г. Чита
26 декабря 2008 года |
Дело N А19-14813/08-27 |
|
04АП-3962/2008 |
Резолютивная часть постановления вынесена 24 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2008 года.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы в сфере связи и массовых коммуникаций по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2008 года по делу N А19-14813/08-27 по заявлению Управления Федеральной службы в сфере связи и массовых коммуникаций по Иркутской области к Закрытому акционерному обществу "Пресс-сервис" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, (суд первой инстанции: Колосов В.И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от общества: не было,
Заявитель - Управление Федеральной службы в сфере связи и массовых коммуникаций по Иркутской области - обратился с требованием к Закрытому акционерному обществу "Пресс-сервис" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции решением от 17.11.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказал, установив нарушение процедуры привлечения к административной ответственности (составление протокола в присутствии представителя общества; управление не рассмотрело заявление общества о назначении другой даты составления протокола, чем нарушило требования ст.24.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение права общества на защиту, так как общество было лишено возможности воспользоваться услугами защитника и правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что при составлении протокола не было допущено нарушений процессуальных требований, так как директор общества была надлежащим образом уведомлена о времени, дате и месте составления протокола, копия протокола направлена сопроводительным письмом в адрес ответчика; КоАП РФ не предусматривает включение в протокол сведений о рассмотрении заявленных ходатайств, нерассмотрение ходатайства об отложении даты составления протокола не является процессуальным нарушением и позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело. Суд рассмотрел и оценил только одно обстоятельство (факт нерассмотрения поступившего в административный орган ходатайства), применил закон, не подлежащий применению (ст.24.4 КоАП РФ), суд не выяснил, являются ли причины неявки в административный орган уважительными, то есть не исследовал факт подачи ходатайства о невозможности прибытия для составления протокола.
Общество, управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционного суда явку своих представителей не обеспечили, заявили о рассмотрении дела в свое отсутствие; общество представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции от 17 ноября 2008 г.
Как следует из материалов дела, 08 октября 2008 года заявителем проведена проверка соблюдения обществом законодательства в сфере связи - деятельности по телевизионному вещанию в г. Саянске и близлежащих населенных пунктах на основании выданной обществу лицензии. О выявленных нарушениях 15 октября 2008 года составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
21 октября 2008 года управление обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества к установленной административной ответственности.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене (изменению) с учетом следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Иркутской области обоснованно пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения к ответственности.
Суд первой инстанции правомерно сослался на подлежащие применению в настоящем деле статьи 28.2, 24.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о дате, месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено обязательное составление протокола о совершении административного правонарушения (за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса).
В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, участие в составлении протокола является правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Как следует из материалов дела, обществу сообщено о дате и времени составления протокола, вместе с тем оно уведомило административный орган о невозможности прибытия, и причины неявки являются уважительными (т.1, л.д.128).
Между тем административный орган не рассмотрел ходатайство общество об отложении составления протокола, в то время как в силу статьи 24.4 КоАП РФ ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.04г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приходит к выводу о существенном характере нарушений, допущенных административным органом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в привлечении общества к административной ответственности.
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2008 года по делу N А19-14813/08-27, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2008 года по делу N А19-14813/08-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14813/08
Заявитель: Управление Федеральной службы по надзору в сферое связи и массовых коммуникаций по Иркутской области
Ответчик: ЗАО "Пресс-сервис"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3962/08