г. Владимир |
|
19 февраля 2009 г. |
Дело N А43-18404/2007-1-245 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.02.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2008 по делу N А43-18404/2007-1-245, принятое судьей Кабановым В.П. по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородская сбытовая компания" о признании незаконным решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30.07.2007 N 516-3104.
В судебном заседании участвуют представители:
Открытого акционерного общества "Нижегородская сбытовая компания"- Опарышев С.В. по доверенности от 31.12.2008 сроком действия до 31.12.2009;
Региональной службы по тарифам Нижегородской области - Гришин А.С. по доверенности от 29.12.2008 N 44 сроком действия до 31.12.2009.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания" (далее - ОАО "Нижегородская сбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 30.07.2007 N 516-3104 решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - Региональная служба, РСТ Нижегородской области ) об отказе в регистрации Общества в качестве участника конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Региональная служба обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права.
В судебном заседании представитель РСТ Нижегородской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 13.06.2007 Региональная служба по тарифам Нижегородской области приняла решение N 32/1 "О проведении открытых конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Нижегородской области".
На 01.08.2007 назначалось проведение конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Нижегородской области по пяти зонам деятельности.
21.06.2007 тексты пяти извещений о проведении очередных открытых конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии были опубликованы в выпуске N 68 (24799) газеты "Нижегородская правда".
25.07.2007 для участия в открытом конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии по зоне деятельности: территория Нижегородской области, за исключением: территории в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Заводские сети" и ООО "Автозаводские энергетические сети", территории в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "РЖД" на территории Нижегородской области, территории в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ" в РСТ Нижегородской области обратилось с заявкой ОАО "Нижегородская сбытовая компания".
Конкурсная комиссия письмом от 30.07.2007 N 516-3104 уведомила Общество об отказе в регистрации в качестве участника конкурса.
Не согласившись с таким решением РСТ Нижегородской области, ОАО "Нижегородская сбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ РСТ Нижегородской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно Положению о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденному постановлением правительства Нижегоросдкой области от 15.05.2006 N 171, Региональная служба по тарифам Нижегородской области создана в соответствии с Законом Нижегородской области от 9 апреля 2001 года N 176-З "О Правительстве Нижегородской области" и действует на основании настоящего Положения; является органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов и уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим предусмотренные действующим законодательством функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
В силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода.
В соответствии с названной нормой и статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила функционирования розничных рынков).
Согласно положениям пунктов 16,17 Правил функционирования статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса (далее - конкурс), который проводится один раз в 3 года (далее - очередной конкурс) или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса (далее - внеочередной конкурс).
В отношении зон деятельности гарантирующих поставщиков, статус которым присвоен в соответствии с подпунктом "г" пункта 36 настоящих Правил, конкурсы не проводятся.
Конкурс организуется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика, на право осуществления функций которого проводится конкурс, или федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в установленных пунктом 23 настоящих Правил случаях.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;
конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
Частью 1 статьи 15 вышеуказанного закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Требования указанной нормы распространяются на все случаи проведения торгов, когда организаторами или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае отказ в допуске к участию в конкурсе мотивирован тем, что в нарушение пунктов 15, 32 Правил проведения конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области, подпункта "г" пункта 25, пункта 58 Правил функционирования розничных рынков ОАО "Нижегородская сбытовая компания" подало заявки на участие в конкурсе сразу по четырем зонам деятельности. При этом из представленных документов невозможно было установить наличие или отсутствие на дату подачи заявки неурегулированной задолженности перед участниками оптового или розничного рынка в размере, превышающем сумму денежных обязательств за два периода платежа по соответствующим документам.
Однако указанные ограничения не предусмотрены Правилами функционирования розничных рынков.
Таким образом, отказ РСТ Нижегородской области в допуске ОАО "Нижегородская сбытовая компания" к участию в конкурсе противоречит Правилам функционирования розничных рынков, что в свою очередь привело к нарушению норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и прав Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.07.2008 по делу N А40-4142/08-120-24.
В силу пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц и граждан.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что решение РСТ Нижегородской области об отказе в допуске к участию ОАО "Нижегородская сбытовая компания" в конкурсе на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создает не предусмотренные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничения доступа к участию в конкурсе.
Последующее признание решения РСТ Нижегородской области от 13.06.2007 N 32/1 "О проведении открытых конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Нижегородской области" незаконным ( решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2008 по делу N А43-14076/2007-1-208а) в данном случае не является основанием для прекращения производства по делу или отказа в удовлетворении требования. Это обстоятельство при рассмотрении настоящего спора не является юридически значимым, поскольку в данном случае конфликт возник в сфере конкуренции, участниками которой являются российские юридические лица (хозяйствующие субъекты) и государственные органы. Оспариваемым решением об отказе в участии в конкурсе были нарушены права ОАО "Нижегородская сбытовая компания" как хозяйствующего субъекта, желающего участвовать в конкурсе на равных с другими юридическими лицами.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции с учетом внесенных дополнений в мотивировочную часть судебного акта отсутствуют. При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Региональной службы по тарифам Нижегородской области признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неправильном толковании норм действующего законодательства. Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2008 по делу N А43-18404/2007-1-245 оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18404/2007-1-245
Истец: ОАО "Нижегородская сбытовая компания"
Ответчик: Региональная служба по тарифам по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3437/07