г. Чита |
Дело N А19-15064/08 -44 |
" 4 " марта 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 марта 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменёва Г.Г., Г.В. Борголовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бублиевич Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2008 года по делу N А19-15064/08-44 по заявлению Агентства имущественных отношений Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) N 1943 от 23.06.2008
с привлечением к участию в деле третьего лица Открытого акционерного общества "Иркутскгражданпроект"
(суд первой инстанции: Гаврилов О.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не было
от заинтересованного лица (налогового органа) - не было
от третьего лица - не было,
установил:
Агентство имущественных отношений Иркутской области (далее - Агентство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска N 1943 от 23.06.2008 года "Об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части отказа в возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2004 год от доходов, полученных от долевого участия в организации ОАО "Иркутскгражданпроект" в сумме 21 780 руб., и обязании осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль.
Решением суда первой инстанции от 28 ноября 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции, признавая решение налогового органа об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога незаконным как несоответствующим статье 78 Налогового кодекса РФ, указал, что, поскольку налоговый агент удерживает в соответствующих случаях налог у лица, являющегося плательщиком налога, при выплате дивидендов по принадлежащим субъекту Российской Федерации акциям у ОАО "Иркутскгражданпроект" не возникло обязанности по удержанию налога на прибыль за 2004 год в размере 21 780 руб. и перечислению в бюджет. Судом не приняты доводы налогового органа об отсутствии правовых оснований для возврата заявителю излишне уплаченной суммы налога в связи с отсутствием отражения уплаченной суммы налога в лицевом счете заявителя вследствие уплаты налога налоговым агентом, поскольку факт уплаты налога на счет средств заявителя материалами дела подтвержден.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Налоговый орган полагает, что возврат излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 21780 руб. не может быть произведен Агентству, поскольку плательщиком налога по платежному поручению N 582 от 05.07.2005 является ОАО "Иркутскгражданпроект" и сумма в размере 21780 руб. отражена на лицевом счете общества. В силу положений статей 246, пункта 2 статьи 275 Налогового кодекса РФ обязанность налогового агента по удержанию налога на прибыль с доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, не предусмотрена. Заявление о возврате указанной суммы должно быть подано в налоговый орган ОАО "Иркутскгражданпроект".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Налоговый орган известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2004 году в собственности Иркутской области (в лице Департамента имущественных отношений Иркутской области) находились акции ОАО "Иркутскгражданпроект" в количестве 16 %. Данное обстоятельство подтверждается справкой регистратора ОАО "Регистратор Р.О.С.Т." о процентном соотношении по счету зарегистрированного лица (л.д. 46).
В соответствии с Положением "Об агентстве имущественных отношений Иркутской области", утвержденным Постановлением Администрации Иркутской области от 31.12.2007 N 312-па, Агентство имущественных отношений Иркутской области осуществляет функции в сфере управления, распоряжения и контроля за использованием государственной собственности Иркутской области, в том числе осуществление от имени Иркутской области полномочий собственника имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, и участника имущественных правоотношений; полномочий по управлению акциями акционерных обществ, находящихся в собственности Иркутской области.
Агентство имущественных отношений Иркутской области создано в порядке реорганизации в форме слияния Департамента имущественных отношений Иркутской области и Комитета по управлению государственным имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
За 2004 год ОАО "Иркутскгражданпроект" по акциям, находившимся в тот период в собственности Иркутской области, начислены дивиденды в размере 242001 руб. 52 коп. (л.д. 27).
При выплате в 2005 году дивидендов по акциям за 2004 год ОАО "Иркутскгражданпроект", как налоговым агентом, удержан и перечислен в бюджет налог на прибыль в размере 21780 руб., с дохода, полученного Иркутской областью. Налог на прибыль в сумме 21 780 руб. с дивидендов по акциям перечислен в бюджет платежным поручением N 582 от 05.07.2005 (л.д. 25)
Дивиденды по акциям за 2004 год в сумме 220221 руб. 52 коп. перечислены ОАО "Иркутскгражданпроект" в доход Иркутской области платежным поручением N 581 от 05.07.2005 (л.д. 26)
Агентство имущественных отношений Иркутской области 17.06.2008 обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска с заявлением от 27.05.2008 о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2004 год в размере 21780 руб. В обоснование наличия излишне уплаченной суммы налога Агентство указало на необоснованное удержание и перечисление налоговым агентом налога на прибыль в бюджет, поскольку субъект Российской Федерации (Иркутская область) не является плательщиком налога на прибыль (л.д. 22-23).
Решением N 1943 от 23.06.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" Агентству отказано в осуществлении возврата по тем основаниям, что сумма налога на прибыль в размере 21780 руб. перечислена от имени ОАО "Иркутскгражданпроект" платежным поручением N 582 от 05.07.2005. Суммы налога не зачтены в КРСБ Агентства и не могут быть возвращены на его расчетный счет, так как в переплате не числятся.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного налога, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Представленными в материалы дела документами достоверно подтверждается, что ОАО "Иркутскгражданпроект", как налоговый агент, удержало и перечислило в бюджет налог на прибыль за 2004 год в сумме 21780 руб. с дохода, полученного Иркутской областью.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса РФ субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль.
Нормой пункта 11 статьи 78 Налогового кодекса РФ определенные статьей 78 Налогового кодекса РФ правила возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней распространены и на налоговых агентов.
При этом в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.
Поскольку законом прямо не предусмотрено, что возврат излишне удержанного налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на прибыль осуществляется налогоплательщику налоговым агентом (в отличие от правового регулирования порядка возврата налога на доходы физических лиц), Агентство, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, имеет право на возврат из бюджета излишне удержанной и перечисленной налоговым агентом в бюджет суммы налога.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о возможности осуществления возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль только на основании заявления ОАО "Иркутскгражданпроект" являются необоснованными. Отсутствие отражения уплаченной суммы налога в лицевом счете заявителя не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога при подтверждении факта уплаты налога в бюджет.
На основании вышеизложенного, проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции на основе всестороннего, полного и объективного исследования дана надлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2008 года по делу N А19-15064/08 -44, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2008 года по делу N А19-15064/08-44 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15064/08
Заявитель: Агентство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: ФМС по Правобережному округу г.Иркутска
Третье лицо: ОАО "Иркутскгражданпроект"
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-100/09