Перспективы
Костыли для алкогольного бизнеса
Столичным правительством одобрены и рекомендованы для рассмотрения Мосгордумой новые правила лицензирования розничной продажи алкогольной продукции (постановление правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 574-ПП). Пока же отношения в этой сфере все еще регулирует Закон от 23 июня 2004 г. N 42 "О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в г. Москве".
Юрисконсульт ООО "ЮрКонсалТ-Групп" Наталья Голец напоминает:
- Фирма имеет право продавать спиртное на территории столицы на объектах, указанных в приложении к лицензии. Отказать в выдаче разрешения на торговлю могут в нескольких случаях. Если информация и документы, предоставленные соискателем, были недостоверными или неполными. Также откажут компании в том случае, если не оплачен лицензионный сбор. Кроме того, фирма обязана оплатить обследование своих стационарных торговых и складских помещений, которое провел лицензирующий орган.
По действующим правилам, выдачей лицензий на торговлю спиртным в Москве занимается Департамент потребительского рынка и услуг (постановление правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 528-ПП). Первичное обследование отдельного объекта будет стоить организации 2000 рублей, которые она должна перечислить в течение пяти дней после мероприятия. При этом текущие осмотры контролеры должны проводить бесплатно (п. 3 ст. 9 закона N 42).
- Тем не менее, никаких требований к размеру уставного капитала для соискателей лицензии настоящий закон не устанавливает. Поэтому сейчас доступ компаний на рынок довольно прост. Небольшие фирмы с минимальными начальными средствами могут беспрепятственно выйти на рынок, - добавляет Наталья Голец.
Действующим законодательством предусмотрен только определенный минимальный размер уставного капитала при регистрации фирм. Председатель президиума Московской коллегии адвокатов "Единство" Сергей Кругляков поясняет:
- Есть Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ. В статье 14 для компаний определен уставной капитал - не менее стократной величины от МРОТ. То есть эта сумма должна быть не меньше 10 тысяч рублей. Эти нормы никто не отменял.
Продавать спиртное в розницу обойдется дороже
Из ныне действующего закона предлагают удалить нормы, противоречащие федеральному законодательству. Например, дающие возможность получить лицензию индивидуальным предпринимателям. Но это еще не все. Новый законопроект предусматривает, что фирмы, которые решат получить лицензию на продажу алкоголя в розницу, должны иметь достаточно большой уставной капитал. Его сумма не может быть меньше 1 млн рублей. Правда, для малых предприятий предусмотрена "поблажка". Им достаточно и 300 тысяч. Это требование не распространяется на организации общественного питания, имеющие лицензии на розничную продажу алкоголя для потребления на месте покупки.
Как объясняет председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев, необходимость таких мер возникла из-за критической ситуации на рынке:
- В начале лета в Москве было выявлено 100 миллионов гекалитров нелегальной алкогольной продукции. В то время как качественного алкоголя оказалось 140 миллионов гекалитров (в одном гекалитре - 1000 литров. - Прим. ред.). Благодаря более жестким критериям совсем небольшие компании, которые, как правило, продают поддельный товар, не смогут выйти на рынок. При этом уставной капитал для малых фирм, равный 300 тысячам рублей, - не слишком большие деньги. На их деятельность в целом новый закон не повлияет отрицательно.
Помимо указанных нововведений законодатели расширили список оснований для отказа в выдаче разрешения на торговлю. Но при этом увеличили с 3 до 5 лет сроки действия лицензии.
Законопроект установил сумму лицензионного сбора за выдачу лицензии на продажу алкоголя в розницу. Он взимается пропорционально сроку действия разрешения и рассчитывается исходя из размера сбора за лицензию на один год - 60 000 рублей за каждый объект для крупных предприятий. Малые фирмы должны заплатить вполовину меньше, то есть 30 000 рублей (п. 1 ст. 14 законопроекта).
Порадовать может только то, что перечень документов, которые нужно будет предъявить для получения лицензии, не расширят. Правда, при этом станет длиннее список оснований для аннулирования разрешения в судебном порядке. К нему добавят отсутствие необходимой маркировки продукции и фиксации продаж в ЕГАИС.
Что нужно для торговли?
Для того чтобы получить лицензию, нужно предоставить в Департамент потребительского рынка и услуг следующие документы. Во-первых: заявление, согласованное в управе того муниципального образования, на территории которого будет вестись торговля. В нем должно быть указано:
- информация о фирме;
- вид ее деятельности;
- адрес магазина;
- срок действия лицензии.
Во-вторых: свидетельства о государственной регистрации фирмы и постановке на учет в налоговой, учредительные документы, квитанция об оплате сбора за рассмотрение заявления, справка из ИФНС об отсутствии задолженности, заключение СЭС и пожарников. А также документы, подтверждающие право собственности, или договор аренды помещения и карточка регистрации ККТ (ст. 6 закона N 42).
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы находится по адресу: 119019, Новый Арбат, д. 15. Телефоны: 291-12-84, 291-81-44. График работы: с понедельника по четверг с 9.30 до 17.00, в пятницу с 9.30 до 16. Обед с 12 до 13. Суббота, воскресенье - выходные дни.
От бумаг и очередей - в интернет
В Фонде социального страхования всегда относились к бухгалтерам теплее, нежели в других ведомствах. На этот раз ФСС порадовал страхователей, предложив им через интернет узнавать о времени проведения очередных выездных проверок.
О подобной возможности чиновники заговорили еще пару лет назад. Тогда одновременно планировалось ввести сдачу отчетности по электронным каналам связи. Однако пока бухгалтеры не горят желанием пересылать отчеты через всемирную паутину. Поскольку ежеквартальные очереди в отделениях фонда не уменьшаются, страхователям решили сначала показать все возможности интернета. Поэтому осваивать сеть ФСС начал не с принудительной сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи, а с более приятных вещей.
Напомним, сегодня сотрудники фонда при бухгалтере забивают в компьютер все сведения из сданных документов. Потом автоматически сверяют разные показатели отчетности. Другой вариант сдачи - использование дискет. При этом существенно экономится время как бухгалтеров, так и служащих фонда. Однако отстоять в очереди все равно надо. Альтернатива перечисленным способам - сдача отчетности при помощи специализированных операторов связи либо через сайт фонда. От спецоператоров, услугами которых давно и с успехом пользуется Федеральная налоговая служба, здесь решили отказаться. Почему ФСС не пошел по пути налоговиков, объяснил "Московскому бухгалтеру" заместитель председателя Фонда социального страхования Сергей Ковалевский:
- Отчет по Ф4 является не только отчетом, но и частью баланса фонда. При сдаче отчетности в налоговую инспекцию у бухгалтера не могут возникнуть расхождения в расчетах, произведенных самим налогоплательщиком и инспекцией. Поскольку в ФСС зачетная система, то основные проблемы при сдаче страхователем отчетности возникают именно из-за расхождений во взаиморасчетах. И надо помнить, что бумажный носитель никто не отменял.
Действительно, если в организации нет компьютера, запретить бухгалтеру сдавать отчеты на бумаге никто не вправе. Правда, этому непреложному правилу не всегда следуют в других столичных ведомствах. Тем более это несправедливо, если учесть, что большинство страхователей - фирмы со штатом в несколько человек, где компьютера зачастую нет.
Рассчитаем больничный, не выходя из "паутины"
Для бухгалтеров сентябрь оказался счастливым месяцем. Не выходя из офиса, они теперь могут узнать не только время проведения очередных проверок Фондом социального страхования, но и их результаты. Кроме того, уже сейчас в режиме оn-line можно производить расчеты больничных листов. Обо всех возможностях рассказал Сергей Ковалевский:
- Основная цель портала - совершенствование взаимодействия со страхователями. К примеру, наши пользователи могут получить различные социально-экономические показатели. С 1 сентября появились еще три новых сервиса. Это автоматический расчет пени за несвоевременную выплату взносов; поскольку 85 процентов расходов ЕСН составляют затраты, связанные с временной нетрудоспособностью, - расчет больничных листов. Для зарегистрированных пользователей предусмотрена возможность сдачи формы 4-ФСС в электронном виде. Информация в 4-ФСС формируется не только из бухгалтерских данных, но и из результатов камеральных и выездных документальных проверок. Можно также узнать, когда и какую проверку ФСС планирует провести на его предприятии, и увидеть все свои прошлые отчетные формы.
Удивительно, но все эти услуги бесплатны. Кстати, никого к сдаче отчетности через портал не принуждают. Тем более приятно, что это никак не связано с возможностью пользоваться другими сервисами. Например, чтобы узнать о планируемых проверках и рассчитать больничные листы, не нужно отправлять отчетность через интернет. Особенно это порадует тех бухгалтеров, которые не имеют доступа в сеть постоянно, а лишь изредка заглядывают на сайт. Например, они могут проверить состояние расчетов своей организации с бюджетом. Правда, даже отправив отчет через сеть, наведаться в свое отделение фонда бухгалтеру все равно придется, чтобы предоставить данные на бумаге.
Обновления данных на сайте идут непрерывно, отмечает Сергей Ковалевский:
- Техническая задержка между появлением сведений в информационной системе фонда и публикацией на портале, с учетом времени на агрегирование информации, обычно не превышает суток. Разумеется, возможны варианты, когда результаты проверки находятся на ноутбуке у ревизора и попадут на портал через несколько дней. Ну и технические накладки случаются. Например, нет связи с филиалом. В дальнейшем мы будем постоянно развивать свой портал для страхователей.
Адреса, явки, пароли...
Чтобы попасть на информационный портал ФСС, бухгалтеру надо зайти по адресу: http://fz122.fss.ru и зарегистрироваться. Для этого нужно указать ФИО ответственного сотрудника фирмы-страхователя, наименование и остальные данные организации. Затем отправить официальное письмо на имя управляющего региональным отделением фонда с указанием ФИО ответственного работника, регистрационного имени (логина) и адреса электронной почты. После этого фирму включат в число зарегистрированных пользователей портала. Чтобы просто посмотреть, какие услуги предлагает фонд, бухгалтеру достаточно зайти под логином demo, потом ввести такой же пароль.
За неделю написали заявление свыше 700 страхователей. В дальнейшем ФСС планирует развивать и уделять больше внимания самим камеральным и выездным документальным проверкам.
Кстати, если в территориальном отделении ФСС бухгалтеру скажут, что ничего не знают о новшестве, и не примут заявление, "пусть напишет прямо на портал, в раздел "Обратная связь" с указанием номера регионального отделения или филиала, - отмечает Сергей Ковалевский, - обязательно поможем!"
"Московский бухгалтер", N 17, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007