"01" июля 2008 г. |
Дело N А14-4159-2008 |
Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковой В.М.,
судей Потихониной Ж.Н.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Заниной Е.А.,
при участии:
от ФНС России в лице ИФНС России по Левобережному району г.Воронежа: Кучина И.Е., специалист 1 разряда юридического отдела, по доверенности б/н от 21.05.2008г., паспорт серии 2002 N 532387 выдан УВД Коминтерновского района г. Воронежа 09.09.2005г.; Колягина И.Н., специалист 1 разряда отдела, по доверенности б/н от 30.10.2007г., удостоверение УР N 288250 действительно до 31.12.2009г.;
от ООО "Каскад-2": Семыкина Е.И., не допущена, отсутствуют полномочия.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа на определение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2008 года (судья Домарева В.В.) о возвращении заявления о признании ООО "Каскад-2" несостоятельным (банкротом) по делу N А14-4159-2008
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России в лице инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Левобережному району г.Воронежа обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании отсутствующего должника - ООО "Каскад-2" несостоятельным (банкротом) в связи с задолженностью по уплате обязательных платежей в бюджет и пени и отсутствием у налогоплательщика имущества и денежных средств для ее погашения.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2008 г. заявление налогового органа возвращено на основании пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с определением суда, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, выразившиеся в том, что, возвращая заявление, суд первой инстанции не учел, что налоговым органом в полной мере выполнены требования статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановления Правительства РФ от 21.10.2004г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", поскольку приложила доказательства финансирования процедуры банкротства - смету расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
Представители налоговой инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полагая оспариваемое определение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель должника в судебное заседание явился, однако к участию в судебном разбирательстве не был допущен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации председательствующий в коллегиальном судебном заседании устанавливает личность участников арбитражного процесса и проверяет их полномочия. Из имеющегося в деле протокола судебного заседания от 01.01.2008г. усматривается, что Семыкина Е.И. не допущена к участию в судебном разбирательстве, поскольку ее полномочия не подтверждены надлежащими документами.
Суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей налоговой инспекции, считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, возвращая заявление, суд первой инстанции сослался на пункт 1 статьи 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Постановление Пленума от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц". При этом суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Каскад-2" является недействующей организацией и не располагает имуществом, на которое может быть обращено взыскание по ее долгам.
Суд апелляционной инстанции находит указанную ссылку обоснованной и в полной мере соответствующей действующему законодательству ввиду следующего.
В заявлении о признании ООО "Каскад-2" несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет.
Вместе с тем, как следует из пояснений налоговой инспекции у ООО "Каскад-2" отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание и погасить образовавшуюся задолженность.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
После принятия Закона о банкротстве в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации, фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005г.
Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ООО "Каскад-2" банкротом поступило в арбитражный суд в июне 2008 г., то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
В заявлении о признании ООО "Каскад-2" несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет в общей сумме 118322 руб. 83 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2005г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом. Недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 1 Закона N 83-ФЗ при наличии всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Указанное решение должно быть опубликовано в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. С указанного момента в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий (налоговый) орган заявление.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что бухгалтерская и налоговая отчетность организацией не представляется, коммерческая деятельность не ведется, операции по расчетным счетам, не осуществляются. Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 21.1 Закона о регистрации ООО "Каскад-2" признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим юридическим лицом, которое может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
Учитывая, что доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом и по существу подобными доказательствами являются сведения о наличии у должника имущества, за счет которого возможно удовлетворение требований кредиторов, а инспекцией заявлено об отсутствии у ООО "Каскад-2" имущества, следовательно, в отношении недействующего должника подлежит применению административный, а не судебный порядок.
Кроме того, судебный порядок при введении процедуры банкротства в отношении ООО "Каскад-2" не только не приведет к выявлению имущества недействующего должника, а соответственно покрытию фактической задолженности по уплате обязательных платежей, но и увеличит неоправданный расход государственных денежных средств, выделяемых для указанных целей из федерального бюджета.
Данная правовая позиция соответствует разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 2 Постановления Пленума от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
Таким образом, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
Исходя из положений пункта 15 Информационного Письма Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005г. при подаче апелляционных и кассационных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 16, 17, 101, 106, 110, 112, 258, 266 - 268, 270, 271, пунктом 1 частью 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 06.06.2008 г. по делу N А14-4159-2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Левобережному району г.Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
В.М. Баркова |
Судьи |
Ж.Н. Потихонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4159-2008
Должник: ООО "Каскад-2"
Кредитор: ИФНС России по Левобережному р-ону г. Воронежа