом.
30.06.2008 в отдел "К" МВД по Республике Марий Эл поступило письмо от общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус", в котором заявитель сообщал о том, что в игорных заведениях, принадлежащих ООО "Пак-Экспресс", расположенных в г.Волжске Республики Марий Эл, осуществляется незаконное использование контрафактных игровых плат с предустановленными на них игровыми программами, авторские и смежные права на которые принадлежат ООО "Сатурниус".
В целях проверки поступившей информации первый заместитель Министра внутренних дел по Республики Марий Эл Анучин И.А. 30.06.2008 вынес постановление N 3, которым поименованным в постановлении должностным лицам предписывалось произвести осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, находящихся там вещей и документов в игорном заведении, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Ленина, д. 35 А, принадлежащем ООО "Пак-Экспресс".
Целью проверки являлись поступившие сведения о незаконном использовании ООО "Пак-Экспресс" объектов авторских и смежных прав, а именно: контрафактных игровых плат с предустановленными на них игровыми программами, авторские и смежные права на которые принадлежат ООО "Сатурниус" и фирме "Austrian Gaming Industries Novomatic Group of Companies" (Австрия), а также выявление административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проведение осмотра поручалось сотрудникам отдела "К" Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл: заместителю начальника майору милиции Михееву Г.А., старшему оперуполномоченному по ОВД капитану милиции Смоленцеву И.А., старшему оперуполномоченному майору милиции Патрушеву В.Н., оперуполномоченному старшему лейтенанту милиции Редькину В.В. и оперуполномоченному лейтенанту милиции Шарыхину А.В.
01.07.2008 сотрудники отдела "К" Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в присутствии двух понятых, а также управляющей игорного заведения Геймбух Ю.В. и специалиста Хабибуллина М.Р. произвели осмотр помещений игорного заведения ООО "Пак-Экспресс", расположенных по адресу: Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Ленина, д.35 А.
В ходе осмотра установлено, что в помещениях игорных залов находится 128 игровых автоматов в рабочем состоянии, отдельные платы игровых автоматов обладают признаками контрафактности (отсутствие голограмм производителя на вычислительной плате). Результаты осмотра отражены в протоколе.
Обладающие признаками контрафактности платы для игровых автоматов в количестве 89 штук были изъяты сотрудниками милиции с целью проведения экспертизы. Данный факт отражен в протоколе изъятия вещей и документов от 01.07.2008, который подписан понятыми и управляющей Геймбух Ю.В.
Кроме того, произведён арест 89 игровых автоматов без плат с передачей их на ответственное хранение управляющей Общества Геймбух Ю.В., что оформлено протоколом ареста от 01.07.2008.
По результатам проверочных мероприятий уполномоченным должностным лицом 01.07.2008 выносилось определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
04.07.2008 уполномоченное должностное лицо Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл вынесло определение о назначении по делу об административном правонарушении экспертизы. Для проведения экспертизы случайным выбором из общего количества изъятых плат было отобрано 33 платы игровых автоматов. Определение направлялось для исполнения в Центр комплексной независимой экспертизы и сертификации г. Москвы. Представитель ООО "Пак-Экспресс" Геймбух Ю.В. была ознакомлена с данным процессуальным документом.
Согласно заключению эксперта от 14.07.2008 N 4903-01 платы для игровых автоматов в количестве 15 штук обладают признаками контрафактности; ущерб правообладателям составил 337 770 руб.40 коп. Указанный размер ущерба признан особо крупным, в результате чего 24.07.2008 по данному факту в Следственном отделении при Отделе внутренних дел по г.Волжску возбуждено уголовное дело N 840733 по части 3 статьи 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств 31.07.2008 начальник отдела "К" Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл майор милиции Смоленцев И.А. вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с возбуждением по данному факту уголовного дела. Материалы дела об административном правонарушении переданы в Следственное отделение при Отделе внутренних дел по г. Волжску. Вещественные доказательства: 89 плат для игровых автоматов, изъятых в ходе осмотра 01.07.2008, переданы для приобщения в качестве вещественных доказательств к материалам уголовного дела N 840733. Арест игровых автоматов без плат отменён.
Постановлением старшего следователя СО при ОВД по г. Волжску от 07.08.2008 89 плат игровых автоматов приобщено к уголовному делу N 840733 в качестве вещественных доказательств.
Не согласившись с действиями должностных лиц Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл по изъятию плат для игровых автоматов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Пак-Экспресс" и отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" задачами милиции являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" милиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, которому вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, а также изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз.
Статья 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных _статьями 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
Арбитражный суд первой инстанции последовательно оценил доводы заявителя о незаконности проведения осмотра помещений, принадлежащих Обществу, изъятия плат для игровых автоматов в количестве 89 штук и установил, что действия сотрудников Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл совершены в пределах предоставленной компетенции, соответствовали Закону Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, имели необходимое основание, оформлены надлежащим образом.
При этом обоснованно отклонена ссылка заявителя на недостаточную мотивированность постановления от 30.06.2008 N 3 о проведении осмотра помещений Общества с учетом следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" милиция обязана принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.
В данном случае поводом для вынесения постановления о проведении осмотра от 30.06.2008 N 3 послужило письмо ООО "Сатурниус", содержащее сведения о незаконном использовании контрафактных игровых плат с предустановленными на них игровыми программами, авторские и смежные права на которые принадлежат ООО "Сатурниус". К заявлению прилагались документы, подтверждающие факт заключения последним договора N 1 о передаче исключительного права на использование соответствующих программ. Указанных сведений было достаточно для того, чтобы инициировать проверочные мероприятия и вынести постановление о проведении осмотра помещений.
Доводу Общества о том, что сотрудникам отдела "К" Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл перед проведением осмотра следовало установить надлежащего правообладателя, арбитражным судом дана надлежащая оценка и он правильно отклонен, как не основанный на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов проводится по правилам статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия постановления от 30.06.2008 N 3 о проведении осмотра была вручена управляющей Общества Геймбух Ю.В. своевременно и надлежащим образом. Письменные возражения от указанного должностного лица не поступали.
Нарушений положений статьи 27.1, 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении осмотра помещений, принадлежащих Обществу, судом не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление от 30.06.2008 N 3 явилось достаточным основанием для проведения осмотра помещений развлекательного центра "Пирамида-828", принадлежащих ООО "Пак-Экспресс".
Отдельно суд первой инстанции рассмотрел доводы заявителя о нарушении сотрудниками милиции процедуры изъятия 89 плат для игровых автоматов.
Изъятие вещей и документов осуществляется по правилам статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок ареста товаров, транспортных средств и иных вещей предусмотрен статьей 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в процессе осмотра помещений, принадлежащих Обществу, было установлено, что некоторые платы для игровых автоматов обладают признаками контрафактности, то есть являются предметом административного правонарушения, в целях дальнейшего проведения экспертного исследования, в соответствии со статьями 27.1, 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 25 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" они обоснованно были изъяты сотрудниками милиции. Процессуальные нарушения при изъятии плат для игровых автоматов Обществом не обозначены, арбитражным судом - не выявлены.
Вопрос о правообладателе исключительных прав и оценка имущественных правоотношений с участием ООО "Пак-Экспресс" в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно не исследовал, поскольку требование Общества рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В целях защиты субъективного гражданского права заявитель может предъявить самостоятельное исковое требование, соответствующее способу защиты , указанному в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что при проведении 01.07.2008 осмотра помещений, принадлежащих ООО "Пак-Экспресс", и изъятии плат для игровых автоматов сотрудники милиции действовали в рамках полномочий, представленных им Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти действия соответствуют указанным нормативным правовым актам и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания незаконными действий государственных органов в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет за собой отказ в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют. Арбитражный суд Республики Марий Эл всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства. Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.02.2009 по делу N А38-4362/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пак-Экспресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4362/2008
Истец: ООО "Пак-Экспресс"
Ответчик: МВД по РМЭ
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1063/09