г. Ессентуки |
Дело N А63-13179/08-С4 |
24 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2009.
дата изготовления постановления в полном объеме 24.03.2009
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Сулейманова З.М., Винокуровой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амироковой Я.Х.
при участии в судебном заседании представителей:
от ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер": Коченова Л.С. - доверенность N 1 от 13.12.2008,
от инспекции ФНС России по Ленинскому району города Ставрополя: Афанасьева Н.В. - доверенность N 7 от 18.03.2009,
рассмотрев апелляционную жалобу
ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2008 по делу N А63-13179/2008
по заявлению ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" к инспекции ФНС России по Ленинскому району города Ставрополя,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Ставропольского края о признании недействительным решения налоговой инспекции,
встречное заявление инспекции ФНС России по Ленинскому району города Ставрополя к ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" о взыскании земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
26.02.2008 ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" (далее - учреждение) в инспекцию ФНС России по Ленинскому району города Ставрополя (далее -налоговый орган) представило уточненную налоговую декларация по земельному налогу за 2007 год, в графе 010 которой отражены кадастровые номера земельных участков (N 26:12;02;2313;0018, N 26;12;03;1008;0049). В графе 220 налогоплательщиком указана налоговая ставка 0,3. Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 12 месяцев 2007 года, по расчету налогоплательщика составила 0 рублей.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации за 2007 год, в ходе которой выявлено, что в нарушение статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не исчислена и не отражена сумма авансового платежа по земельному налогу за 12 месяцев 2007 года в сумме 246 751 рублей, в связи с чем 23.04.2008 составлен акт камеральной налоговой проверки N 6676.
Налогоплательщиком 27.05.2008 на акт N 6676 от 23.04.2008 представлены в налоговый орган возражения, согласно которым земельные участки учреждения находятся в ограниченном обороте и согласно пункту 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не образуют объект налогообложения.
05.06.2008 года налоговым органом рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки и вынесено решение N 3002 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому учреждению за 2007 год доначислен земельный налог по сроку уплаты 01.02.2008 в сумме 246 750 рублей.
Полагая, что решение N 3002 от 05.06.2008 налоговой инспекции является незаконным и нарушает права налогоплательщика посредством взыскания с него земельного налога, ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к ИФНС России по Ленинскому району города Ставрополя с заявлением о признании недействительным решения N 3002 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя от 05.06.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель не является плательщиком земельного налога, так как земли ограничены в обороте как представленные для обеспечения обороны и безопасности, в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Закона РФ "О безопасности" и не являются объектом налогообложения в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя обратилась со встречными требованиями о взыскании с ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер" земельного налога в сумме 220501 рублей.
До рассмотрения дела по существу спора инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ заявлен отказ от встречных требований в связи с оплатой учреждением суммы земельного налога на спорный период в полном объеме в бюджет.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2008 отказано в удовлетворении требований ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя от 05.06.2008 N 3002 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Производство по встречному требованию Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя прекращено. Принимая решение, суд исходил из того, что использование земельных участков ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" не связано с нуждами обороны и безопасности, а Министерство здравоохранения Ставропольского края не включено в круг лиц, осуществляющих деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела. Следовательно, земельные участки, используемые ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" являются объектами налогообложения по земельному налогу, а учреждение - налогоплательщиком земельного налога. Установленная пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении объектом налогообложения земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации норма не может распространяться на учреждения, в оперативном управлении которого находятся земельные участки, в связи с отсутствием у данных учреждений статуса лица, осуществляющего деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.12.2008, ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, считая, что ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" не является плательщиком земельного налога, так как земли ограничены в обороте как представленные для обеспечения обороны и безопасности, в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Закона РФ "О безопасности" и не являются объектом налогообложения в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что земельные участки, используемые ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр", являются объектами налогообложения по земельному налогу, а учреждение - налогоплательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон "О безопасности") указано, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закон "О безопасности" силы обеспечения безопасности включают в себя: вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Министерство здравоохранения Ставропольского края не входит в перечисленный перечень сил и средств обеспечения безопасности, определенный Законом "О безопасности".
Согласно разделу 2 устава ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" целью создания учреждения является оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебно-профилактической дермато-венерологической помощи населению Ставропольского края и Российской Федерации в амбулаторных и стационарных условиях с применением эффективных медицинских технологий и соблюдением диспансерных принципов в работе с больными дерматозами и инфекциями, передаваемыми половым путем.
Использование земельных участков ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" не связано с нуждами обороны и безопасности, а Министерство здравоохранения Ставропольского края не включено в круг лиц, осуществляющих деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела.
В действующих правовых нормах отсутствует прямое указание на то, что ГУЗ "Краевой клинический кожно-венерологический центр" входит в систему безопасности, а потому суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что установленная пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российский Федерации в отношении объектом налогообложения земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации норма не может распространяться на учреждения, в оперативном управлении которого находятся земельные участки, в связи с отсутствием у данных учреждений статуса лица, осуществляющего деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.12.2008 по делу N А63-13179/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13179/2008-С4-30
Заявитель: Государственное учреждение здравоохранения "Краевой клинический кожно-венерологический диспансер"
Заинтересованное лицо: Министерство имущественных отношений СК, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Ставрополя
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-195/09