Средства от предпринимательской деятельности
бюджетных учреждений
Статья 161 "Бюджетное учреждение" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) гласит, что в смете доходов и расходов учреждения должны отражаться все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. Сюда относятся и доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Об этом говорится в статье 254 "Лицевые счета бюджетных средств" БК РФ. При этом средства от предпринимательской деятельности зачисляются на балансовый счет 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", открытый территориальному органу Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на счет органа Федерального казначейства. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.
Законом о бюджете на текущий год (от 26.12.2005 N 189-ФЗ) предусмотрено, что средства в валюте РФ, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства.
Расходование указанных средств осуществляется федеральными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, и в пределах остатков средств на их лицевых счетах.
Статьей 109 Закона о бюджете установлено, что в случае незакрытия федеральными учреждениями счетов, открытых в учреждениях Центрального банка РФ или в кредитных учреждениях, Федеральное казначейство и его территориальные органы вправе приостанавливать операции по лицевым счетам получателей средств федерального бюджета, открытым им в территориальных органах Федерального казначейства, и (или) по счетам, открытым в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях.
Учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые территориальным органам Федерального казначейства, без взимания платы.
Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других организаций.
Отдельными статьями в законе о бюджете выделен порядок учета средств, полученных подразделениями вневедомственной охраны МВД России и объектовых и специальных подразделений Федеральной противопожарной службы.
В статье 22 Закона о бюджете на 2006 год указано, что средства, поступающие на счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в органах Федерального казначейства объектовым и специальным подразделениям Федеральной противопожарной службы в соответствии с договорами по охране от пожаров организаций и населенных пунктов, а также подразделениям органов внутренних дел по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, зачисляются в полном объеме в доход бюджета после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также после возмещения материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций и населенных пунктов, убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, определяемыми условиями договоров.
Письмом Минфина России N 10-8-5/1479, Казначейства России N 42-7.1-15/5.1-183 от 21.04.2006 разъяснен порядок зачисления в доход федерального бюджета в 2006 году средств, полученных подразделениями ОВД по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан. Зачисление указанных средств производится на лицевые счета по учету внебюджетных средств подразделений ОВД и отражается по коду 188 3 02 01010 01 0000 130.
Органы Федерального казначейства на основании платежных поручений подразделений ОВД ежемесячно (10, 20, 30 (31-го) числа) перечисляют эти средства в доход бюджета.
Кассовые операции по оплате убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, отражаются на лицевых внебюджетных счетах, открытых подразделениям ОВД, по коду 290.
Письмом Минфина России N 10-8-5/1480, Казначейства России N 42-7.1-15/5.1-184 от 21.04.2006 разъяснен порядок зачисления в доход федерального бюджета в 2006 году средств, полученных объектовыми и специальными подразделениями Федеральной противопожарной службы в соответствии с договорами по охране от пожаров организаций и населенных пунктов. Зачисление средств производится на лицевые счета по учету внебюджетных средств подразделений ФПС и отражается по коду 177 3 02 01010 01 0000 130.
ОФК на основании платежных поручений ФПС ежемесячно (10, 20, 30 (31-го) числа) перечисляют эти средства в доход бюджета. При этом обратите внимание, что в вышеуказанном письме от 21.04.2006 N 10-8-5/1480, N 42-7.1-15/184 установлены сроки перечисления доходов от платных услуг, полученных подразделениями ФПС, а не суммы, подлежащие уплате. Федеральное казначейство считает возможным наличие остатков средств на лицевых счетах по учету внебюджетных средств в сроки, установленные Минфином и Федеральным казначейством (10, 20, 30 (31)). Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" подразделения ФПС вправе использовать поступающие им средства также на возмещение материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций и населенных пунктов, в объеме и по перечню, устанавливаемым МЧС России. Разъяснения по этому вопросу даны в письме Казначейства России от 19.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-253.
В письме Минфина России N 10-8-5/1480, Казначейства России N 42-7.1-15/5.1-184 от 21.04.2006 также указано, что в соответствии с разъяснениями Министерства финансов (письма от 02.03.2006 N 10-4-17/715 и от 07.04.2006 N 10-04-17/1270) в настоящее время процесс формирования Федеральной противопожарной службы еще не полностью завершен. МЧС России определен перечень подразделений ФПС (приказ МЧС России от 27.01.2006 N 47 "Об утверждении перечней подразделений Федеральной противопожарной службы и порядке их создания"), создание которых планировалось завершить до 1 апреля 2006 г. путем реорганизации подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - подразделения ГПС).
При этом не все существующие подразделения ГПС подлежат реорганизации в подразделения ФПС, включенные в приложения N 1, 2 к приказу МЧС России от 27.01.2006 N 47. В связи с чем подразделения ГПС не могут рассматриваться как подразделения Федеральной противопожарной службы, следовательно, положения статьи 22 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" к этим подразделениям применяться не могут.
До завершения реорганизационных процедур подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляют свою деятельность в соответствии с договором с организациями на оказание услуг по охране от пожаров организаций.
Поэтому в настоящее время средства, полученные в соответствии с договорами на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства:
- подразделениям ФПС - подлежат учету и последующему перечислению в федеральный бюджет в вышеуказанном порядке;
- подразделениям ГПС - используются ими в соответствии со сметой по внебюджетной деятельности и разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В целом средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - это средства, полученные бюджетными учреждениями из внебюджетных источников, образование и расходование которых установлено законодательными актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (далее - внебюджетные средства).
Порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов утвержден приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н.
Отметим, что данный приказ действует до принятия соответствующих нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства. Об этом указано в приказе от 03.03.2006 Минфина России N 36н и Казначейства России N 4н "О применении порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета".
Данным приказом Федеральному казначейству и Департаменту бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации предписано обеспечить разработку проектов соответствующих нормативных правовых актов в срок до 31 декабря 2006 года.
Итак, бюджетному учреждению может открываться лицевой счет для учета внебюджетных средств. Нумерация лицевых счетов по учету внебюджетных средств осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.*(1) При этом в первом и втором разрядах лицевого счета используется код 06.
Пунктом 5 приказа N 46н установлено, что лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются клиентам в органах Федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателей средств для учета операций со средствами федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, то первоначально ОФК открывает клиенту лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.
Также отметим, что каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств.
Какие документы обязано представить бюджетное учреждение для открытия ему внебюджетного счета? Исчерпывающий перечень документов указан в п. 6 приказа N 46н. Это следующие документы:
а) подлинник разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальном органе Федерального казначейства (далее - разрешение), оформленного в установленном порядке;
б) заявление на открытие лицевого счета, с указанием в реквизите "вид лицевого счета": по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
в) карточку образцов подписей, оформленную и заверенную в порядке, установленном пунктами 21-27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.
Представленные документы хранятся в деле по оформлению лицевого счета (далее - юридическое дело). Единое юридическое дело оформляется по всем открытым данному клиенту лицевым счетам и хранится у главного бухгалтера органа Федерального казначейства или у другого уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства работника.
Лицевые счета по учету внебюджетных средств закрываются органом Федерального казначейства:
а) по заявлению на закрытие лицевого счета, представленному клиентом;
б) при отзыве в установленном порядке ранее выданного разрешения;
в) при передаче клиента на обслуживание в другой орган Федерального казначейства;
г) в связи с исключением получателя средств из Реестра получателей средств федерального бюджета;
д) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Учет операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств
Зачисление внебюджетных средств
Для учета операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства смету доходов и расходов по внебюджетным средствам на текущий финансовый год. Данное положение содержится в п. 39 постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год", а также в приказе N 46н.
Порядок составления, утверждения смет доходов и расходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений разрабатывается и утверждается главным распорядителем бюджетных средств.*(2)
Смета доходов и расходов может представляться в орган Федерального казначейства в электронном формате. При этом в порядке утверждения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам должно быть предусмотрено, что руководитель федерального учреждения вправе утверждать указанную смету самостоятельно. Смета доходов и расходов в электронном формате в обязательном порядке должна быть подписана электронно-цифровой подписью руководителя бюджетного учреждения. Разъяснения по данному вопросу даны Казначейством России в письме от 13.03.2006 N 42-7.1-15/5.1-109.
Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам - это документ, составленный на текущий финансовый год, утвержденный в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Утвержденная смета доходов и расходов по внебюджетным средствам в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств. Уточненная смета также представляется в орган федерального казначейства.
Внебюджетные средства, перечисленные плательщиками (физическими и юридическими лицами), поступают на счет органа Федерального казначейства. Эти средства подлежат отражению органами Федерального казначейства на лицевых счетах по учету внебюджетных средств соответствующих клиентов в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
Оформление плательщиками расчетных и кассовых документов осуществляется в порядке, установленном Положением ЦБ РФ и Минфина России от 20.05.2004 N 257-П/46н "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации".
При этом в поле "Назначение платежа" платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода в соответствии с разрешением. В случае если в платежном документе отсутствует ссылка на источник образования внебюджетных средств или он не соответствует источникам, отраженным в разрешении, орган Федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет клиента без права ее расходования. В данном случае клиент обязан представить либо соответствующее дополнение к разрешению, либо письмо с дополнительной информацией об источнике образования внебюджетных средств. Письмо заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера клиента (п. 23 приказа N 46н).
Расходование внебюджетных средств
Платежные документы на осуществление кассового расхода принимаются органом Федерального казначейства от клиента только в пределах свободного остатка средств, отраженного на его лицевом счете по учету внебюджетных средств.
Согласно п. 15 приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н для санкционирования операций по оплате договоров (контрактов) за счет внебюджетных средств уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет предоставленные клиентом платежные документы. Платежные документы подвергаются проверке на правильность оформления и на соответствие указанных в них кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию операции и смете доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Орган Федерального казначейства вправе отказать в приеме платежного документа только в случае:
- недостаточности средств на лицевом счете по учету внебюджетных средств;
- несоответствия подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей;
- непредставления клиентом утвержденной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам на текущий финансовый год;
- несоответствия представленной сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам разрешению по источникам образования внебюджетных средств либо направлениям их использования.
Также орган Федерального казначейства отказывает в приеме платежных документов в случае приостановления операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств в связи с нарушением порядка исполнения судебных актов (глава 24.1 БК РФ) или незакрытия счетов в кредитных учреждениях (п. 41 постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год").*(3)
При санкционировании расходов с внебюджетных счетов следует знать, что в компетенцию органов Федерального казначейства не входят функции контроля за соответствием условий заключенных федеральными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет внебюджетных средств, требованиям законодательства Российской Федерации в части авансирования.
Пункт 37 постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" регулирует предельные размеры авансовых платежей, которые должен соблюдать получатель средств федерального бюджета при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета (см. письмо Казначейства России от 02.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-225).
Несколько слов об оплате исполнительных документов за счет внебюджетных средств. Статьей 242.3 БК РФ установлено, что для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом денежные средства, зачисленные органом Федерального казначейства на лицевой счет клиента без права расходования, также являются остатком, учтенным на лицевом счете клиента, и могут перечисляться на исполнение судебных решений.
В случае если дата платежного поручения, представленного клиентов в орган Федерального казначейства, не соответствует дате его фактического представления в орган Федерального казначейства более чем на один день, представитель клиента обязан на втором экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления.
В платежном поручении по кассовым расходам за счет внебюджетных средств отражается 20-ти разрядный код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н, в котором:
в 1-3-м разрядах указывается код главы главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение;
в 4-17-м разрядах соответствующих функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, проставляются нули;
в 18-20-м разрядах указывается код экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, соответствующий содержанию проводимой операции.
Подтверждающие документы, служащие основанием платежа, получателем средств к внебюджетному счету не предоставляются.
Порядок ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств и
осуществления сверки
Ежемесячно, не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, органы Федерального казначейства осуществляют сверку с клиентом остатков, а также операций по движению средств на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиента.
Сверка производится путем предоставления органом Федерального казначейства под расписку клиенту выписки из лицевого счета по учету внебюджетных средств клиента, сформированной нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с п. 60 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.
При отсутствии возражений клиента в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты вручения ему указанной выписки из лицевого счета совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными (п. 19 приказа Минфина России N 46н).
Отражение операций с внебюджетными средствами на лицевых счетах по учету внебюджетных средств производится нарастающим итогом с начала финансового года в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
На лицевом счете по учету внебюджетных средств подлежат отражению:
объем поступлений внебюджетных средств и направлений использования этих средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам нарастающим итогом с начала финансового года;
остаток внебюджетных средств на начало текущего финансового года;
суммы внебюджетных средств, поступившие в течение текущего финансового года в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе суммы средств без права расходования;
кассовые расходы, произведенные за счет внебюджетных средств в течение текущего финансового года в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;
восстановление кассовых расходов, произведенных за счет внебюджетных средств в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;
прочие платежи - платежи в уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации и иные предусмотренные разрешением и не относящиеся к расходам перечисления;
остаток внебюджетных средств на отчетную дату.
По окончании отчетного месяца ОФК брошюруют экземпляры лицевых счетов по учету внебюджетных средств на бумажном носителе в пачки в возрастающем порядке номеров лицевых счетов и подшивают их в дело. Порядок хранения лицевых счетов по учету внебюджетных средств в электронном виде устанавливает главный бухгалтер органа Федерального казначейства.
При завершении исполнения федерального бюджета средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на счета, открытые в новом финансовом году соответствующим бюджетным учреждениям (ст. 264 БК РФ). То есть остаток внебюджетных средств предшествующего финансового года в текущем финансовом году отражается на лицевых внебюджетных счетах как вступительный остаток на начало года.
Е.А. Король,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотри статью Король Е.А. "О лицевых казначейских счетах", "Советник бухгалтера в здравоохранении" N 3/2006, стр. 26-36.
*(2) Распоряжение Росавтодора от 15.03.2005 N ОБ-52-р (в ред. распоряжений Росавтодора от 13.02.2006 N 40-р, от 10.03.2006 N 101-р).
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 26.02.2006 N 19
Приказ Роспечати от 31.01.2006 N 10
Приказ Минфина России от 24.01.2006 N 12
Приказ ФНС России от 06.03.2006 N САЭ-3-16/125@
Приказ ФНС России от 14.02.2006 N 36
Приказ ФНС России от 12.01.2006 N 4
*(3) Разъяснение дано в письме Казначейства России от 02.06.2006 N 42-7.1-15/5.1-225
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95