г. Чита |
Дело N А78-7048/2008 |
"13" апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда Читинской области от 13 февраля 2009 г. по делу N А78-7048/2008, по заявлению ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании частично недействительным решения N 698 от 01 декабря 2008 года (суд первой инстанции Анисимов М.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Супрун Л.В. (доверенность от 22.01.2009г. N НЮ-209Д);
Каминская И.Г. (доверенность от 31.12.2008г. N НЮ-51Д);
от ответчика: Прохоров Д.А. (доверенность от 27.03.2009г. N 11-П).
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании решения N 698 от 01.12.08 г. недействительным в части обязания уплатить страховые взносы в сумме 20 588 рублей 43 копейки, пени 11 543 рубля 50 копеек, штрафных санкций 4 117 рублей 69 копеек.
Решением от 13 февраля 2009 года суд частично удовлетворил заявленные требования. Принимая расчет пени, уточненный Фондом, суд признал недействительным решение от 01.12.2008г. N 698 в части обязания уплатить пени в размере 2 756 рублей 17 копеек. В остальной части отказал, указав, что в целом, решение от 01.12.2008г. N 698 соответствует действующему законодательству. Поскольку установления норм суточных только для целей налогообложения на доходы физических лиц не предусмотрено, то использование постановления Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 не противоречит действующему законодательству о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим, страховые взносы на данный вид обязательного социального страхования не начисляются только на суточные, выплачиваемые в размере 100 рублей. Выплаты в виде материальной помощи, произведённые работникам ОАО "РЖД", обусловлены коллективным договором, входят в фонд оплаты труда, определяются в зависимости от минимального размера оплаты труда железнодорожников, и носят обязательный характер. Таким образом, страховые взносы правомерно начислены на оказанную материальную помощь.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагают, что применение таких нормативных правовых актов, как Постановление N 729 от 02.10.2002г. и Постановление N 93 от 08.02.2002г., неправомерно. В данном случае подлежит применению ст.168 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются локальным нормативным актом организации. Распоряжением президента ОАО "РЖД" N2193р от 07.11.2006 года установлены размеры суточных, выплачиваемых работникам РЖД. Суточные выплачивались в пределах установленных нормативов. Выплаты материальной помощи на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, на лекарства, и иные выплаты, не связанные с выполнением работниками Общества трудовых обязанностей, не зависящие от результатов труда работников Общества, не носят обязательный характер и, следовательно, не являются объектом для исчисления страховых взносов. Таким образом, решение Фонда соц.страхования РФ не соответствует положениям закона и нарушает права Забайкальской железной дороги.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснил, что применение Постановления Правительства РФ N 729 от 02.10.2002г. "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" и Постановления Правительства РФ N 93 от 08.02.2002г. "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" судом первой инстанции неправомерно. Постановление Правительства РФ N 729 от 02.10.2002г. распространяется только на бюджетные учреждения, к которым заявитель не относится, а постановление Правительства РФ N 93 от 08.02.2002г. имеет прямое действие и применяется при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Законодательство о налогах и сборах, о социальном страховании не определяет нормы суточных или порядок их установления к начислению средств на осуществление обязательного социального страхования, который предусмотрен только трудовым законодательством. В соответствии со ст.168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются локальным нормативным актом организации, в данном случае, Распоряжением президента ОАО "РЖД" N2193р от 07.11.2006 года "Об утверждении положения о порядке и размерах возмещения командировочных расходов, выдачи подотчетных денежных средств, предоставления авансовых отчетов о командировочных и хозяйственных расходах работников филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", нормы которого заявителем не нарушены. Выплаты материальной помощи на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, на лекарства, и иные выплаты, не связанные с выполнением работниками Общества трудовых обязанностей, не зависящих от результатов труда работников Общества, не носят обязательный характер и, следовательно, не являются объектом для исчисления страховых взносов. Таким образом, решение Фонда социального страхования РФ не соответствует положениям закона и нарушает права Забайкальской железной дороги. То, что указанные выплаты на лечение носят обязательный характер, Фондом не доказано, актом проверки не подтверждено. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой. Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. Пояснил, что применение постановления Правительства РФ N 93 от 08.02.2002г. "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" не противоречит действующему законодательству о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку установление норм суточных только для целей налогообложения на доходы физических лиц не предусмотрено. В связи с этим, страховые взносы на данный вид обязательного социального страхования не начисляются на суточные, выплачиваемые в размере 100 рублей. Следовательно, на суточные, сумма которых превышает 100 рублей, страховые взносы начисляется. Считают, что выплаты материальной помощи обусловлены системой оплаты труда, определяются в зависимости от минимального размера оплаты труда, носят обязательный характер. Сумма выплат материальной помощи выделяется конкретному человеку, а не медицинскому учреждению, оказывающему услуги по лечению. П.п.7, 8 Постановления Правительства РФ от 07.07.1999г. N765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования" предусматривает виды материальной помощи, среди которых отсутствует материальная помощь, выданная работнику на лечение, следовательно, данные суммы материальной помощи являются доходом и облагаются страховыми взносами. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ходе выездной проверки страхователя Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было установлено нарушение Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ N 184 от 02.03.00 г. и п.10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 г. N 763 за период с 01.01.06 г. по 31.12.07г. Так, в налогооблагаемую базу не включались суммы суточных, выплачиваемых сверх норм, установленных Постановлением Правительства РФ N 729 от 02.10.02 г., а также суммы материальной помощи на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, на лекарства, что нашло отражение в акте документальной проверки N 698 н/с от 24.10.08г.
На основании материалов проверки 01.12.08г. органом ФСС РФ было вынесено решение N 698 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 4 117 рублей 69 копеек и предложено уплатить пени в размере 11 522 рубля 09 копеек, также указано о наличии неуплаченных страховых взносов в сумме 20 588 рублей 42 копейки.
Не согласившись с названным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу пункта 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
Таким образом, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, производимые работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с установленной работодателем системой оплаты труда, то есть начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде Общество производило выплаты работникам в виде материальной помощи на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, на лекарства. Данные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников Общества.
Органом ФСС РФ не представлены доказательства, подтверждающие взаимосвязь выплаченной материальной помощи с выполнением работником РЖД должностных обязанностей.
Доводы ответчика о том, что выплаты в виде материальной помощи произведённые работникам ОАО "РЖД" обусловлены коллективным договором, входят в фонд оплаты труда, определяются в зависимости от минимального размера оплаты труда железнодорожников, и носят обязательный характер, также ничем не подтверждены.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также законности принятия оспариваемого решения и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Из пункта 2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у органа ФСС РФ не имелось правовых оснований для начисления страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, на выплаты работникам в виде материальной помощи на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, на лекарства.
Кроме того, органом ФСС РФ были начислены страховые взносы на суммы суточных, выплаченных сверх 100 руб.
Согласно пункту 10 Перечня выплат страховые взносы не начисляются в том числе на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Для урегулирования спорных правоотношений подлежит применению статья 168 Трудового кодекса РФ, предусматривающая обязанность работодателя в случае направления в служебную командировку возмещать работнику в том числе дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Распоряжением президента ОАО "РЖД" N 2193р от 07.11.2006 года "Об утверждении положения о порядке и размерах возмещения командировочных расходов, выдачи подотчетных денежных средств, предоставления авансовых отчетов о командировочных и хозяйственных расходах работников филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", установлены следующие размеры суточных:
- начальникам, заместителям начальников, главным инженерам, главным бухгалтерам филиалов, начальникам иных структурных подразделений ОАО РЖД и их заместителям - 200 руб. за каждый день нахождения в командировке;
- другим работникам до 10 дней -100 руб. за каждый день нахождения в командировке, при нахождении в командировке свыше 10 дней - 150 руб. за каждый день нахождения в командировке.
Суточные выплачивались работникам в пределах установленных указанным распоряжением норм, что не оспаривается ответчиком.
Суд первой инстанции ошибочно для урегулирования спорных правоотношений применил Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", согласно подпункту "а" пункта 1 которого за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации выплачиваются суточные в размере 100 руб., поскольку данное Постановление является постановлением прямого действия и применяется при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В Постановлении отсутствует ссылка на то, что установленные в нем нормы выплат применяются при определении налоговой базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. Постановление Правительства РФ N 729 от 02.10.2002г. в данном случае также не применимо, т.к. распространяется только на бюджетные учреждения, к которым заявитель не относится.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что начисление страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафных санкций на суточные, выплаченные сверх 100 руб., является неправомерным.
По вышеуказанным двум основаниям органом ФСС РФ было начислено страховых взносов в размере 20588,43 руб. и соответствующие суммы пеней в размере 11543,50 руб., штрафные санкции в размере 4117,69 руб., что не оспаривалось представителем ответчика.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании п.1 ч.2 ст.270 АПК РФ, с принятием нового решения об удовлетворении заявленного требования.
При подаче заявления и апелляционной жалобы обществом была уплачена госпошлина в сумме 3000 руб. На основании ст.110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ понесенные судебные расходы в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с Государственного учреждения Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО РЖД.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Читинской области от 13.02.2009г., принятое по делу N А78-7048/2008, отменить. Принять новое решение.
Заявленные требования ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО РЖД удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ N 698 от 01.12.2008г. в части начисления страховых взносов в размере 20588,43 руб., предложения уплатить штрафные санкции в размере 4117,69 руб., пени в размере 11543,50 руб. недействительным и не соответствующим Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановлению Правительства РФ от 02.03.2000г. N 184.
Государственному учреждению Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО РЖД.
2.Взыскать с Государственного учреждения Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице Забайкальской железной дороги - филиала ОАО РЖД судебные расходы в виде госпошлины в сумме 3000 руб.
3.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7048/2008
Заявитель: ОАО "РЖД", Забайкальская железная дорога-филиал ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-866/09